Нелёгкие судьбы первых авиаторов России. Часть 2

Виталий Чумаков
 
(Часть 1 в https://cont.ws/@vita1chuk/100...

(См. картинки и видео в https://cont.ws/@vita1chuk/1003742)

Когда в 1914 году началась Первая мировая война, Михаил Ефимов подал командованию рапорт с просьбой отправить его на фронт. В апреле 1915 года его включили в состав действующей армии в качестве летчика-охотника 32-го авиационного отряда. Первый русский авиатор начинает совершать рейды в тыл противника, фотографировать позиции, проводить бомбометание. Затем Ефимова опять вернули в Качинскую школу, а в ноябре 1915 года присвоили ему звание прапорщика. К этому времени Ефимов уже успел стать за свои боевые вылеты полным георгиевским кавалером.


В феврале 1916 года Ефимов был прикомандирован к 25-му корпусному авиационному отряду Киевской военной школы летчиков-наблюдателей, где пилот занялся разработкой собственного летательного аппарата.


Но завершить этот интересный проект Ефимову не удалось — летчика вновь откомандировали на фронт. В один из дней Ефимов самовольно уехал в Севастополь — чтобы испытать детали аэроплана. Однако, командование распорядилось задержать прапорщика Ефимова за самовольное оставление воинской части. Летчика посадили на гауптвахту, что было для Ефимова большим унижением. В 1916 году Михаила Ефимова перевели на Румынский фронт — в 6-й авиационный отряд.


Он летал на самолете «Ньюпор-11» (также известен как «Ньюпор Бебе;» (англ. «baby», фр. b;b;, рус. разг. «бебешка»), то есть «ребёнок Ньюпора 10»).В начале 1917 года из авиаотряда Ефимов был переведен в Севастопольскую гидроавиацию на должность флагманского летчика.

К этому времени Ефимов давно сотрудничал с социал-демократами. Как и многие другие русские авиаторы первой волны, включая, например, Константина Акашева и Виктора Федорова, Михаил Ефимов симпатизировал революционному движению и связывал будущее страны с социалистическим путем развития. После Февральской революции 1917 года его избрали членом комитета гидроавиации. Не только как летчик, но и как общественный деятель зарекомендовал себя Ефимов в сложные дни Февральской революции. Он развернул агитационно-пропагандистскую работу среди летчиков и матросов гидроавиации.

О взглядах Ефимова было хорошо известно командованию, но его не увольняли — как превосходного специалиста и авторитетного офицера. Однако, когда весной 1918 года Крым был оккупирован германскими войсками, русского летчика Михаила Ефимова арестовали. Он был освобожден лишь почти год спустя — после того, как большевикам удалось установить кратковременный контроль над полуостровом.

Но в 1919 году большевистская власть в Крыму продержалась совсем недолго. На полуостров наступали части белых. Красная армия, в которой в то время уже служил и Михаил Ефимов, была вынуждена начать отступление. Ефимов участвовал в отходе красноармейских частей в качестве водителя автоколонны. В районе Херсона автоколонна застряла, поэтому машины пришлось бросить и поджечь — чтобы белым не достались.

Михаил Ефимов пешком добрался до Одессы — города своего детства. Однако, в августе 1919 года в Одессе высадились белогвардейцы, которыми командовал капитан 2 ранга Кисловский. Михаил Ефимов был арестован и вскоре казнен. Белые не учли фронтовых заслуг первого русского летчика — для них Михаил Ефимов был лишь опасным большевистским агитатором, вдобавок ко всему прежде носившим офицерские погоны.

Уже потом стало известно, что приказ о казни Ефимова отдал сам Кисловский. Первого русского летчика посадили в шлюпку и вывезли на середину бухты. Командовавший шлюпкой офицер сказал летчику, что дает ему шанс спастись — и предложил прыгнуть за борт, чтобы добраться до берега вплавь. Ефимов согласился. Но как только он поплыл, конвоиры открыли по летчику огонь.

Михаилу Ефимову на момент смерти было всего 37 лет. Он мог бы жить еще очень долго, приносить пользу своей стране и делу развития авиации во всем мире. Память первого русского летчика Михаила Ефимова хранят название улицы в Одессе, несколько мемориальных досок. Памятники Ефимову стоят в Гатчине и в Одессе. Еще в 1988 году Международный планетный центр принял решение присвоить имя «Ефимов» малой планете номер 2754.



Судьбы большинства «золотых имен» русской авиации сложились трагически. Еще в 1916 году, всего в 39 лет, от инсульта умер Сергей Уточкин.

26 августа 1914 года в воздушном бою погиб легендарный штабс-капитан Петр Николаевич Нестеров. совершивший первый воздушный таран (смотрите статью по ссылке https://cont.ws/@vita1chuk/996...  ) О судьбе Васильева Александра Алексеевич (1882-1918) смотрите отдельную статью  https://cont.ws/@vita1chuk/1003930

4 марта 1922 года в Париже скончался от горловой чахотки Виктор Федоров — ему тоже было всего 37 лет.

Константину Акашеву, одному из пионеров авиации, сначала повезло — после революции он занимал важные командные посты в советской авиации и руководящие должности в авиационной промышленности. Но в 1931 г. 43-летний Константин Акашев был расстрелян по приговору Коллегии ОГПУ — авиатора обвинили в шпионаже, хотя, скорее всего, основной причиной его ареста и казни стало революционное прошлое Акашева — в молодости он примыкал к анархистскому движению.

В 1941 году, после одиннадцати лет пребывания в лагере, скончался Харитон Славороссов, арестованный и осужденный еще в 1930 году. Более долгую жизнь прожил Василий Каменский (1884-1961) — не только авиатор, но и поэт-футурист. Однако, она тоже была во многом несчастной — из-за болезни ему еще в конце 1930-х годов ампутировали ноги, а в 1948 году Каменского сразил инсульт и последние тринадцать лет жизни он провел парализованным. https://topwar.ru/111378-pervy...

Вот так сложились судьбы тех, кто первыми прокладывали пути в небо. Ревнивые небеса и забрали их к себе раньше положенного срока.


Эдуард Хиль - Обнимая небо