10. 07. 2018. пять и пятка

Феликс Рахлин
Вопрос на засыпку – к читателям моего  Литдневника:
п я т ь – это какая часть речи изначально:  имя числительное – или существительное?

До сегодняшнего числа сам ответил бы на вопрос однозначно: конечно, числительное: показывает количество,  отвечает на вопрос «сколько?». Ответ вроде бы однозначный.
Но сегодня утром, поднимаясь во время прогулки по лестнице на одной из улочек нашей гористой местности (что на 88-м году жизни становится всё труднее) и  хватаясь всей ладонью за перила, – вдруг задумался, что же было раньше:
 
– цифра   «Пять», соответствующая количеству пальцев на одной ладони человека,

– или  возникшее слово для названия всей пятипалой ладони человека? 

Мне показалась возможной следующая  схема событий: наши обезьяноподобные предки, приматы, из которых очень постепенно (по Дарвину и Марксу с Энгельсом, а также и по мнению всех дарвинистов) постепенно сформировался Homo Sapiens – Человек Разумный, в процессе своего развития давали названия предметам, и в том числе, естественно, в первую очередь – частям собственного тела. Для своей пятипалой кисти (притом, как передних, так и задних – точнее, нижних у прямоходящего Человека –  конечностей) возникло название ПЯТЬ. Не будем забывать: обезьяноподобный предок обладал  на конечностях (как верхних: руках, так и нижних: ногах) изначально весьма сходными, хватающими кистями с   почти одинаково подвижными пальцами. Весьма вероятно, что поначалу и для рук, и для ног пятипалые кисти имели и названия одинаковые:  ПЯТЬ (я, конечно, имею в виду возникновение и развитие пра-варианта  русского праязыка). С течением очень долгих лет испытывала постепенное преобразование кисть нижних, опорных конечностей –  хватательная сноровистость пальцев ног очень постепенно исчезала, прежняя,  подобная той, что на руке, кисть всё больше превращалась в  СТОПУ, и ПЯТКОЙ стали нзывать лишь её заднюю  часть (сохранив, в грамматическом отношении,   морфологический корень этого слова). Да ведь и количество пальцев и на руке, и на ноге осталось прежним.
Недалеко ушла в звучании  и русская мера длины  - ПЯДЬ. Вот как её определяет ВИКИПЕДИЯ:

  «Пядь — древнерусская мера длины, изначально равная расстоянию между концами растянутых пальцев руки — большого и указательного.
1 пядь = 1/12 сажени = 1/4 аршина = 4 вершка = 7 дюймов = 17,78 см.»

Обращаю внимание, своё и читателя, на то, что название меры длины имеет прямое отношение к человеческой ладони, - к расстоянию между первым и вторым её пальцами, но как бы охватывающему всю их ПЯТЁРКУ: ведь остающиеся три примыкают к указательному, если растопырить ладонь . Весьма вероятно и даже скорее всего, что  и числительное ПЯТЬ  появилось вслед существительному ПЯТЬ (ПЯДЬ), появившемуся как название ладони и соответствующая ей мера длины.  Вообще, логично предположить, что появление имён существительных п р е д ш е с т в о в а л о  появление числительных: если бы наоборот, то ЧТО  НАДО БЫЛО ИСЧИСЛЯТЬ?

Далее, будет законным предположение, что  слово ПЯТЬ (ПЯДЬ) как название ладони появилось ранее, чем слово ПЯТКА, обозначающее в наше время заднюю часть стопы, но первоначально оно могло быть синонимом слова СТОПА.
Рискну продолжить аналогию, предположив подобное происхождение слова Д Е С Я Т Ь: первоначально оно могло возникнуть как обобщённое название обеих кистей, как рук, так и ног, а уже позже стало именем числительным для наименования общего количества пальцев одновременно на паре кистей как рук, так и ног. В русском языке сохранилось старинное название меры количества  бумаги: Д Е С Т Ь. Можно предположить, что это - стяжка  того же слова ДЕСЯТЬ. По словарям (напр., В.И.Даля), ДЕСТЬ толкуется как:

« мера или счет писчей бумаги, 24 листа: •умалит. дестка, десточка; •увел. дестища, по толщине бумаги, величине обреза и пр. В нашей дести листов по двести. Дестовой, к дести относящийся: дестный лист, целый, во всю
десть».

Количество листов в дести – думаю, непринципиально: это подчёркивается и расширительной пословицей, допустимой составителем Словаря: пусть явно в шутку, но допускается количество листов и до 200 штук. Ясно, что технологически ДЕСТЬ образуется как кипа листов бумаги (но первоначально, может быть, и пергамена, даже и папирусных?), прихваченная из общей их большой стопки или пачки двумя кистями  обоих рук, то есть ДЕСЯТЬЮ  пальцами…

Эти чисто гипотетические рассуждения, если счесть их допустимыми,   могут быть использованы в определении хронологии появления человеческой речи: значит,  она развивалась параллельно физическим изменениям от обезьяноподобного примата к Человеку Разумному.

Прошу прощения у антропологов, этимологов, специалистов-языковедов и прочих  знатоков за вторжение в их область знаний, но вдруг и в моих рассуждениях (всё же я – филолог) обнаружится рациональное зерно? – Был бы рад, как порадуюсь и любому обоснованному возражению.