Партия 2017 г. КТ. Революция в когнивистике

Александр Корень
 Партия 2017 г. Коммуникационная теория.  Революция в когнивистике.

Пути исследовательские неисповедимы и это основная причина  появления многих новых тем в составе проекта Партия 2017 г.  Работа над одними материалами может неожиданно вызвать на поверхность проекта совершенно новые темы, к чему, в частности, относится и тема Когнивистики и как науки, и организации деятельности человека - его чистого сознания. Мне пришлось примерить когнивистику на себе, чем и был удивлён. Вот и посчитал, что мимо когневистики уже не пройти, ну да, если в неё вошёл. И как пройдёшь, если  эта когнивистика и есть в некотором смысле сама природа возникновения проекта цивилизационной революции.

Цивилизационная революция вызывает на поверхность социального взаимодействия и революции во всех сферах деятельности, во всех формах социальных отношений. Она вызывает их не только своим проявлением и утверждением, но и потребностью в создании соответствующих условий для неё. Получается, что эти революции должны стать предвестниками  самой цивилизационной революции.  В частности, таким предвестником будет и когниативная революция, которая может войти в состав  субстанциональной научной революции, которую проект уже определил как научную перспективу.  Результатом когниативной революции станет формирование новой когниативной  системы познания, которая будет иметь общественно-ориентированный  формат своего устройства.

Данный материал представляет собой сборку выборок из статей в Википедии, что позволяет познакомиться с когнивистикой одним взглядом.
Когнитивистика

Когнитиви;стика, когнити;вная нау;ка (лат. cognitio «познание») — междисциплинарное научное направление, объединяющее:
 теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию,  когнитивную лингвистику, невербальную коммуникацию и  теорию искусственного интеллекта.
В когнитивной науке используются два стандартных вычислительных подхода к моделированию когнитивных систем: символицизм (классический подход) и коннекционизм (более поздний подход).
Символицизм основывается на предположении, что человеческое мышление подобно мышлению компьютера с центральным процессором, последовательно обрабатывающего единицы символьной информации.
 Коннекционизм основывается на предположении, что человеческое мышление не может быть уподоблено центральному цифровому процессору из-за несовместимости с данными нейробиологии, а может имитироваться при помощи искусственных нейронных сетей, которые состоят из «формальных» нейронов, выполняющих параллельную обработку данных[2].
Ключевым техническим достижением, сделавшим когнитивистику возможной, стали новые методы сканирования мозга. Томография и другие методы впервые позволили и получить прямые данные о работе мозга. Важную роль сыграли и всё более мощные компьютеры.
Одна из задач когнивистики - описать и объяснить процессы в мозгу человека, ответственные за высшую нервную деятельность,  создать системы так называемого сильного искусственного интеллекта, который будет обладать способностями к самостоятельному обучению, творчеству, свободному общению с человеком.
В когнитивистике совместно используются компьютерные модели, взятые из теории искусственного интеллекта, и экспериментальные методы, взятые из психологии и физиологии высшей нервной деятельности, для разработки точных теорий работы человеческого мозга.
Когнитивизм также вернул декартовский скептицизм и оставил без внимания субъективные переживания и эмоции.
Воплощённая когнитивная наука
 В последнее десятилетие наблюдается рост эмпирических исследований в области воплощённого познания. Сторонники воплощённой когнитивной науки отвергают идею о том, что сознание порождается мозгом или тождественно мозгу[5].
Составляющие когнитивистики[
Теория познания
Ссылка на теорию познания приводит  на объяснение эпистемологии и гносологи
Эпистемоло;гия   исследуюет знание как таковое, его строение, структуру, функционирование и развитие. Эпистемология — изучает отношение «объект–знание
Гносеоло;гия занимается исследованиями, критикой и теориями познания.  Гносеология — изучает отношение «субъект–объект»;
Когнити;вная систе;ма
Когнити;вная систе;ма, когнити;вная структу;ра (от лат. cognitiо «познание») — система познания (человека), сложившаяся в его сознании в результате становления его характера, воспитания, обучения, наблюдения и размышления об окружающем мире. На основе этой системы ставятся цели и принимаются решения о том, как надо действовать в той или иной ситуации, стараясь избежать когнитивного диссонанса. В основе когнитивной системы лежит взаимодействие мышления, сознания, памяти и языка; носителем такой системы является мозг (человека)[1].

К числу определяющих признаков когнитивной системы могут быть отнесены:

выразительность — вербализуемость средствами системы языка;
эффективность — нацеленность на быстрое и эффективное решение практических задач;
алгоритмичность — основанность на алгоритмах;
усваиваемость — система усваивается в результате научения;
адаптируемость[2].
Аккумулированные знания о действительности, выраженные в определённых знаковых системах, присущих определённой культуре или этносу, носят название концептов, сочетающих в себе как универсальные представления о мире, свойственные всему человечеству, так и субъективно-национальные, обусловленные ментальными и культурными особенностями этноса, говорящего на конкретном языке[3]. Совокупность концептов (концептосфера) репрезентуется языковой картиной мира[4].

Выделяются также искусственные когнитивные системы, то есть небиологические системы, присущие машинам с признаками искусственного интеллекта, обладающим когнитивной функцией, под которой, в свою очередь, понимается «способность связывания событий во времени, построение интерактивной пространственно-временной модели событий»[5].


Когнитивная карта
(от лат. cognitio — знание, познание) — образ знакомого пространственного окружения.

Когнитивные карты создаются и видоизменяются в результате активного взаимодействия субъекта с окружающим миром. При этом могут формироваться когнитивные карты различной степени общности, «масштаба» и организации (например, карта-обозрение или карта-путь в зависимости от полноты представленности пространственных отношений и присутствия выраженной точки отсчёта). Это — субъективная картина, имеющая прежде всего пространственные координаты, в которой локализованы отдельные воспринимаемые предметы. Выделяют карту-путь как последовательное представление связей между объектами по определённому маршруту, и карту-обозрение как одновременное представление пространственного расположения объектов.

Когнитивное моделирование
Когнитивное моделирование — определение, в том числе с применением компьютера, наиболее эффективных управленческих решений и/или сценариев развития событий на основе выделения понятий (концептов, факторов), количественно и качественно характеризующих складывающуюся ситуацию, а также оценки взаимовлияния факторов. Как правило, когнитивное моделирование осуществляется в команде людей (руководителей, менеджеров, экспертов), отвечающих за развитие некоторой институциональной структуры

Методология когнитивного моделирования, предназначенная для анализа и принятия решений в плохо определённых ситуациях, была предложена Аксельродом (Axelrod R. The Structure of Decision: Cognitive Maps of Political Elites. — Princeton. University Press, 1976). Она основана на моделировании субъективных представлений экспертов о ситуации и включает:

методологию структуризации ситуации: модель представления знаний эксперта в виде знакового орграфа (когнитивной карты) (F, W), где F — множество факторов ситуации, W — множество причинно-следственных отношений между факторами ситуации;
методы анализа ситуации.
В настоящее время методология когнитивного моделирования развивается в направлении совершенствования аппарата анализа и моделирования ситуации.

Методы анализа ситуации в пространственном картографическом анализе начали развиваться за счет внедрения в картографию мощного арсенала численной математики, вероятностно-статистических методов и электронно-вычислительной техники. В научный оборот вошли многие нетрадиционные картографические модели: карты пространственных корреляций, трендовые поверхности, поля плотности и интенсивности явлений, эквидистантные и вариавалентные анаморфозы и т. д.

Искусственный интеллект

Искусственный интеллект 
1. наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ;
2. свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека.

Когнитивная психология

Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.
 Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики. Выводы когнитивной психологии широко используются в других разделах психологии, в частности социальной психологии, психологии личности, психологии образования.
Когнитивная психология на современном этапе развития во многом основывается на проведении аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и познавательными процессами у человека. 

Когнитивный стиль

Когнитивный стиль -  форма  устойчивых характеристик того, как различные люди думают, воспринимают и запоминают информацию, а также предпочтительного для них способа решения проблем.

Когнитивный стиль обычно отличают от когнитивной способности или уровня: последний измеряется так называемыми тестами интеллекта (intelligence tests).

Когнитивный диссонанс
 
Когнити;вный диссона;нс (от лат. cognitiо «познание» и dissonantia «несозвучность», «нестройность», «отсутствие гармонии») — состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.
 
Лингви;стика  — наука, изучающая языки.
Лингвистика включает наблюдение; регистрацию и описание фактов речи; выдвижение гипотез для объяснения этих фактов; формулировку гипотез в виде теорий и моделей, описывающих язык; их экспериментальную проверку и опровержение; прогнозирование речевого поведения. Объяснение фактов бывает внутренним (через языковые же факты), либо внешним (через факты физиологические, психологические, логические или социальные).

Когнитивная лингвистика
Когнитивная лингвистика исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта, связь отдельных когнитивных способностей человека с языком и формы их взаимодействия.

Под категоризацией понимается процесс упорядочения полученных знаний, то есть распределения нового знания по тем или иным рубрикам, существующим в сознании человека, и часто задаваемых категориями языка, носителем которого этот человек является.
 Концептуализация – это процесс определения набора когнитивных признаков (в том числе – и категориальных) какого-либо явления реального или воображаемого мира, которые позволяют человеку иметь, хранить в сознании и пополнять новой информацией сколько-нибудь очерченное понятие и представление об этом явлении и отличать его от других феноменов.

Вообще когнитивизм есть совокупность наук, объединяющая исследования общих принципов, управляющих мыслительными процессами. Таким образом, язык представляется как средство доступа к мыслительным процессам. Именно в языке фиксируется опыт человечества, его мышление; язык — познавательный механизм, система знаков, специфически кодифицирующая и трансформирующая информацию.

Когнитивная этология
Когнити;вная этоло;гия   — наука, изучающая интеллект животных, рассудочную деятельность

Материальная когнитивная наука
Воплощённая когнити;вная нау;ка ( также материа;льная когнити;вная нау;ка, отелесненная когнити;вная нау;ка) — междисциплинарная область исследований, целью которых является объяснение механизмов, лежащих в основе разумного поведения.
Она включает в себя три основных методики:
 моделирование психологических и биологических систем в комплексной основе, которая рассматривает разум и тело как единое целое;
формирование основного набора общих принципов разумного поведения;
 экспериментальное использование роботов в контролируемых условиях.

 
• Материальная когнитивная наука является альтернативной теорией познания, в которой обращения к вычислительной теории разума сводятся к минимуму, в то время как основной акцент ставится на том, как организм определяет, как и о чем думать. Классическая когнитивная теория основана главным образом на манипуляции сигналами, которые поступают и обрабатываются в специальном блоке обработке информации. Эти сигналы подчиняются определённым правилам синтаксиса, благодаря чему процессор может обнаружить смысловую нагрузку, обработать сообщение и произвести ответный сигнал. К примеру, органы чувств человека являются его рецепторами для приёма сигналов, полученных из внешней среды. Они поступают в нервную систему, которая является блоком обработки информации. Нервная система способна прочитать сенсорную информацию и создать ответный сигнал, который может выражаться в телесных движениях, поведенческой реакции, когнитивной деятельности и.т.п. Особо следует отметить, что процесс познания осуществляется в глубине головного мозга, а это означает, что умственное познание отрезано от внешнего мира и возможно только при получении чувственной информации.

• Воплощённая когнитивная наука отличается от классического подхода тем, что она отрицает систему поступления-отправления сигнала. По большей части эта позиция основывается на работах Дэвида Марра. Его позиция заключается в том, что смысловая нагрузка не может быть выведена из сигналов без какой-либо внутренней интерпретации. Если какой-то "маленький человечек", живущий в голове, занимается интерпретацией входящих сигналов, то как происходит толкование сигналов в мозге этого маленького человека? Этот факт делает классическую модель гораздо менее правдоподобной. Таким образом, материальная когнитивистика стремится избежать этой проблемы путём определения познания тремя способами.[1]

Физические атрибуты тела
• Первый способ рассматривает роль физического тела, в частности, то, как его свойства влияют на способность мыслить. Основываясь на этом методе, можно преодолеть компонент манипуляции символами, что является особенностью классической модели. Глубинное восприятие, например, может быть лучше объяснено в рамках материального подхода из-за сложности действия. При глубинном восприятии необходимо, чтобы мозг обнаружил два разрозненных изображения, снятых с сетчатки обоих глаз. Кроме того, движения тела и головы усложняют этот процесс. Когда голова кружится в заданном направлении, кажется, что объекты на переднем плане двигаются на фоне объектов на заднем плане. Таким образом, считается, что определённая визуальная обработка происходит без необходимости любого вида манипуляции символами, так как объекты переднего плана только кажутся движущимися. Исходя из этого следует вывод, что глубинное восприятие может осуществляться без промежуточной манипуляции определёнными символами.

• Более ярким примером является изучение слухового восприятия. По сути, чем больше расстояние между ушами, тем острее должен быть слух. Также важна плотность между органами слуха, так как частота волны меняется в зависимости от среды, через которую она проходит. При обработке информации слуховая система мозга принимает во внимание эти факторы, но опять же, не нуждается в интерпретации символов, так как расстояние между ушами само по себе создаёт необходимую возможность для большей остроты слуха, так же как и плотность. Таким образом, при рассмотрении физических свойств тела, символическая система является ненужной и бесполезной метафорой.

Роль тела в процессе познания
• Второй способ в значительной степени опирается на работы Джорджа Лакоффа и Марка Джонсона. Они утверждали, что люди используют метафоры, чтобы лучше объяснить их внешний мир. Люди также имеют основной набор понятий, из которых могут быть сформированы новые понятия. Эти основные понятия включают пространственные ориентации, такие как вверх, вниз, вперёд и назад. Люди могут легко понять смысл этих слов, поскольку они могут непосредственно испытать их при помощи собственных тел. К примеру, так как основные движения человека состоят в том, чтобы стоять прямо, либо перемещать тело в направлении вверх-вниз, эти понятия люди осознают на подсознательном уровне. То же самое можно сказать про понятия вперёд и назад. Как упоминалось ранее, этот основной набор пространственных представлений является основой, на которой строятся другие понятия. В английском языке, например, радостное или грустное настроение выражается словами up (вверх) и down (вниз) соответственно. Истинное понимание этих понятий зависит от имеющихся у индивида знаний об устройстве человеческого тела. Таким образом, Лакофф и Джонсон полагают, что в случае отсутствия тела, они не могли бы знать, что может означать вверх или вниз, и как эти понятия могут быть связаны с эмоциональными состояниями.

• Если представить себе сферическое существо, проживающее за пределами любого гравитационного поля, без какого-либо опыта, знания или воображения, вряд ли оно сможет понять значение понятия "вверх". В то время как это не означает, что такие существа не смогут выразить свои эмоции другими словами, они будут выражать их не так, как это делают люди. Понятия радости (feeling up) и печали (feeling down) для человека будут отличаться, потому что человек обладает другим физическим воплощением. Отсюда следует, что физическое тело напрямую влияет на то, как индивид мыслит, так как он использует метафоры, связанные с его телом в качестве основных понятий.[2]

Взаимодействие с окружающей средой
• Третий способ опирается на исследования того, как индивиды используют их непосредственное окружение в процессе когнитивной обработки. Он основывается на теории функционализма и утверждает, что приобретение различными состояниями сознания уникальных свойств происходит в зависимости от их роли в более крупной системе. Для более яркой иллюстрации этой позиции используется пример с карманным персональным компьютером (КПК). Информация на КПК аналогична информации, хранящейся в головном мозге. Таким образом, если предположить, что информация в мозге определяет различные психические состояния, то и информация в КПК делает то же самое. Рассмотрим также роль ручки и бумаги в процессе умножения чисел. Ручка и бумага настолько вовлечены в познавательный процесс решения задачи, что утверждение о том, что они так или иначе отличаются от самого процесса, кажется нелепым. Другой пример исследует то, как люди управляют своим окружением так, чтобы легче выполнить когнитивные задачи: например, оставляя ключи от машины в знакомом месте, чтобы они не потерялись, или используя какие-либо ориентиры для навигации в незнакомом городе. Таким образом, люди используют элементы окружающей их среды с целью помочь им в выполнении когнитивных функций.
Математическая логика
Математи;ческая ло;гика (теоретическая логика[1], символическая логика[2]) — раздел математики, изучающий математические обозначения, формальные системы, доказуемость математических суждений, природу математического доказательства в целом, вычислимость и прочие аспекты оснований математики[3]. В более широком смысле рассматривается как математизированная ветвь формальной логики[4] — «логика по предмету, математика по методу»[5], «логика, развиваемая с помощью математических методов»[6].
Неврология
Невроло;гия  — наука; «наука о нервах») — группа медико-биологических научных дисциплин, которая изучает нервную систему как в норме, так и в патологии[1]. Занимается вопросами возникновения заболеваний центральной и периферической частей нервной системы, а также изучает механизмы их развития, симптоматику и возможные способы диагностики, лечения и профилактики.
Нейробиология
Нейробиология — наука, изучающая устройство, функционирование, развитие, генетику, биохимию, физиологию и патологию нервной системы. Изучение поведения является также разделом нейробиологии, которая всё сильнее проникает в сферы психологии и другие науки.
Изучение человеческого мозга является междисциплинарной наукой и включает в себя много уровней изучения, от молекулярного до клеточного уровня (отдельные нейроны), от уровня относительно небольших объединений нейронов до уровня больших систем, таких как кора головного мозга или мозжечок, а также на самом высоком уровне — уровне нервной системы в целом.
когнитивная нейробиология
когнитивная нейробиология - методы визуализации мозга, которые позволяют эмпирически связать ментальные феномены с физиологией мозга
Нейрофизиология
Нейрофизиология — раздел физиологии, изучающий функции нервной системы, 
 Задача нейронауки состоит в том, чтобы объяснить поведение человека, понять как мозг управляет миллионами нервных клеток, чтобы сформировать поведение и как на эти клетки влияет внешняя среда[3].
Целью науки нейрофизиология является формирование представления о функциональной организации нервной системы, нейронных механизмах организации рефлекторного поведения и принципах системной организации функций мозга.
Философия сознания

Филосо;фия созна;ния — философская дисциплина, предметом изучения которой является природа сознания, а также соотношение сознания и физической реальности (тела).
  Философия сознания имеет не только теоретическое значение.
Во-первых, от ответа на вопрос о том, что такое сознание, зависит то, какой должна быть научная психология и возможна ли она.
Во-вторых, теории сознания связаны с этическими и даже правовыми вопросами, такими как вопрос о свободе воли и ответственности человека за свои поступки.
Наконец, современные теории сознания оказывают существенное влияние на развитие концепции искусственного интеллекта