Зачем покемончику чтение?

Николай Башмаков 2
Гаджеты не помогают жить.
Они отвлекают от  жизни.



На встречах с молодыми обязательно задаю вопросы: нужно ли современному человеку читать  и, если нужно, то зачем? К чести молодого поколения практически всегда находятся ребята, их немного, которые считают, что читать   необходимо КАЖДОМУ. Доводы приводят разные.  Человек, который  много читает,  учится грамотно писать и говорить. Начитанный и образованный  меньше подражает другим. Благодаря чтению у человека появляется мечта. Ведь человек без мечты – это  бездуховный  биоробот, живущий по законам животного мира. Чтение для ума подобно физической тренировке для тела. Книги – лучшие друзья и советчики. Они молчат, когда надо, и говорят, открывая перед вами мир, при надобности.

Но всё же главный довод в пользу чтения большинство ребят упускает. Учёными доказано, что мозг   более интенсивно развивается, если ребёнок СЛУШАЕТ или ЧИТАЕТ, а не смотрит, к примеру, фильм.  Связано это с тем,  что в момент ЧТЕНИЯ (или прослушивания сказки)  мозг ребёнка активно создаёт СВОЮ картинку, СВОИ образы, а не впитывает то, что  придумано сценаристом,  режиссёром и артистом. То есть  в это время  активно работает воображение маленького человека, формируется и отлаживается его  мыслительный процесс.  При просмотре же видео или фильма ребёнок лишь созерцает картину, созданную воображением  взрослого дяди или тёти.
Ещё одним положительным моментом чтения является возможность в любой момент остановится  и обдумать непонятный вопрос или эпизод, чтобы затем двигаться дальше. Такое осмысление тоже развивает и учит думать. Фильм  остановить можно не всегда, потому непонятные моменты так и остаются неразгаданными.
 
Книга  не только даёт информацию и грамоту, но и заставляет активно мыслить и  жить  разумно. Именно этим человек отличается от животного. Совсем не зря  говорят: "Чтобы стать умным, нужно прочитать десять книг. Но чтобы эти книги найти, нужно прочитать их тысячи".

О пользе    чтения твердят и великие личности. Эйнштейну, например,  приписывают такой эпизод. Учёного спросили, что нужно делать, чтобы ребёнок стал  умным? Эйнштейн ответил кратко: "Нужно читать ему сказки!"
Да что   приводить в пример учёного иностранца.  В России есть свои  примеры. Арина Родионовна, няня Саши Пушкина,  рассказывала своему воспитаннику сказки. Думаю, никто не  сомневается в том, что это непосредственно повлияло на  формирование личности  великого русского поэта!

А рассказывают ли сказки   родители сегодня?  Далеко не все. Как часто можно наблюдать картину, когда молодая мама, чтобы ребёнок   не путался под ногами, усаживает его с планшетом.   Дитя тут же уходит из живого мира в мир  виртуальный. Он не видит окружающую его обстановку, глух и нем к другим людям. Что развивается у него в этот момент? Умение быстро нажимать на  кнопки?
Болезненное пристрастие к гаджетам  одна из причин деградации современного человека. Гаджеты не помогают ребёнку готовиться к  реальной жизни. Они отвлекают его от настоящей жизни. Привычка к простому созерцанию, когда  не надо думать, лишь на кнопочки нажимай, приводит к тому, что ребёнок категорически не желает ЧИТАТЬ, когда приходит в школу. Его "другом" становится не КНИГА, а прибор, который  УВОДИТ его  от реальности. Маленький человечек   не развивает свой интеллект. Он упускает время  (мозг человека наиболее активно развивается до 18 лет) и   потенциал, который в него заложен от рождения, уже никогда не будет реализован в дальнейшей  жизни. Совсем не зря, если о человеке говорят, что он НАЧИТАННЫЙ, подразумевают, что он ГРАМОТНЫЙ.    А того, кто книг не читает, называют БЕЗГРАМОТНЫМ.

Мне возразят, что читать некоторые современные  "книжки"  попросту опасно.  Дескать,  классику   ребятам читать скучно, а современных писателей-реалистов молодые  не знают. Не "раскручивает" таких писателей и поэтов наше государство. Так устроена современная  система, что в обществе на первом плане в культуре  ИСПОЛНИТЕЛИ, а  ТВОРЦЫ, включая настоящих поэтов и писателей,  на задворках. Вот и вынуждены   дети читать фентези и боевики, совершенно оторванные от реального  бытия. Так лучше уж  пусть совсем не читают…

Действительно, когда читаешь современное фентези,  не оставляет ощущение, что подобная фантазия могла родиться только в сильно заболевшем в каменных джунглях разуме.  По сути фентези (и боевики), какими  бы "замечательными" они не были, продолжают дело гаджетов. Они отрывают маленького человека от реальной жизни. Заменяют реальный смысл, красоту и ценности на выдуманные.  Гаджеты – своеобразный наркотик, уводящий ребёнка в иной мир. Наркотик потому, что привыкнув к этому миру, ребёнок желает жить в нём, а не в мире  реальном. Дети  и мыслить начинают  придуманными категориями.

Мой внук с другом летом пошли  в реальный поход. Ночевали в палатке на опушке леса. Я проинструктировал их, чтобы не разбрасывали съестные припасы, так как запах может приманить  медведя. Когда они вернулись, спросил: "Страшно  было ночевать в лесу?". Оба признались:  было страшно. "Боялись медведя?" – был мой следующий вопрос.  Юные горожане вполне серьёзно заявили, что боялись не медведя, а бродивших в тумане зомби…

Истоки "нелюбви" к книге, конечно же, в  семье. В читающей семье и дети читают! Но и современная школа  не является тем заведением, где ребёнок "заражается" чтением. Причин этого много, однако винить только  семью и школу будет неправильно. Сделать нацию читающей – задача государственного уровня. Сегодня  много говорится о том, чтобы  "россияне  стали высокообразованными, эрудированными и  всесторонне развитыми". Хорошо бы ещё, чтобы к государственным мужам пришло осознание того, что без поднятия интереса к чтению  этого сделать невозможно!
 
Но станет ли  государство это делать? Оценивая земную цивилизацию в  целом, задаёшься вопросом: а нужен ли ныне всесторонне развитый человек?  В технократической цивилизации  человек всё больше отрывается от природы и  постепенно превращается  в человека-робота.   Тем, кто правит  миром, образованный и "широкопрофильный" человек не нужен? Для технической машины годится маленький "узкопрофильный" винтик.  Винтик,  который в любой момент можно выбросить и заменить другим. Иначе говоря, человек разумный  должен быть заменён на  покемончика, который пьёт, ест, развлекается и выполняет определённую работу.  А ПОКЕМОНАМ ЧТЕНИЕ НЕ НУЖНО! Они – промежуточное звено. Со временем уровень развития дойдёт до такой степени, что и этот человек-покемон будет  заменён роботом.

К сожалению, Россия  движется по общемировому  пути. Нелюбовь к чтению в сочетании  с системой экзаменов ЕГЭ (тестовая система  приучает запоминать информацию, но не учит мыслить)  как раз и готовит для общества  покемончика. Потому все призывы к высокой образованности человека в нынешней системе – пустая декларация. Для осуществления этой программы придётся ВЫДЕЛИТЬСЯ из западной цивилизации (выскочить из западного колеса), прежде всего, в плане духовном. Только кто это сделает? "Новая-старая" команда рулевых, хотя в речах  и нацелена на будущее, действует пока по-старому…
Лакмусовая бумажка высокой образованности нации, показатель её грамотности – ЧТЕНИЕ. В настоящий  момент  интерес к чтению  не растёт, а падает…