Расскажи мне, мама, о любви... часть 4

Мирослава Завьялова
        (Часть 3
http://www.proza.ru/2018/07/08/728)

Первое сентября стало волнительным для всей нашей семьи.
Ленка пошла в школу, и мы очень боялись, как она там будет.
Школа находилась не близко, потому что мы искали сильную, с каким-нибудь "уклоном".
Набор шел на основе специального тестирования, и Ленка не подвела - из двадцати возможных баллов набрала девятнадцать с половиной. Это считалось высоким результатом, и мы долго хвалили нашу умницу.
В течение двух часов она отвечала на вопросы, рисовала, считала, пела, и было еще много различных заданий, оценивающихся по 0,1 - 0,5 баллов, а затем общий подсчет результатов.
До этого я и не подозревала, насколько серьезными являются испытания для таких маленьких детей, но моя дочурка все выдержала достойно.

Полетели дни, один за другим. Я работала в крупном торговом объединении, и мне нравилось все, а особенно то, что там можно было продвинуться по службе. Не сразу, конечно, но, как говорится, лиха беда начало.

По вечерам мы с Ленкой учились вместе - она делала уроки, а я изучала изменения в законодательстве, просматривала документы, имеющие даже отдаленное отношение к моей работе. Мне всегда хотелось много знать и во всем разбираться.

Вообще, читать я начала рано, и к девяти годам перелопатила почти  всю детскую литературу.
В десять лет мне попался Стефан Цвейг, но тогда я смогла осилить только новеллы.
Впервые я задумалась серьезно о жизни, о любви, об отношениях людей.
Я смотрела на своих родителей и понимала, что с ними что-то не так.
В дальнейшем я читала все, что попадалось, без разбора и сочиняла свой собственный мир. Каким он получался, я не знала, мне не с кем было поделиться своими мыслями, посоветоваться, задать первые подростковые вопросы.
И особенно вопросы о любви.

В тринадцать лет я сделала попытку и спросила об этом маму. Я уже была девушкой, в физиологическом смысле, и решила, что стала совсем взрослой.
Да еще с таким "багажом"  знаний из всевозможной литературы.

Мама на вопросы о любви отвечала - вырастешь, сама поймешь; не рановато ли такие вопросы задавать; вот от мальчиков надо держаться подальше.
От мальчиков в то время я и так держалась далеко, а насчет "вырастешь, поймешь сама" я не соглашалась.
Мне хотелось взрослеть, зная хоть что-то о любви, а не вырасти и только потом вникать в эти вопросы.
Мама была непреклонна, но я оказалась настырной и спрашивала ее еще не один раз.

Наконец, мама, рассердившись, воскликнула в сердцах:
- Катя, да какая любовь? Какая у нас любовь? Счастье? Пришел отец трезвый, вот и счастье. Не ругается, конфет нам принес - вот тебе и любовь. Он хозяин в доме, деньги зарабатывает. Пьет иногда, да кто ж сейчас не пьет? Сама знаешь, как оно было, когда все враз развалилось. Была страна, все у всех хорошо, а наутро конец настал! Всему конец. Хорошо, живы остались, и отец не спился совсем,  как другие.

Я понимала, о чем говорила мне мама.
После распада огромной страны тяжело сделалось везде, и улучшение пришло не скоро. Тогда отец начал сильно пить, как многие, и мама терпела это, а бабушка боролась изо всех сил, спасая своего сына и нас.

Рождение Ленки изменило все: сначала отец перестал заходить в рюмочную, а потом и вовсе стал пить только по праздникам да изредка в выходные.
- Перед внучкой стыдно, - говорил он, а мама и бабушка  улыбались, довольные происходящими переменами.

Мы с дочкой делали успехи - я на работе, она в школе, и Петровна нарадоваться не могла на нашу семью. Огорчало всех только одно - мое одиночество, в смысле, отсутствие рядом со мной мужчины.

- Катерина, ну неужели тебе никто не нравится? На работе много мужчин, парней, сама говорила, - допрашивала меня бабушка, - ну как ты без мужика будешь? Это нехорошо. Ненормально. Женщине одной не пробиться, не устроиться как следует.
- У меня все в порядке, бабушка. С работой справляюсь, меня хвалят, и премии постоянно получаю. Леночка хорошо учится, восточными танцами успешно занимается, что еще мне надо?
Но Петровна качала головой и продолжала пилить меня потихоньку, желая, чтобы я "нашла себе хоть кого-нибудь".

Я и сама была бы не против мужчины в моей жизни.
Но взять его было неоткуда: вокруг меня наблюдались либо женатые, либо озабоченные одним только сексом.
Серьезного спутника жизни повстречать было невозможно даже в теории, а еще я все время помнила, что кобыла с чужим жеребенком никому не понадобится. Разве что провести с ней время, получая удовольствие.
Изредка я ходила на свидания и несколько раз пыталась познакомиться с парнями в интернете, но у меня ничего серьезного не вышло.

Но и переживать не было причины. Насмотревшись на подруг и знакомых девушек, чьи браки распадались, не просуществовав и года, я не завидовала белому платью и фате.
Иногда хотелось чего-то подобного, но так, отстраненно. Ничего серьезного, просто мысли.
Вот моя дочка когда-нибудь станет невестой и будет самой красивой, в этом я не сомневалась ни капельки!
У нее будет любовь, семья, муж и дети.
У нее будет все, о чем мне когда-то говорила тетя Света.

Так в свои двадцать пять лет я не знала, что такое любовь. И есть ли она на белом свете.
Скорее всего, нет.
Ни имея никакой личной жизни, я стала задумываться о карьере.
- Хочу второе высшее получить, - объявила я, встретив удивленные взгляды родителей и бабушки. В кои-то веки мы все собрались на выходные в деревне. У Ленки были каникулы, и они с Петровной жили там с начала лета.
- Правильно, - сразу же одобрили родители, а бабушка спросила - на кой тебе это? Все равно начальником не будешь никогда, зачем мучиться зря да деньги тратить?

Петровна никогда ничего не жалела для нас, просто ее крестьянская хозяйственность и расчетливость всегда брали верх.
- Бабушка, я как раз и хочу это для карьеры. Года через три я зам.начальника отдела могла бы стать, но желающих много на это место. И то, что я лучше других работаю и ошибки за всеми исправляю, не имеет особого значения.

Это было правдой, у нас на работе я хорошо видела,  кого и как продвигают по службе. Грустно, но карьера почти не зависела от профессиональных качеств,  знаний или опыта.
Я подала документы в юридический институт. Второе высшее было платным, но учиться мне предстояло всего  три с половиной года.
Я продиралась сквозь дебри законов, и  это было нелегко. Но я старалась.
Мне были нужны знания, а не просто "корочки".

Год пролетел незаметно, вновь наступило лето. Бабушка очень хотела, чтобы все вместе мы хоть немного пожили в деревне.
Это получилось - впервые за много лет. Одна неделя, но зато какая!
Родители катались на лодке вдоль берега, а Ленка встречала их на берегу с охапкой полевых цветов.
По вечерам мы сидели во дворе, пили чай, разговаривали, а Ленка прыгала неподалеку с мячом.
Я любовалась дочкой, мысленно благодаря Бога за такой подарок в жизни.
Здоровье, красота, ум, любовь - все самое хорошее сошлось в образе моей прелестной дочери.

Все было хорошо, но у меня иногда сжималось сердце в тревоге за Ленку, за ее судьбу.
Я вообще в последнее время была беспокойной, нервничала без причины, несколько раз плакала втайне от всех.
- Вот чтоб почаще нам всем так собираться! Отдыхать тоже надо, - говорила Петровна, собирая родителям сумки с гостинцами, - приезжайте по выходным. Вот каждую неделю! Ждать вас будем.
- Нет, мать, какие выходные? - отмахивался отец, - объект сдаем скоро, следующий мой отдых только зимой!

Проводив родителей на автобусную остановку, мы с Ленкой вернулись домой.
- Мамочка, ты не уезжай от меня, никогда не уезжай, - бормотала дочка, прижимаясь ко мне и чуть не плача.
- Ты что, моя хорошая? Успокойся, - говорила я, стараясь отвлечь чем-нибудь Ленку, которая плакала уже по-настоящему. - Ну перестань, не плачь, у меня еще неделя отпуска, целых семь дней!
В ответ дочка вздохнула:
- Почему они уехали? Мама, почему?

Я не стала объяснять дочке то, что ей самой было хорошо известно...
Наверное, ей было известно что-то еще. Или она чувствовала все заранее, такое бывает иногда.

Через неделю мы хоронили отца.
Ему стало плохо на работе, и он умер до приезда "Скорой".
- Тромб, - коротко сказал врач-патологоанатом, выдавая справки.
Занимаясь похоронами, я все время думала об отце - как он жил, о чем думал. Была ли у него мечта?
Познал ли он любовь и счастье?

Меня не покидало чувство вины перед ним.
Родив дочку в пятнадцать лет, я повесила все проблемы на шею родителей. А они и бабушка дали мне возможность выучиться в школе, институте и даже сейчас получать второе высшее образование. Из-за моей платной учебы отец вместо отпуска вышел на работу. Он вообще всегда много работал и не умел отдыхать.
Он жил именно такой жизнью, не зная другую, и все ему казалось нормальным.

   (Когда человек чего-то не знает, его устраивает то, что есть...)

          ( продолжение следует



http://www.proza.ru/2018/07/14/430