Мозаика создаётся на века. Из Цикла Байки

Евгений Прокопов
 
                Часть 1
  Мозаика известна с античной эпохи. До наших времён дошли  изображения или узоры, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток в Коринфе, Помпеи, Геркулануме, Византии.  Века и тысячелетия, природные катаклизмы и стихийные бедствия пронеслись над  чудесными произведениями неизвестных художников, не нанеся особого вреда.
  Советская власть  вполне сознавала роль и значение монументальной пропаганды. Мозаичные панно, эффектные и броские, стали чуть ли не главным способом   донесения в сознание человека партийных лозунгов и идей коммунизма средствами художественных образов.
  Всякий город в Советском Союзе  за честь считал  украсить свои улицы и площади.
  Для художников - монументалистов наступили золотые времена.
  В Новосибирске  в 1960-1980 годах творила целая плеяда ярких художников-монументалистов.
  Одним из самых  оригинальных творцов был Владимир Петрович Сокол.
  Для него характерны были не только высокий профессиональный уровень, но и неуёмность фантазии и непривычная для тех времён инициативность.
Так,  ему принадлежала идея создания мозаичного панно «Покорителям Оби»  в посёлке ОбьГЭС, на подъезде к гидростанции.
  Забавно, что  в качестве основы панно художник уговорил отдать ему  массивный фундамент камнедробилки,  ставший ненужным по завершению строительства Новосибирской ГЭС.
  Строительное начальство  с облегчением передало ему ненавистный истукан, который при попытках демонтажа не брали ни отбойные молотки, ни бульдозеры, ни взрывчатка.
  В сжатые сроки обуреваемый планами и идеями  Сокол создал оригинальный памятник эпохе.
  Отныне всякая экскурсия  в Академгородок не могла миновать  эту стелу. Группы интуристов  фотографировались у основания  панно, пугливо озираясь на светлые  одухотворённые лики Покорителей.
  Но время шло. Мозаика, созданная по тогдашнему обычаю «в спешном порядке», стала ветшать, осыпаться.
  Старый знакомый и коллега Владимира Сокола,  выдающийся мастер монументального жанра Василий Кирьянов напомнил своему однокашнику, что та спешка, те нарушения технологии мозаичного производства, о которых он предупреждал его, неминуемо приведут к полному разрушению, и надо принимать срочные меры.
 
Заслуженный художник РСФСР  В.П.Сокол умер в 1990 году.
Он не дожил до времён, когда  утраты  стали приобретать форсированный характер. Панно посыпалось…
   Ветераны строительства ГЭС, общественность Новосибирска, жители Академгородка  взялись бить во все колокола. Пресса, телевидение, радио полны были взволнованными выступлениями и призывами к спасению Панно.
 Василий Григорьевич Кирьянов радовался за своего покойного коллегу, его приятно удивил позитивный настрой  новосибирцев, всеобщее желание сохранить памятник.
    Восстановили «Покорителей Оби». Сверкает панно как новенькое.Хотя работы проводились по упрощённой технологии. Но и то ладно в наше время.
   
    Не знал Кирьянов, что его собственные произведения, украшающие улицы Новосибирска, и созданные с соблюдением всех нюансов мозаичной технологии, ждёт судьба печальная и обидная. Хоть они и не осыпаются. Созданы на века и не осыпаются, но судьба ждёт их горькая…
 
 фото из Интернета: Панно до реставрации.