Кампания 1943 года. Глава 98

Григорий Макаров 2
                Глава 98.


  В конце мая адмирал Кога приступил к переброске больших кораблей со стоянки у островов Трук во внутренние воды Японии. Адмиралу было известно, что на маршруте следования кораблям придётся преодолевать район патрулирования американских подводных лодок. Кога пренебрёг риском встречи с ними, справедливо полагая, что высокая скорость хода больших кораблей, прикрытых со всех сторон завесой из японских эсминцев, служит достаточной гарантией от торпедной атаки. 

 Капитан Бенсон на подводной лодке "Триггер" патрулировал у входа в Токийский залив. 22 мая радиолокатор подводной лодки обнаружил соединение больших кораблей, идущее с юга со скоростью 18 узлов. Три линкора и авианосец шли противолодочным зигзагом в сопровождении большого эскорта эсминцев охранения. Бенсон сумел проникнуть незамеченным сквозь завесу эсминцев, но это потребовало времени, и большие корабли уже показывали корму, быстро удаляясь. До них было 45 кабельтовых.

 Две недели спустя подводная лодка "Сэмон" обнаружила два авианосца и погналась за ними, но безнадёжно отстала. В ночь на 10 июня радиолокатор "Триггера" обнаружил авианосцы. До них было 12 миль. Включив на полную мощность все четыре двигателя, капитан Бенсон устремился на перехват. Прежде чем он успел приблизиться, авианосцы полным ходом прошли мимо и вскоре исчезли за горизонтом.

 Следующей ночью Бенсон был начеку. И счастье улыбнулось капитану. Прямо на него шёл со скоростью 22 узла авианосец "Хийо". Слева и справа по носу от него шли, развернувшись в завесу, японские эсминцы. Авианосец то и дело менял курс, выполняя противолодочный зигзаг, и как назло выскочил прямо на затаившуюся в засаде субмарину. Бенсон скомандовал полный вперёд, проскользнул через завесу эсминцев и с дистанции 6 кабельтовых выпустил по авианосцу 6 торпед, оборудованных магнитными взрывателями. Две из них прошли мимо, четыре взорвались в непосредственной близости от авианосца, причинив ему серьёзные повреждения. Однако "Хийо" остался на плаву. Магнитные взрыватели торпед сработали слишком рано.  Лёгкий крейсер "Исудзу" взял потерявший ход авианосец на буксир и отвёл его в порт  Иокосуки, где тот надолго встал на ремонт. Накинувшиеся на Бенсона со всех сторон эсминцы не позволили ему повторить атаку. Бенсон успел погрузиться на глубину и ушёл от погони.    

 Тем временем в районе Алеутских островов японцы предприняли последнюю попытку спасти гарнизон острова Кыска. Подводная лодка "I - 9" совершила успешный рейд с острова Парамушир, сняла с Кыски раненых и благополучно вернулась с ними обратно. 9 июня капитан "I - 9" снова вывел лодку в океан и взял курс на Кыску.  Обратно он не вернулся. 13 июня эсминец "Фрэзер" перехватил и потопил подводную лодку у берегов Кыски.

 В конце мая с Парамушира вышла подводная лодка "I - 24" и взяла курс на остров Атту. Капитан получил приказ прорвать блокаду острова и забрать с него оставшихся в живых. Лодка уже вышла в море, когда последний японский передатчик на острове Атту навсегда умолк.  Три ночи подряд вызывал капитан на связь соотечественников, но ответа не получил. На четвёртую ночь он получил приказ возвращаться на базу. Но он не вернулся. Морской охотник "РС - 487" напал на след уходящей подводной лодки, погнался за ней, атаковал глубинными бомбами, вынудил всплыть, протаранил и потопил.

 Отсутствие бортовых радиолокаторов сильно осложняло задачу японских подводников.