Лишние мысли 2018-07 Посещение Крыма

Михаил Мещеряков
                ЛИШНИЕ МЫСЛИ – 2018-07.
                ПЕРВЫЙ РАЗ В КРЫМУ.
       Так уж случилось, за всю свою долгую жизнь я ни разу не был в Крыму. Хотя, рассуждая, может каждый про себя сказать: да мало ли где я за свою жизнь не успел побывать? Да это и практически невозможно. Для меня, лично, остались неведомыми, весь Дальний Восток, Сахалин, Камчатка, и еще много замечательных диких и об-житых мест нашей необъятной России.
        Волею судьбы, проживший большую часть жизни в Сибири, четвертый год живу в станице Кубани, и здесь, сам Бог велел, не заглянуть по новому мосту в соседний Крым, я отказать себе этого просто не мог.
      Около пяти лет назад, собирая свои корни моих предков по от-цовской линии, я познакомился с Павлом Мещеряковым, проживавшим на Украинском Крыму в городе Евпатория. С тех пор наша дружба укрепилась, и мы часто в «Одноклассниках» с ним общались. Тем более, он тоже бывший Сибиряк, из соседней, Кемеровской области. Вероятность родства вполне допустима. Все наши предки из Сибири. Даже судьба их схожа. Его дед Михаил и мой сродный дед Степан были расстреляны в 37- кровавом году в Колпашево и свалены в одну общую могилу, которую размыла Обь в 1989 году. Об этом я раньше описал в очерке «Герои ли они нашего времени…».
       О самом Павле Мещерякове тоже пиши хоть роман. Родившись в Сибири, послужил на флоте, нашел красавицу-жену Полину в посёлке под Евпаторией. Работал и жил на Сахалине, трудился в Якутии, строил БАИ, и вся жизнь была связана с механизмами и автотранс-портом. Даже сейчас, в свои 73 года, потеряв одну ногу, он неумолим в своих делах и помыслах. Огромный гараж, примыкающий к его балкону, оборудован всем необходимым. Нажатием кнопки по команде: «сим, сим» открываются и закрываются ворота гаража, калитка. Его ВАЗ-2111 оборудован, словно космический агрегат, кнопками и электро-приводами под его физические возможности.
      Нырнув в проходящий автобус Ставрополь – Симферополь в ночь 20 июня, чтобы угодить на день рождения Павла, которому 21-го исполнялось 73 года. Вся дорога, до конечной остановки, прошла в ночи. Кроме осветительных фонарей вдоль дороги, ни нового моста через пролив, ни городов Крыма я не увидел. Единственная встряска перед въездом на мост: Вежливо попросили всех выйти из автобуса, где проверили документы, осмотрели личные вещи пассажиров. Это мне напомнило былое пересечение границы на таможнях, но здесь хоть не требовали деклараций.
      Симферополь меня встретил в 5 часов утра темнотой и жутко выщербленной площадкой подхода от остановки автобуса к авто-вокзалу. Сонные, понурые фигуры на лавках в залах, еще закрытые кассы, и ни одного открытого киоска, где можно было попить.
    До конечного пункта моего маршрута, Евпатории, нужно было преодолеть еще более 60 км. В открывшейся в 6-00 кассе, кассир меня убедила не брать здесь билет, так как ближайший автобус в Ев-паторию идёт через 2,5 часа, а с железнодорожного вокзала ходят автобусы каждые полчаса. Что я и сделал, проехав туда на трол-лейбусе несколько остановок. Удивительно: мой автобус отходил через три минуты, на который я успел в последний момент.
      Павел меня встречал на автовокзале у шлагбаума въезжающих рейсовых автобусов на своём «Жигулёнке», прыгая , как кузнечик, на костылях. Мы с ним встретились лично впервые в жизни, но сразу узнали друг друга. В этот день ему исполнилось 73 года, с чем я его и поздравил. Я его спросил, почему он не пользуется протезом? «А мне без него даже легче!»- был ответ.
      День рождения Павла мы отмечали на пустынном, песчаном берегу Черного моря. Его семья: жена Полина, дочь Татьяна и внук Никита, были доставлены сюда самим же виновником торжества на его «Жигулёнке». Так как именинник был за рулём, шашлыки шли без алкоголя  под свежую черешню.
      Несколько слов о пляже, где мы отдыхали. Пустынный, в обе стороны песчаный пляж, с очень редкими, вдалеке от нас, купающи-мися семьями, что удивительно для Черноморского побережья под боком города в разгар жаркого лета. Может по тому, что эта ме-стность была под опекой министерства обороны. Не далеко от бе-рега стояло несколько радио релейных станций, напоминающих ги-гантские фужеры для шампанского, которые забыли забрать за со-бой кутившие здесь боги с Олимпа. Да кое- где мелкие, наверняка внеплановые, постройки и скудная седая растительность кустарника на засоленной почве.
     У берега, купаясь, мы встретили для себя неожиданный сюрприз. Большой буёк из желтого пенопласта с футбольный мяч на стол-бике, и уходящая в море на метров 200 мелко ячеистая сеть ни чем нас не заинтересовала. Кто-то что-то хотел здесь выловить, или определял свою границу участка моря? Но, крупные буквы на буйке складывались в нашу с Павлом фамилию: «Ме-ще-ря-ков -2018».
    Вот и гадай, что это такое? Сколько перед этим Павел вертел баранку, чтобы через кустарники пробраться ближе к берегу моря и угодить именно к этому буйку? Я спрашивал Павла: «Может это твоя шутка?» - он от удивления улыбался и разводил руками. Одним словом, пикник на берегу Черного моря в честь дня рождения удался на славу. Правда, не заметно, для себя я обгорел и ходил неприлично красным в гостях, в ожидании схода кожи как у гадюки.
    Керкинитида – так в древности именовалась современная Евпа-тория. Этому городу история насчитывает более 2,5 тысячи лет. Я не собираюсь вдаваться в историю города, кому любопытно, можно заглянуть в исторические источники и почитать всё интересное. Несколько дней к ряду мой друг Павел возил меня по этому замечательному прибрежному городу и его окрестностям и расска-зывал с любовь о его достопримечательностях. Дважды мы с ним по-сетили и городской пляж для инвалидов. Подобного я не видел ни где. Буквально всё, начиная от стоянки автомобилей, всё предусмотрено для этой категории граждан. Выложенная деревянная дорожка, от  ворот, до самого берега моря с поручнями на стойках, постоянно сметается от песка обслуживающим персоналом. Большой навес с лежаками, бювет для питья и помывки ног от песка, многое другое и  всё бесплатно. Так озаботилась власть города о своих инвалидах. Как светились радостью глаза парня лет 25, страдающего ДЦП, не в состоянии одеть на себя даже футболку, вела его мама после купания в море.
      Посетили и набережную города, где стояло с десяток белоснеж-ных яхт из разных городов и клубов, готовящихся к очередной ре-гате. Постояли в тени ржавых яхт, стоящих на козлах и прицепах на пирсе, видно, давно брошенные сбежавшими хозяевами на свою Украину. Подошел прогулочный теплоход с громкой музыкой: «На теплоходе музыка играла…», высыпала толпа туристов на берег, загрузилась новая партия пассажиров ,и теплоход под песню, вновь отчалил от берега.
       Что можно сказать о Евпатории в целом. Многое еще нужно сделать, чтобы подтянуть его до европейского уровня курортного города. Большинство второстепенных улочек имеют следы бе-тонного покрытия от СССР, и сверху плешины разрушающегося асфальта, положенного Украиной, не благоустроены дворы. Но, что значат какие то десятки лет для города, который уже во всю про-цветал за долго до Рождества Христова.
 Не зря у этого города и такое нежное женское имя, Евпатория!
     Я в этот город влюбился…***  13.07.2018.  ***