Забытый демон. Часть шестнадцатая

Сергей Изуграфов
Часть шестнадцатая.




               
                Смерть является просто-напросто результатом               
                неправильного воспитания.
               
               
                Умберто Эко.




Как и подавляющее большинство детей, Яннис появился на свет маленьким дрожащим комочком, ознаменовав свое приход недовольным пронзительным криком. Младенец настороженно глядел на окружавший его мир с подозрительным недоверием, словно уже заранее не ожидая для себя ничего хорошего.

Главой семьи Карипидисов был дедушка - Яннис Карипидис-старший, удачливый делец, а в домашнем кругу - тиран и деспот. Мнение родителей при выборе имени для младенца совершенно не бралось в расчет - их попросту поставили перед свершившимся фактом. Так он тоже стал Яннисом.

Мать его была женщиной безвольной и болезненной. Она рано вышла замуж и успела родить Яннису еще двух братьев и сестричку, прежде чем болезнь сердца свела несчастную женщину в могилу. К тому моменту мальчику исполнилось семь лет. Он плохо помнил свою мать. Позднее она будет ассоциироваться у него в памяти со стойким запахом лекарств, висящим душным облаком в комнате с низким потолком. В центре комнаты стояла кровать с металлическими круглыми шарами, на которой, укрытая периной, - больная постоянно мерзла, даже летом, - лежала маленькая хрупкая женщина с бледным лицом.

Изредка, в часы, когда она чувствовала себя полегче, мать гладила сына по голове холодной рукой и слабым осипшим голосом выговаривала ему за плохое поведение. Яннис брезгливо - он терпеть не мог запаха лекарств - и равнодушно выслушивал ее поучения и старался поскорее покинуть этот душный склеп, где царили болезнь, тоска и безысходность, и умчаться во двор, к солнцу и сверстникам.

Отец будущего продюсера на тот момент только-только закончил юридический факультет Афинского университета и был мелким служащим в адвокатской конторе. Дома он появлялся поздно, когда служанка уже укладывала детей спать, а уходил из дома засветло, когда они все еще спали. В доме царила бабушка, мать отца. Она же поддерживала в семье культ Карипидиса-старшего. 

После смерти матери воспитанием детей на какое-то время, совсем непродолжительное, занялись тетки - младшие сестры отца. Это даже было не назвать воспитанием, скорее, они просто следили, чтобы дети были сыты, одеты и под присмотром кого-то из взрослых. Когда дети подросли, а тетки повыходили замуж, и у них появились собственные чада, Янниса с братьями и вовсе отправили в частную школу-интернат в пригороде Афин. Распорядок дня был составлен так, что у ребенка не оставалось даже минуты лишней на шалости и игры, а режим больше напоминал тюремный. Теперь отца они видели в лучшем случае от силы два-три раза в месяц.

Отец Янниса - Константинос Карипидис - был одержим мечтой всеобщего счастья. Ему, идеалисту-романтику на первых порах, претила мысль о том, чтобы провести всю жизнь, как его собственный отец, зарабатывая деньги исключительно для себя и своей семьи. Константинос с негодованием отверг предложение своего отца возглавить отделение семейной фирмы и ушел в юриспруденцию, мечтая стать социальным адвокатом для бедных. Он посвящал этому все свое время и силы, брался за любые дела и не требовал оплаты. При этом, попутно, не раздумывая, он переложил на плечи своих родственников не только воспитание, но и все материальные заботы о собственных детях. Здесь он не видел никакого противоречия, считая, что ради благого дела он готов страдать и приносить жертвы, ведь цель, что он избрал себе, была исключительно благородной...

Изредка навещая детей в интернате во время учебного года, он привозил от родственников конфеты и подарки, заботливо упакованные бабушкой в цветную бумагу, а от себя лично - пространные рассказы о том, как важно заботиться о других, помогать бедным, больным и сиротам. Уже подросший Яннис-младший едва сдерживался, чтобы не крикнуть ему в лицо, что ненавидит всех этих "бедных сирот", которые отнимают отца у него, братьев и сестрички. Впрочем, отец бы вряд ли его понял, поскольку, как любой идеалист, мыслил глобальными категориями. Абстрактный гуманизм был ему куда ближе и понятнее, чем практическое воспитание собственных отпрысков, в присутствии которых он терялся и чувствовал себя неловко. 

Во время путча черных полковников, в середине семидесятых, отца внезапно арестовали по подозрению в принадлежности к подпольному коммунистическому движению. Обвинение было нелепым. Арест, как громом, поразил семью. Старший Карипидис делал все, чтобы вызволить сына из тюрьмы. Он использовал все свои связи в деловых и политических кругах, раздал огромное количество взяток и в итоге добился того, что им с женой было предоставлено право регулярных свиданий с сыном. Они ходили в тюрьму дважды в неделю, приносили продуктовые передачи, лекарства, чистое белье и табак. Иногда бабушка брала с собой внука - Янниса-младшего.

Яннис на всю жизнь запомнил холод вытянутого коридора с облезлыми стенами, разделенного фанерными щитами вдоль на две половины. В фанеру были врезаны толстые куски оргстекла. За этими стеклами находились заключенные: уставшие, с худыми зеленоватыми лицами люди, запуганные и подавленные. Разговаривать приходилось по переговорному устройству - черным эбонитовым трубкам, скользким и тяжелым для его слабых рук. Дважды или трижды он попытался - не без помощи Карипидиса-старшего - поговорить с отцом, но тот был апатичен и погружен в себя, отвечал односложно, ни о чем не спрашивал. А в последний раз просто вдруг поднялся и, не говоря ни слова, ушел и не вернулся. После того разговора обиженный до глубины души Яннис больше не ходил в тюрьму к отцу, как бабушка его ни уговаривала. Если она начинала настаивать - мальчик убегал и прятался в саду или на чердаке. 

Поскольку арест отца пришелся на тот период, когда хунта уже агонизировала, и в ней самой шла отчаянная борьба за власть, все закончилось тем, что в один прекрасный день его попросту выпустили, так и не предъявив никаких официальных обвинений. Но сам факт ареста и три месяца в сырых тюремных подвалах так потрясли впечатлительную натуру Константиноса Карипидиса, что, выйдя из тюрьмы, он совершенно замкнулся в себе, забросил адвокатскую деятельность, разочаровавшись в ней - никто из его бывших подзащитных ни разу не вспомнил о своем "социальном адвокате" и не навестил его в тюрьме. Оставшуюся жизнь он, расставшись с былыми идеалами, проведет в деревне, уехав из Афин в Аттику, в одну из фамильных усадеб.

После того, как Яннис закончил Университет с отличием по специальности "коммерческое дело", его дед сделал ему предложение. Годы хунты сильно подорвали финансовую стабильность коммерческих операций торгового дома Карипидисов, но все еще можно было поправить, просто нужна была свежая кровь и энергия нового поколения. Яннис согласился, не раздумывая, и вошел в семейный бизнес, возглавив сначала один из дальних филиалов, а потом - и штаб-квартиру в Афинах.

К этому моменту он уже успел укрепиться во мнении, что окружавшие его люди, в большинстве своем, или глупцы или пройдохи. Друзей у него не было ввиду его раздражительного и несдержанного характера и привычки говорить в глаза собеседнику свое мнение о нем, нисколько не сообразуясь ни с ситуацией, ни с приличиями.

Личная жизнь тоже не сложилась. После двухлетних отношений с бывшей сокурсницей, которые не принесли им обоим в итоге ничего, кроме горечи и разочарований, Яннис оставил всякие попытки связать себя с кем-либо семейными узами. К слову сказать, помимо раздражительности по пустякам, гневливости и несдержанности, в его характере сформировались и такие качества, как упорство, настойчивость в достижении цели, жесткая коммерческая хватка и отсутствие всяческих сантиментов. Больше всего на свете он ненавидел и презирал благотворительность в любых формах и проявлениях. Больше всего ценил деньги и те возможности, что они дают человеку с фантазией, каким он себя считал.

Дела торгового дома Карипидисов вскоре пошли в гору. Но там, где рекой льются большие деньги, рано или поздно появляется криминал. Первые связи с криминальными кругами перешли к Яннису-младшему еще от Янниса-старшего. Талантливый преемник развил и укрепил эти связи. Мафия в лице одного синдиката давала ему деньги, он вкладывал их в свои операции, "отмывал" и возвращал, зарабатывая на этом свою маржу. Так продолжалось много лет, пока экономический и банковский кризис двухтысячных не разрушил в Греции все, что Яннис строил долгие годы.

Несколько крупнейших международных контрактов были сорваны, партнеры объявили о банкротстве, два банка, где он держал средства, разорились, кредитные линии были закрыты, обслуживать операции было нечем - оборотные средства были исчерпаны. Он не только потерял практически в одночасье все активы торгового дома Карипидисов, но и остался должен мафии около двух миллионов долларов - деньги последнего транша, что он не успел "отмыть" и изъять из оборота.

Яннису срочно требовалось что-то придумать. В синдикате намекнули, что, учитывая долгое и плодотворное сотрудничество, готовы повременить с возвратом долга, но вечно ждать не будут. Его мозг лихорадочно работал, пытаясь найти выход из создавшегося положения. Но решения все не находилось.

Один их старых друзей его - уже покойного к тому моменту - деда, работавший в синдикате, однажды свел его со своим бывшим сокамерником, отбывавшим в свое время срок за контрабанду, а теперь живущего на богом забытом острове посреди Эгейского моря. Сперва старик показался Яннису полусумасшедшим. Не прервал беседы он лишь потому, что дал слово человеку из синдиката переговорить с гостем. Внимательно выслушав все, что он сказал, а тот говорил в течение нескольких часов, Яннис вдруг почувствовал, что на горизонте перед ним внезапно забрезжил луч надежды.

Йоргос - так звали старика - рассказал ему, что уже больше тридцати лет занимается тем, что ищет сокровище - казну великого венецианского дожа, работая смотрителем в венецианском замке на Наксосе. Он привез с собой в Афины документы, расчеты, планы и фотографии, иллюстрирующие тот колоссальный объем работы, что проделал за тридцать лет. Остался последний шаг: вывезти сокровище с острова и продать его.

Старик прекрасно понимал, что сам он не в состоянии этого сделать. Он обратился к бывшему сокамернику в синдикат, тот и порекомендовал ему Карипидиса. Все могли получить свое: Яннис рассчитался бы с синдикатом и, возможно, даже еще заработал, старик получил бы свою долю, гарантом которой выступал синдикат. Все, что было необходимо придумать - операцию прикрытия для вывоза сокровищ с острова.

Яннис вспомнил об университетском студенческом театре, в постановках которого он даже когда-то участвовал, будучи студентом третьего курса. Он обратился к художественному руководителю, и тот с радостью поддержал эту идею. Сам худрук сказал, что поехать не сможет, но предложил вместо себя в качестве сопровождающего известного сценариста Гольдони, который быстро согласился, заявив, что "ему давно пора проветриться от афинского смога". К удивлению Янниса, за несколько дней до выезда на Наксос, Гольдони привел к нему звездную пару известных театральных актеров Димопулу-Ламбракис, изъявивших желание принять участие в постановке совершенно бесплатно. Они так давно мечтали посетить этот остров и увидеть его достопримечательности, а сыграть в постановке студенческого театра в реальных декорациях венецианского замка - это словно глоток свежего воздуха! Какие творческие силы это придаст им в новом театральном сезоне! Слушая многословные излияния театральной дивы и поддакивания ее супруга, он мысленно пожимал плечами, сохраняя при этом на лице сдержанную улыбку. Черт с ними, пусть едут! Это ему лишь только на руку.

Верный своему правилу никогда не нести расходы в одиночку, Яннис договорился с давним спонсором студенческого театра - семьей Перуцци, что расходы по поездке и постановке они поделят пополам. Худрук шепнул ему, что в труппе занята будущая невеста наследника клана Перуцци, и ее будущие родственники только ралы будут оплатить декорации и весь необходимый реквизит. Яннис потирал руки. Его коммерческое чутье говорило ему, что если дело с самого начала складывается так успешно, то и шансы на его блестящее завершение также велики.

И все бы так и было, если бы этот старый дурак Дионисиади не шагнул с крыши! А еще этот упрямый осел - начальник местной полиции! Карипидис готов был рвать и метать. В мельчайших деталях спланированная операция грозила окончиться провалом. Старик успел рассказать по телефону, что поисковые работы завершены, и он готов передать ему груз. Они должны были встретиться на следующий день в замке после репетиции. И тут - такая катастрофа! Этот дотошный полицейский перевернет в замке все вверх дном. Мешкать было нельзя. Старик умер, но его друг из синдиката, с которым Карипидис связался немедленно после самоубийства смотрителя, сказал, что у старика на острове есть дочь, и доля погибшего перейдет ей. Встретившись тем же вечером с дочерью Дионисиади в "Эль Капитано", Карипидис объяснил ей ее задачу. Главное - им попасть в замок на следующий день, найти документы ее отца и забрать товар. Дальше - его дело. А свою долю она получит позже. Она не возражала.

На следующий день после этих событий Карипидис как следует выспался и позавтракал. День обещал быть длинным, и нужно было набраться сил. После завтрака он вышел на улочку Апиранто. Пройдя по ней до конца и повернув направо, он дошел до автостоянки, где его уже дожидалась дочь смотрителя. Путь до Базеоса занял всего четверть часа. Женщина вела машину уверенно и была немногословной. Он искоса поглядывал на нее. Пожалуй, толковая помощница, может быть полезна и в дальнейшем.

Договорились, что в Базеос она зайдет первой, если в замке есть полиция или кто-либо еще, визит дочери бывшего смотрителя не вызовет никаких подозрений. Она сможет объяснить, что дубликаты ключей ей оставил ее отец на всякий случай, и она пришла забрать его личные вещи. Через пять минут она вышла на крыльцо и кивнула. Путь был открыт - в замке никого не было!.................................






КНИГА ВЫШЛА ПОД НАЗВАНИЕМ "ЗАБЫТЫЙ ДЕМОН", доступна на Ridero.ru (включая мобильную версию Ridero.store), ОЗОНе, Литресе и сайтах их официальных партнеров.

ВСЕ КНИГИ АВТОРА

https://www.litres.ru/sergey-izugrafov/
https://ridero.ru/author/izugrafov_sergei_aacu/
https://www.ozon.ru/person/135746925/

С мобильных устройств - Ridero Store