о нарративном подходе

Настя Тарасова
О нарративном подходе в психологии. Из мастер-класса «Игры разума» (декабрь 2017 — Москва, РНИМУ, ПСФ: «Болезнь и здоровый образ жизни»; май 2018 — Калининград, PSYONCO: «Психологическое сопровождение личности в условиях онкологического заболевания»)


Несколько лет предлагаю к работе в группах тренировочное упражнение, которое основано на утверждении нейрофизиолога Лилли о том, что 99% наших мыслей, которые мы воспринимаем как свои собственные, на самом деле являются мыслями других людей. И однажды я подумала о том, что если это 99% мыслей других людей, то всё очень сложно. Почему? Потому что у каждого человека — свои нюансы, когда он думает о том же, о чем и другой человек. Для их появления есть свои причины, к примеру: индивидуально-типические особенности человека или его желания, которые определены сиюминутными потребностями.

А еще: все мысли об одном и том же вдруг теряют свою уникальность, когда начинают притягиваться как к магниту к какой-то общей идее (например, «Образ успешного человека») и становятся глобальной идеей. В этой глобальной идее есть нечто, что было важным для всех уникальных мыслей. И это важное постепенно начинает осознавать свою значимость, как минимум только потому, что оно обязательно присутствовало хоть какой-то своей частью в головах значительной группы людей в некоторый исторический период, в котором эти люди жили или живут сейчас и подпитывают эту изумительную глобальность.

И это как раз точка отсчета, когда я начинаю говорить о нарративном подходе.

Некая глобальная идея, сгенерированная социумом, начинает доминировать в жизни отдельного человека.

Лирическое отступление. На Ютубе много роликов о мозге ящера, который живет внутри черепа каждого человека, — о том, что именно этот рептильный мозг влияет на наш разум изнутри и сообщает сознанию, что он хочет жить в стае, быть похожим на других, и даже быть похожим больше всех остальных на то, что все остальные будут признавать за идеал, и преуспеть — стать лидером этой стаи в том случае, если он лучше всех будет ориентироваться в доминирующих идеях, которые признаны стаей и регулируют сознание всех обитателей мира.

Итак, в обществе есть дискурс о рептильном мозге, который признается определенной группой людей, транслирующей эту идею другим людям. Мы можем принимать или не принимать эту идею, но признаем ее существование.

Это явление, которое представлено в лирическом отступлении, так и называется в нарративном подходе — доминирующая идея. Доминирующие в обществе идеи устанавливают правила, по которым должен жить человек, если он их принимает. И порой принять их так соблазнительно: встань пораньше, сделай зарядку — и ты будешь бодрым и веселым на весь день! занимайся карьерой — и ты получишь преимущества доступа к благам цивилизации! чтобы счастливо встретить Новый год — купи популярную газировку! ой) это из рекламы… Реклама транслирует дискурсы и формирует человеческое поведение: люди собирают наклейки с газировки и обменивают на белых медведиков. Это хорошо или плохо? правильно или неправильно? люди становятся зависимыми от медведиков или это их выбор — получить плюшевую игрушку?

Некоторые дискурсы ведут себя наиболее агрессивно, проявляют власть, заставляя признавать образ жизни либо правильным либо неправильным. Всё, что им противоречит, объявляется ложным и деструктивным. Опротестовать попытку доминирующей идеи осуществлять отношения власти в жизни человека и восстановить его собственную авторскую позицию оказывается непросто.

Жизнь каждого человека наполнена множеством историй, которые стремятся к лидерству. Как правило, это те истории, которые подпитываются социокультурными дискурсами и наиболее популярными идеями. Какая-то из историй начинает доминировать и, случается так, что закрывает человеку возможности развития.

Отсутствие перспектив формирует дискомфорт в жизни человека. При обнаружении его всегда есть возможность — подвергнуть сомнению тот дискурс, который ты принимаешь как собственный, и сделать шаг в направлении своего развития в разных обстоятельствах, тогда, когда, как кажется, выхода нет — тупик. Подвергнуть сомнению — это работа с информацией, с текстом и с таким его контекстом, которые диктуют человеку свои условия: поставить вопрос, о котором никто бы не догадался, что он вообще может существовать, и получить в результате движение сопротивления доминирующей идее, актуализацию знаний, умений и навыков человека в любой патовой ситуации.

Тупик или проблема существуют тогда, когда поддерживаются установками, на которые ориентируется человек. Увеличительное стекло, созданное нарративным интервью, открывает возможности осознанного выбора и нового вектора. Когда теряются ориентиры, изменяется ход времени, нарративная практика позволяет остаться «рулевым» и в бытии, и со-бытийности.

Литература:
Барский Ф. Развитие нарративных концепций Я и идентичности.
Выготский Л. История развития высших психических функций.
Жорняк Е., Савельева Н. Нарративная психотерапия.
Здравомыслова Е., Темкина А. Нарративное биографическое интервью и его свойства.
Кроссли М. Нарративная психология.
Кутузова Д. Нарратив, дискурс, деконструкция.
Макадамс Д. Психология жизненных историй.
Москвичев В.В. Нарративная терапия: реализация практики уважения.
Мэдсен У. Нарративный подход и оформление документации при работе в учреждениях.
Савельева Н. Терапевтическая позиция специалиста в нарративном подходе.
Смит Н. Современные системы психологии. История, постулаты, практика.
Уайли М. За золотыми крупицами.
Уайт М. Карты нарративной практики: Введение в нарративную терапию.