О сингулярности русской культуры

Геннадий Москвин
«Кто красив – одно лишь нам радует зрение.
Добр же кто – сам собой и прекрасным покажется».
(Сафо, "Лира священная")


         Человек всю свою историю преобразовывает природу, а природа  —  человека. Теперь, как и раньше, это называется «стремлением хаоса к гармонии». Устойчивое состояние этого динамического равновесия называется «жизнью».

         Ученые мужи говорят, что человек всю свою историю деятельно адаптирует мир под себя на основе знания о мире. Теперь это называют «наукой». И адаптирует себя к окружающему миру — это называют «культурой». Ну что же, формулировать, так формулировать.
         
          Понятие культуры, строго говоря, — тупиковое. И вообще к науке никакого отношения не имеет. Набор черных и белых квадратов. И только. В узком смысле это понятие никого и ничего не развивает, а только ограничивает. Дикарю на острове культура не нужна. Культура — это глоссарий общественных отношений и система запретительных табу. Значит, культура — признак ограниченности. Кому "отморозку" это понравится?

          Ограниченность — враг свободы. Но без свободы нет развития. При ограниченной свободе — получаем ограниченное развитие, предел. Ограниченный предел для ограниченных субъектов.  Следовательно, культура обречена беспределом ограничения, сингулярностью.

           Культура — инструмент заключения, ограничения свободы, то есть, классическая тюрьма народов. «Субъект» в ней — тот же зек, примитивный «киборг», только «окультуренный». Это и есть «культура» человека в общественной среде обитания? Этого нельзя, а это — неприлично.

          Культурный «киборг» хотя и полезен для общества, но противен абсолютной свободе отдельной личности. Поэтому само понятие «культуры» требует непрерывного обновления и уточнения. В результате этой простой логической конструкции получается, что «адаптировать» себя к окружающему миру — это значит накладывать на себя руки.

         Дальнейший курс будет прокладываться не вопросом «куда идем?», но вопросом «от чего бежим?» Похоже на панику. Критические ситуации, приводящее к панике, тоже подвергаются прогнозу. По некоторым данным моделирования, глобальный кризис в виде коллапса наиболее вероятен в период с 2029 до 2033 года, так что многие до этого времени не доживут. Такое бодрое сообщение вносит некоторый заряд «безнадежного» оптимизма.

         Мы можем расширять горизонт достоверного объяснения и предсказания, но человеку принципиально не дано узреть до конца бесконечность. Из бесконечности следует и отсутствие осмысленной глобальной, «вселенской» конечной цели, и невозможность начального замысла, по масштабу соответствующего этой цели.

         Культура всегда опаздывает и дальше будет запаздывать — новые ответы не смогут возникнуть раньше новых вопросов. Но с культурой имеются проблемы. Не случайно так часто в истории то один, то другой вождь при слове «культура» хватается то за «вальтер», то за пистолет системы Макарова, то за топор системы Раскольникова.

         Культура не только опаздывает, но иногда вообще не соответствует непрерывно обновляющимся условиям. Проще говоря — она умирает, или перерождается в новые формы в новых условиях коммуникативных возможностей. Консерватизм и осторожность в оценке состояния и возможностей развития культуры  —  это признак наличия ума и ответственности за результаты мышления. А если это так, то такой подход не тревожит, а обнадёживает.

         О проблеме соотношения культуры и «лингвистики». Мы можем иметь полное описание «объекта» с точки зрения принятого «языка», но достаточно ли именно этого «языка» для описания объекта? Может ли человек выйти на некий «метаязык», универсальный и описательно исчерпывающий Вселенную?

         В своё время еще Витгенштейн заметил, что многие проблемы философских споров порождены не парадоксами бытия, а принципиальными конструктивными противоречиями языка человека. То есть, мы бродим не столько по лабиринтам мира, сколько по подвалам и чердакам собственного языка, замкнувшейся на себя мысли.

         Но эта гипотетическая возможность не означает, что всякий бред адекватен разумному, с точки зрения логики, высказыванию. У нас есть еще практический опыт — хорошее средство для отсеивания словесного мусора.

         Не только люди, но и государство оказалось не готово к изменениям в новом способе устройства жизни. И всё потому, что в основе своей идеологии государство опиралось на догматические постулаты, раcкопанные на западных свалках истории.

         Капитализм всегда жил и процветал колониями. Рухнули колонии - и у капитализма начались проблемы. Это  — начало неизбежной агонии изжившего себя способа развития общества. Что ищет на этой свалке большая, но недалекая властью Россия? Где она разживется колониями? На что рассчитывает? Мы видим как раз обратное  — границы государства Российского тают на глазах. На очереди  — Курилы?

        Государство не предложило людям собственной, более или менее «универсальной» идеологии, соответствующей произошедшим изменениям в реальной жизни людей. Бездарные жулики и карьеристы, дорвавшиеся до власти под демократическими лозунгами, тупо начали  копировать «скриншоты» развала балтийских революционеров и прикладывать их к российской действительности.

        К чему привели страны Прибалтики эти безграмотные, но национально озабоченные лаборанты эпохи перестройки — не трудно проверить: к экономическому дефолту, нищете и разрухе и, в конечном счете, к массовой эмиграции из маленькой страны, которая не может прокормить всего несколько сотен тысяч трудящихся, обремененных высокими налогами и коррупцией. Известные в истории плоды всяких революций, не правда ли?

        Россию ждет то же самое, если не еще более сильное разочарование. Увы — ею командуют те же недоучившиеся «лаборанты», принявшие власть из рук горького пьяницы. Ни один горе — руководитель «ельцинской гвардии» за развал страны так и не не ответил перед народом. Ни один! 

        И ни за что не ответит, пока в Конституции не будет специальная статья "О персональной ответственности власти за принимаемые решения". Безответственность и безнаказанность власти - вот главная причина того, что происходит в стране не так, как надо. 

        В Москве сейчас проживает не больше 30% русских.  В больших городах все идет к тому же — русские становятся национальным культурным меньшинством в своем доме. Доминантой культуры становится не гордость Большим театром, а способность с улыбкой наслаждения отрезать голову овце. Почувствуйте разницу.

        Чувствуется полное отсутствие русской национальной доминанты в стране. Отсюда безысходность экономики и разброд умов. Поэтому именно сейчас общество крайне нуждается в новых Толстых, Бердяевых, Лесковых, Соловьевых, Булгаковых (без мистической дребедени), Флоренских, Франках и так далее.

        Нужно развивать философскую мысль, переступая определенные барьеры. Именно «за барьерами» прячется дух новизны и развития. Сомневаться и рассуждать — это вовсе не значит осуществлять агрессию «рационалистического скепсиса». Сомнение — первый шаг зарождения нового.

        Это замечание очень важно. А то ведь как нас на уровне «исторической общности» людей типа советского народа учили: рассуждать о «народе вообще», абстрагируясь от его национально-этнических и культурных особенностей, а значит, не соблюдая соответствующих интересов.

       Человек, как историческая общность, - это безликий «электорат» или «хомо сапиенс обыкновенный», а не конкретный человек, опосредованный конкретной культурой. Стадо баранов и цивилизованное общество  — это совсем разные вещи. Степень этого различия и определяет уровень цивилизации общества, способного к саморазвитию.

       Как совокупность «элементов исторической общности» не равно сумме цивилизованных личностей, так и сумма намерений не равна полученному результату. Не существует вообще абстрактного понятия «мать», «родина», «отчизна». В природе и в обществе существует исходная цепь приоритетов.

       Имена внутренних врагов России известны, их рожи не слезают с экранов ТВ. Их имена, слова и поступки надо постоянно публиковать, создавая для них невыносимую атмосферу дискомфорта тотального контроля. А для этого нужны русские, патриотические СМИ. А в российских СМИ, радио и других фекальных ТВ каналах -  НТВ, РТР, Первом, Дождь и т.д., как в кривом зеркале, ничего хорошего про русских не увидишь, не прочтешь и не услышишь.

       В новостях на государственном ТВ нас потчуют поганой рекламой, а в пошлых сериалах ежедневно показывают тотальную разруху, чернуху и порнуху. О какой культуре может идти речь, если делается всё, чтобы русским людям даже смотреть на себя было противно? А значит и на свою Родину. Дело доходит до того, что даже на русских сайтах интернета разобраться в чисто русских внутренних отношениях, причем в совершенно корректной форме, кому-то представляется неприличным, даже противоправным. Кому служат эти «правдоискатели» и «блюстители правопорядка»? Кто им за это платит?

       Факты есть факты. Против них не попрешь. Страх говорить правду — явление животного происхождения. Развращает не только ложь. Развращает безропотность и безразличие народа к своей судьбе, а значит и к судьбе своей униженной олигархической властью Родины.

        Не "зомбированные" культурой люди - это, проще говоря, неуправляемые дикари. Человек разумный - это социум, а не мартышка. Философия если и не выводит старое мировоззрение из точки сингулярного застоя, но хотя бы пытается вскрыть причины и указать на критические точки в состоянии общественного сознания, обозначает возможные пути выхода из тупика. Вне критики - только отжившая свой век Конституция. Только Библию читают, чтобы не дискутировать, а исполнять.

       Самосознание угнетенного русского народа не должно быть пассивным вместилищем фактов, которым на равных правах владеют сердобольные русские правдоискатели, заинтересованные русофобы и лжецы.

       Национальное самосознание — это важнейшая часть духовной жизни, без которой человек превращается в животное. Если эти понятия составляют неотъемлемую часть ощущения «себя», то и отношение к этим понятиям будет равнозначным отношению к себе. А кто к себе станет относиться плохо?

       Никто ни Конституции, ни законов не предлагает отменять, просто их надо усовершенствовать и привести в соответствие международным нормам, актуальным вызовам современности и специфическим требованиям данной страны. С учетом особенностей национальной культуры и сложившейся безрадостной ситуации в России.