Первый трижды Герой Союза ч. 8

Николай Мринский
«Даже если ты сбил хотя бы один самолет в своей жизни или не сбил ни одного, а просто вернулся из боя живым, можешь считать себя счастливчиком», - говорил Александр Покрышкин.

Существует версия, что, оказавшись на вражеской территории, лётчик Комлев сначала присоединился к партизанам, а когда хотел уйти из отряда, чтобы воевать в своём полку, был расстрелян ими за дезертирство! К вечеру на двух автомашинах добрались к станции Верхнетокмак. Там на совещании командиров частей решили идти на прорыв в час ночи. Однако, Покрышкин и его небольшая солдатская команда проспали, сказалось напряжение в течении двух суток без отдыха. Решили двигаться на Черниговку и не ошиблись, там из посадок, артиллерия вела огонь по врагу в западном направлении. Частям была дана команда готовится к прорыву. Вскоре колонна вышла в восточном направлении, была обстреляна из миномётов и вынуждена была возвратиться в северную часть села Черниговка. Прорыв не состоялся – обстановка неясная. Офицер Покрышкин, обходя колонну, наткнулся на командующего 18-й армией и тот направил его к армейским авианачальникам. Совет дали один – сжечь самолёт, что пришлось и сделать, подогнав «миг» к скирде соломы. На южную часть Черниговки уже заходили немцы. Стемнело. Пора идти на прорыв, колонна наших войск по-прежнему под обстрелом. Все понимают, что отступать некуда. Главное сейчас не дрогнуть и вот уже немецкий заслон в лесополосе смят, дорога пробита. Колонна машин движется, в слабом свете полумесяца, немного правее вырисовывалась возвышенность. Старший лейтенант Покрышкин послал на разведку четырёх солдат. Они вернулись и доложили, что высота врагом не занята, но солдаты вероятно струсили и до самой высоты не дошли. По передним машинам оттуда открыт огонь, они горят. Колонна разворачивается влево, в низину и поджидает основную группу. Её надо предупредить о засаде. По логу без потерь прошли все части и далее, без остановок на восток, обходя населённые пункты, уже занятые немцами.

Среди ночи подошли к р. Берде и вброд переправились. Лишь одно орудие, попав колесом в яму, перевернулось на бок и раздавило 5 чел. прислуги, сидевшей на лафете. Их тут же на берегу похоронили. Родные получат похоронки. А судьба тех, кто остался убитым у лесополосы, останется неизвестной для родных, они «без вести пропавшие». Днём колонну обстреляли немецкие танки и мотоциклисты. Добрались до Володарского и там всем повезло в том, что оказалась нетронутой целая цистерна с авиабензином. Целая вереница машин смогла заправиться и продолжить путь. В Мариуполе уже хозяйничали немцы, поэтому решено было прорываться ночью на северо-восток, обходя город севернее. Ехать пришлось тяжело, с выключенными фарами, ориентируясь по белому листу бумаги. Наклеенному на задний борт кузова впереди идущей машины. В первой половине дня колонны вышли к Старобешеву, где оборонялись части Красной Армии. Спустя ещё одни сутки, 13 октября Покрышкин предстал перед командиром своего иап. Однополчанам пришлось рассказывать о всех недельных перепетиях, но главное – лётчик был среди своих. В оперативной сводке № 175 от 8 октября сказано, что по информации штаба ВВС 9 А «из не вернувшихся с задания 5.10. двух МиГ-3, один МиГ-3 найден. Лётчик Покрышкин ранен» (1). В политдонесениях штаба 20 сад. за № 0181 от 08.10.41 г. указывалось, что пара Покрышкин – Комлев не вернулась с боевого задания. В дополнение за № 0185 от 15.10.41 г. следовало: «13 октября тов. Покрышкин возвратился в часть. При выполнении задания по разведке был встречен 4-мя Ме-109, и завязался воздушный бой, в ходе которого он сбил один самолёт противника и сам был подбит. Произвёл посадку среди своих наземных войск, с которыми вместе вышел с окружения».

Подписано и/д начальника политотдела 20 сад, батальонным комиссаром Ворониным (2). Что же представляло из себя политдонесение? Это документ, отражающий стоящие перед соединением задачи, количество и характер выполненных за день (или за несколько) боевых вылетов, уничтоженной технике и живой силе врага, воздушных победах) и собственных потерях. Кроме оперативной информации ещё описывался политический блок: о настроениях личного состава, положительных и отрицательных случаях поведения, дисциплинарных проступках, бытовых вопросах. Пока Покрышкин выходил вместе с наземными войсками из окружения его полк седьмого октября перелетел на аэродром «Обрыв» (Буденновка) восточнее Мариуполя, а к исходу дня 9 октября уже перебазировался на аэродром в Таганроге. 11 октября 55-й ИАП перелетел на аэродром в Батайск, а к исходу следующего дня, 12 октября, перебазировался на аэродром «Султан-Салы», что в 12 км северо-западнее Ростова. Настроение среди личного состава полка было неважное. Не вернулись с боевого задания комэск Константин Ивачев и его ведомый - сержант Иван Деньгуб. А на следующий день погиб Кузьма Селиверстов, который вылетел на И-16 на поиск этой пары. Позже стало известно, что Селиверстов один вёл бой с четвёркой Ме-109. В этом неравном бою на устаревшем самолёте он был сбит. Через две недели, после ремонта материальной части и кратковременной передышки, 55-й иап 30 октября вновь возвратился на фронт с базированием на аэродроме в Новошахтинске. На фронте обстановка менялась непрерывно, поэтому ИАП был вынужден осуществлять аэродромный маневр: 5 ноября он перебазировался на аэродром «Шахты – Рудник имени Артема», а 8 ноября на аэродром «Новозолотовская».

Между тем в период Ростовской оборонительной операции с 5 по 16 ноября Покрышкин произвёл 13 одиночных боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника, во время которых уничтожил 12 автомашин, 4 противотанковых орудия... Надо отметить, в различной документальной, мемуарной и публицистической литературе результаты его боевой деятельности довольно сильно разнятся. Например, количество проведенных воздушных боев по одним данным 137, по другим – 140 или даже 156. Долгое время утверждалось, что он сбил лично 59 вражеских самолетов. Затем эту цифру немного уточнили – 53 лично и 6 сбитых самолётов в составе группы. Позже количество воздушных побед снизилось до 52. Теперь же, в результате длительного изучения документов ЦАМО РФ известный историк авиации М.Ю. Быков установил, что итоговый боевой счёт А.И. Покрышкина составляет 43 лично сбитых самолёта и 3 - сбитых в группе. Характерно, что ещё 19 ноября 1941 г., заполняя наградной документ на Покрышкина, командир 55-го иап майор В. Иванов указал лишь, что Покрышкин «в неравных воздушных боях был дважды сбит», а также «имеет 190 боевых вылетов, из них 144 на штурмовку». О сбитых Покрышкиным самолётах – ни слова! Хотя в других документах сообщается, что в течение июня-декабря 1941 г. он сбил 2 самолёта лично и 1 – в группе. Собственно говоря, не за сбитые самолёты, а в первую очередь за штурмовки и разведполёты он и получил свою первую награду. Забегая вперёд отметим, что 18 апреля 1943 г., подписывая представление к очередной награде Покрышкина, командир 16-го гиап подполковник Н.В. Исаев уточнил, что орденом Ленина лётчик был награждён за 336 боевых вылетов, 40 воздушных боев, 6 лично, сбитых самолетов и 6 самолетов, сбитых в группе.

Как же воспринимать информацию Иванова и Исаева? 1 декабря 55-й иап вернулся на аэродром «Шахты – Рудник имени Артема». Покрышкин получил задачу - убыть в г. Зерноград и переучить молодых лётчиков с «И-16» на «МиГ». Пока у Покрышкина был забинтован глаз, начали с теории. Молодые лётчики жадно впитывали знания и опыт уже бывалых, который обобщил Александр Иванович. Обучение проходило без лётных происшествий, хотя не обошлось без казусов. Во время учебного воздушного боя Никитина с Андреем Труд западнее Зернограда из облачности вывалился Ю-88. Гоняясь друг за другом молодые лётчики не заметили рядом настоящего противника. Экипаж «юнкерса» увидел крутившиеся «миги», с перепугу сбросил бомбы в поле и, скрылся в облаках. Не один день этой паре истребителей пришлось краснеть от насмешек товарищей. В канун дня Октябрьской революции немцы предприняли наступление в направлении на Шахты, с целью окружения войск Красной Армии в районе Ростова на Дону с последующим прорывом на Сев. Кавказ. Главный удар наносила вся та же 1-я танковая армия ген. Эвальда фон Клейста, знакомая Покрышкину по скитаниям в окружении. И вот теперь ему предстояло в условиях низкой облачности и тумана её обнаружить. При чём задание из авиадивизии носило ультимативный характер. Найдёт танки 55-й ИАП, станет гвардейским не найдёт, то к этому почётному званию представлен не будет. Командир полка Иванов, напутствуя перед вылетом заметил, что вся надежда только на самого опытного лётчика, каким несомненно в полку считается Покрышкин. Лично позвонил и ген. Осипенко, который отметил, что это задание командования фронта. Предлагалось пройти маршрутом на Большие Салы и с. Чалтырь, уточнить как выглядит наша пехота. Но главное – танки Клейста!

Обследовав оба села, Покрышкин увидел по паре десятков танков с белыми крестами и ещё то, что наши солдаты находятся в фактическом окружении, а не наоборот. Основной массы танков нигде нет. По одной из дорог спокойно движется большая колонна мотоциклистов. Александр Покрышкин принимает решение атаковать. Переворачиваются и летят в кюветы мотоциклы, разбегаются фрицы, падают. Многие из них до Ростова уже не доедут. Заканчивается горючее и, пора уходить на аэродром у станицы Семикаракоровской. По приземлении, сразу доклад в штаб дивизии. Там не верят об окружении наших частей в больших Салах и Чалтыре. К середине дня погода несколько улучшилась и другие лётчики, вылетевшие на разведку, подтверждают утренние данные Покрышкина. К вечеру погода снова ухудшилась: туман сгустился, облачность понизилась. Комдив по телефону вновь приказывает вылететь по прежнему маршруту на поиск основной армады немецких танков. Покрышкин решает по-своему – просмотреть более отдалённый район от линии фронта – севернее и западнее населённого пункта Генеральское. На поле глубокие следы гусениц танков и они ведут к лесопосадкам. Уже в сумерках и сгустившемся тумане лётчик увидел у лесополос множество костров, возле которых грелись экипажи более двухсот танков. Через минуту по самолёту Покрышкина уже был открыт зенитный огонь. Из-под мощного огня удалось выйти и взять курс на аэродром. Там уже заждались, встречают с тревогой и радостью. Комдив постоянно на проводе – главные силы танковой армии найдены. В трубке звучит довольный голос генерала: - Молодец! Я тебя уже представил к награждению орденом. Утром следующего дня – снова вылет в условиях предельно низкой облачности и тумана на разведку обнаруженных вчера танков.

Продолжение следует в части  9              http://www.proza.ru/2019/08/20/1107