11. 4 - 11. 5. Сбор материала. Составление схемы

Виктор Тарасенко
11.4. СБОР МАТЕРИАЛА

Первый, и самый важный источник для сбора материала – это Библия. Проповедник может смело брать примеры персонажей и историй, и использовать их в своей проповеди (Давид и Голиаф, Даниил и Валтасар, Содом и Гомора, и т.д.) для лучшего выражения тех истин о которых он говорит слушателям.

Второй, помогающий проповеднику лучше использовать первый -  это толкования, справочники, словари, комментарии и другие материалы, рассматривающие затрагиваемую тему проповеди. Рассматривая различные теории и толкования, проповедник может сконцентрировать внимание слушателей на том, что главное, что соответствует библейским принципам, а что является культурным или традиционным фоном, на котором порой не совсем верно сфокусировано наше внимание.

Третий источник для сбора материала при подготовке к проповеди это примеры.
Примеры в проповеди нужны для:
- Создания яркой картины;
- Осветить главную мысль;
- Сделать длительным впечатление;
- Создать доступность в понимании (от простого к сложному, от земного к небесному, от видимого к невидимому и т.д.);
- Дать разъяснение;
-Зажечь ответные чувства слушателей, призвав из к действию.
Сам Иисус Христос постоянно обращался к примерам для разъяснения Своего учения ученикам.

Четвёртый источник - это иллюстрации. Она должна быть понятной, подходящей по смыслу, свежей, убедительной, не затемняющей основную мысль проповеди, а наоборот, подчёркивающей её. (3. ст.30)
Например, мы можем говорить об окне, которое пропускает солнечный свет в том количестве, насколько оно чисто, или загрязнено. Затем показать, что и в жизни христианина свет Христов изливается в зависимости от того, насколько мы чисты в духовном отношении.
Используйте общие категории и конкретные примеры. Очень важно, но очень трудно быть ясным. Христос говорил, что Он вынужден говорить притчами, т.е. они «видя не видят и слыша не слышат и не разумеют».
Христос делал незнакомое – знакомым и понятным, связывая его со знакомыми предметами и явлениями для своих слушателей того времени.
Вы можете утомить слушателя, если будете говорить о вещах и идеях, далёких для их восприятия, и вы будете владеть их вниманием, если станете говорить о людях, простых вещах и явлениях хорошо знакомых слушателям. (19. Ст.154)


11.5. СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ ПРОПОВЕДИ.

Форма и содержание очень связаны между собой в любом сочинении. Проповедник развивает начальную идею, соотнося её с текстом, темой и целью. Затем он толкует текст и составляет схему своей проповеди, которая должна включать в себе: заглавие, введение, изложение (основная часть), заключение и призыв.

11.5.1. Заглавие
Хорошо сформулированное заглавие даёт слушателям чёткое представление того, о чём собственно собирается говорить проповедник, тем самым заранее подготавливая их к принятию определённого решения. Заглавие вашей проповеди должно обладать некоторыми качествами:
- Ясность заглавия – суть проповеди, пересказанное своими словами. Кто ясно мыслит, тот ясно излагает (Н. Буало). Ясность – главное достоинство речи (Аристотель);
- Точность и обдуманность – точное формулирование содержания и цели проповеди. «Если ты дважды подумаешь, прежде чем один раз сказать, то скажешь вдвое лучше» – Т. Пэн;
- Сжатость и краткость – заглавие должно быть ограничено в объёме (от 2-х до 5-ти слов) и соответствовать теме проповеди. «Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах» - Плутарх;
- Актуальность и компетентность – отвечать запросам слушателей и учитывать аудиторию и её интересы. «Хорошо говорить можно по тому вопросу, который тебе хорошо известен» - Сократ;
- Подлинность и выразительность – интересные, засватывающие слова, связанные с Библией, позволяющие удерживать внимание.

«Развивая мысль в речи, надо сперва схему её вложить в ум слушателя, потом в наглядном сравнении предъявить её воображению и, наконец, на мягкой лирической подкладке, осторожно положить её на слушающее сердце, и тогда слушатель – ваш военнопленный и сам не убежит от вас, даже когда вы отпустите его на волю, он останется вечно послушным вашим клиентом» - В.Д. Ключевский (35 ст.41).
Заглавие проповеди может выражаться:
- Указательными ключевыми словами (добродетель сострадания. - Иов.16:4);
- Вопросительным предложением (Чем живёт этот человек? -1Кор.8:13);
- Призывом (Придите ко Христу! – Мф.11:29);
- Указательным изъяснительным предложением (Хинь требует лояльности. – Пс.25:1-14);
-  Указательными определениями – ответ на один из вопросов: Какой? Чей?  Когда? Где? Почему? И т.д. (Второе поприще – Какое? – Мф.5:42).

Если проповедник удачно выбирает заглавие своей проповеди, то это способствует объединению различных людей в одну аудиторию, они становятся в некотором роде заинтересованы предстоящим повествованием, а это уже почти половина успеха коммуникации.
Аудитория возникает лишь в результате поляризации, т.е. сосредоточению внимания присутствующих на ораторе. Внимание направляет, сопровождает, усиливает или ослабляет восприятие, запоминание, мышление. Психофизиологическая сущность внимания заключается в возникновении .
.
.
.
оптимального очага возбуждения в коре головного мозга, при этом затормаживаются другие участки коры. (29 ст.14)
После выбора заглавия необходимо приступить к подготовке основной части проповеди (изложения), затем приготовить заключение и лишь в конце введение и призыв.


11.5.2. Основная часть.

Для ясности своей проповеди проповедник должен следовать принципу организма. Должен быть скелет проповеди – основные разделы, и мягкие ткани – дополнительные мысли. Из общего подобранного материала следует выделять пункты и логически их увиливать. Для удобства главные мысли предстоящей проповеди нумеруются римскими цифрами, а подразделы арабскими.

11.5.2.1. Подача материала в проповеди.
Чтобы раскрыть реальность вы должны:
1. Видеть прежде, чем другие увидят.
2. Слышать прежде, чем другие услышат.
3. Испытать прежде, чем убедить других.
4. Заплакать прежде, чем другие заплачут вместе с вами.
5. Засмеяться прежде, чем другие засмеются вместе с вами.
Для успеха в вашей проповеди и налаживания тесного общения (коммуникации) с вашими слушателями вы должны обращаться к семи чувствам слушающих:
1. Зрение – добиться того, чтобы они ясно увидели описываемую ситуацию.
2. Слух – добиться того, чтобы они услышали, как это звучало.
3. Вкус – добиться того, чтобы огни ощутили, что это значило.
4. Обоняние – попробовать передать запахи.
5. Осязание – дать прочувствовать ситуацию.
6. Чувство мускульного напряжения – добиться того, чтобы у слушателей возникли те же импульсы в движении, что и у героя предаваемой вами истории.
7. Органическое чувство – относится к внутренним ощущениям (душевное переживание). Добейтесь того, чтобы передаваемое вами событие глубоко взволновало ваших слушателей  (15 ст.65)

Следует помнить, что все основные мысли должны быть описаны одним предложением или фразой.
Сформулируйте цель своей проповеди в одной фразе: цель моей проповеди состоит в том, чтобы помочь моим слушателям понять … (здесь речь идёт об идеи, которую вы хотите проповедовать) и помочь им … (здесь речь идёт о действии, которое вы хотите, чтобы они совершили).
Выразите в одной фразе одну Библейскую тему, на которую вы хотите обратить особое внимание: этот текст из Священного Писания научит моих слушателей … (здесь вы выражаете истину из Божьего Слова, которую подчёркивает ваша проповедь).
Выразите одной фразой каждую основную мысль, чтобы показать, как вы будете вести ваших слушателей через библейскую тему к желаемому результату в их жизни.
Это узловые моменты основной части вашей проповеди, и с их помощью вы можете добиться ясности в изложении:
- каждый последующий пункт должен быть связан с предыдущим и описываться подразделами;
- каждый подраздел описывает главный раздел. Поместите под каждой основной мыслью все остальные мысли, проясняющие и усиливающие её, том числе из Писания и других материалов, которые вы можете использовать для её иллюстрации.

11.5.2.2. Изложение основной части.

Существует много способов донести до слушателей вашу проповедь, при этом, вам надо решить, какой порядок изложения следует применить. Существует несколько порядков изложения:
1. Порядок важности или кульминации – по возрастающей: от менее значимого к более важному.
2. Порядок от общего к частному. Начиная от обобщения и потом привод к частному (дедукция).
3. Порядок от отдельного к частному (индукция).
4. Порядок причины и результата – указание причины и последствия того к чему эта причина привела (непослушание – грехопадение).
5. Порядок от результата к причине (смерть – нарушение заповедей Божьих).
6. Порядок вопроса и ответа – в основных разделах вопросы: Почему? Как? Когда?
7. Порядок сравнения или сопоставления – сравнение небесного и земного, различных событий, людей, вещей и т.д.
8. Порядок аналогичного употребления – подобие отношения между двумя понятиями: как пастор служит людям и как пастырь пасёт овечек. Следует заметить, что аналогия не доказывает ничего, а только разъясняет, и лона слабеет при развитии, т.к. в различных вещах больше разницы, чем подобия.
9. Порядок от проблемы к её разрешению – это проповедь на жизненную ситуацию: возможные взгляды и пути поведения на определённую ситуацию. Ответ на вопрос: «Что мне надо сделать?» Рассматривание позиции и реакция людей к возникающей проблеме. В изложении этим путём есть два подхода:
Первый – указать проблему и её разрешение, а затем привести библейский пример.
Второй – указать проблему и указать, как библейский случай разрешил подобную ситуацию.
10. Порядок определения – разъяснение определённого слова или понятия, например, что означает понятие «Не убий!».
11. Порядок анализа – разделение предмета на части, изучение и сопоставление одной части с другой и с целым.
12. Порядок принятия – представление идей, которые более приемлемы для слушателей – показ радостного следования истине. Это лестница возможности, действительности и необходимости. Мысль ведётся так: я должен, я могу, я удостоен и т. д.
13. Порядок господства – даёт общее впечатление. Тема рассматривается с точки зрения внутри человека или его мысли и от внешнего человека или человеческих действий. Указание Божьего взгляда на человека и человеческий взгляд на Бога. Время и вечность – как это выглядит сейчас и как это будет выглядеть в конце века.
14. Порядок знакомого – начиная от того, что хорошо известно и следование к незнакомому – глубинному.
15. Порядок необходимости – разделение разделов по необходимости для лучшего понятия слушателями. (3 ст.43)

11.5.2.3. Развитие основной части проповеди.

Схема проповеди заканчивает подготовленную стадию работы над ппроповедью.
Хороший план должен обладать:
- Единством;
- Полнотой;
- Многообразием;
- Последовательностью;
- Приспособленностью.
За составлением плана должно следовать написание и развитие проповеди. Абзацы должны быть логически связаны между собой. Существует пять способов связи абзацев:
1. Связки, союзы, наречия.
2. Переходные фразы: с одной стороны, с другой стороны.
3. Повторение ключевых слов (посылки вашей проповеди).
4. Местоимения к уже сказанным словам.
5. Повторение.
Предложение –связка соединяет воедино введение проповеди с её основной частью, основные разделы между собой и основную часть с заключением. Оно даёт возможность людям перейти от одной мысли проповедника к другой,
теряя нити рассуждения – её называют «Проповедническим мостом». Предложение-связка строится по схеме: Ключевое слово + Вопрос (Как? и почему?) + Посылка.
Например: Почему все люди должны быть рождены свыше?

Есть другая форма построения связки:
Посылка + Заменитель вопроса (Потому что, или так) + Ключевое слово.
Например: каждый человек должен готовиться к встрече с Богом, потому что об этом говорят следующие события…

Посылка (ключевое слово) не может одновременно включать в себя «каким образом?» и «почему?» Она не может иметь два направления. Она едина, благодаря одной центральной идее, и главные пункты поддерживают это единство, развивая одну посылку.
В промежутке между главными пунктами люди слышат и объяснение стихов  и объяснение ключевых слов, и пояснение их на примере, и их практическое значение и применение.
Между одним главным пунктом и другим в течении 5-8 минут, мы слышим текст проповеди. Таким образом, когда даётся основной пункт, люди должны услышать законченную мысль.
Начальные слова, обычно являются посылкой проповеди, и очень важно их повторять.
Например:
Молитва благотворна, потому что она обогащает нас;
Молитва благотворна, потому что она подготавливает нас;
Молитва благотворна, потому что она удерживает нас.

Существует определённый приём, который позволяет ещё больше усилить посылку главных пунктов. Это аллитерация – повторение начального звука или слова.
Например:
Метод молитвы - 1 Тим. 2:1;
Мотив молитвы – Иак.4:3;
Мощь молитвы – Иак.5:16-18.

Кроме того, в теме необходимо выделить главное направление проповеди. Главное направление и тема проповеди очень близки между собой, они используют одну и ту же тему Священного Писания, но есть и отличия. Тема может быть безличной, а главное направление всегда направлено на объект.
Главное направление основано на центральной идее проповеди. Главное направление должно соответствовать вечной истине.
Проповедь строится на главном направлении, и не должна фокусироваться только на том, что значило для первых слушателей, но вечная истина применима для всех людей во все времена.

Главное направление рассчитывается конкретно на определённую аудиторию:
Например, если темой нашей проповеди будет: «Как победить грех?», то главным направлением будет: «Вы – христиане, можете победить грех!» (51 ст.80).
Очень важно порой выделить и подпункты.
Существует несколько способов выделения подпунктов:
1. Объяснение ключевого слова или фразы главного пункта;
2. Подробное разъяснение стихов, на которые вы ссылаетесь в главных пунктах.
3. Постановка вопроса: Как? Что? Почему?  к утверждению главного пункта.
4. Пояснение главного пункта примерами из жизни (лучше, если эти примеры будут их Библии).

С помощью вопросительного слова вы ставите вопрос к главному пункту, на который отвечаете в подпункте. Ваш ответ шире раскроет главный пункт. Если подпункт говорит о главном пункте «Что?» или «Как?», то он переносит истину главного пункта в повседневную жизнь человека.
Например: главный пункт – Молящийся всегда получает ответ. Ставим вопрос: «Как?» и отвечаем на него: «Как получает ответ молящийся?»:
- посредством стиха из Писания;
- посредством внутреннего свидетельства;
- посредством другого человека;
- посредством обстоятельств, сложившихся впоследствии;
- посредством прямого действия силы Божьей.
Ставим вопрос: «Что?» и получаем на него ответ: «Что получает молящийся?»:
Он получает ответы:
- Да;
- Нет;
- Подожди.
Ставим вопрос: «Почему?» и отвечаем на него: «Почему молящийся получает ответ?»:
- Потому, что Бог всегда отвечает молящемуся, так как Он обещал отвечать (Иер.33:3; Пс.64:3);
- Потому что Он верен.  (Вт.32:4; 1Фес.5:24; 2Тим.2:13).

Мы рассмотрели только некоторые детали разработки основной части проповеди. Каждый проповедник вправе идти собственным путём при подготовке своей проповеди, но надо всегда помнить, что основная часть в нашей проповеди должна быть связанной, цельной, и расскрывающей наше заглавие.