Священномученик Константин

Нина Качур
               
    На высоком, живописном берегу реки Дисны в белорусском городском посёлке Шарковщина Витебской области возвышается великолепный деревянный храм яркого­­лубого цвета.
    Эта православная церковь Успения Пресвятой Богородицы была возведена в 1912 году стараниями иерея Константина Дмитриевича Жданова на месте обветшавшей церкви, построенной униатами ещё в 1636 году. А первое упоминание о существовании именно православного храма датируется 1594 годом.
    Константин Дмитриевич Жданов родился 22 марта 1875 года в дружной многодетной семье священника Дмитрия Владимировича Жданова, в которой воспитывалось девять детей. В 1892 году Константин поступил в Литовскую духовную семинарию города Вильно. Но через два года, получив сообщение о кончине своей матушки, Константин оставил семинарию и устроился на работу, чтобы помогать отцу содержать многочисленную семью. С 1895 года он работал на Полесской железной дороге, а с 1898 года в Полтавском отделении госбанка. В 1900 году женился на дочери служащего Анне. Вскоре сдал успешно экзамены при Литовской духовной консистории, был возведён в сан диакона и определён на службу в церковь деревни Юдищево Дисненского уезда. В том же году диакон Константин получил известие о смерти своего многодетного отца и по решению архиепископа Литовского и Виленского Ювеналия (Половцева) был рукоположен во священники на место своего покойного отца. Так иерей Константин стал настоятелем Успенского храма Пресвятой Богородицы в Шарковщине (тогда местечко Старо-Шарковщина).
    Семья священника Константина переехала в дом отца, чтобы трудиться в храме и воспитывать трёх своих младших братьев и трёх сестёр. В 1902 году в семье родился сын Георгий, а через два года не стало матушки Анны­­, близкой духовной подруги и надёжной опоры отца Константина. Семеро детей остались на его попечении.
    Но, несмотря на семейные трудности, батюшка неустанно трудился на своём приходе: создавал приюты для детей-сирот, помогал неимущим, был замечательным проповедником Слова Божия. Вместе с прихожанами отец Константин дважды направлял прошения архиепископам  Литовской и Виленской епархии (в 1901г.- Ювеналию и в 1904г.-Никандру), а также Государю Императору Николаю Второму, о необходимости строительства нового храма, т. к. храм, построенный в 1636 году, был очень ветхим и не подлежал ремонту, о чём свидетельствуют сохранившиеся документы. И, наконец, в 1906 году было получено благословение на строительство храма. Чертежи и смета на строительство храма были разработаны епархиальным архитектором Прозоровым и утверждены строительным отделом Виленского губернского правления 31 июня 1907 года в сумме 15856 рублей. Часть средств было выделено из царской казны, остальные пожертвовали прихожане и даже московские купцы и другие состоятельные люди, к которым отец Константин обращался, приезжая в Москву. Надо отметить, что московские благотворители приняли активное участие и в оформлении храма. Незадолго до окончания строительства храма ими был изготовлен и пожертвован колокол, а также великолепный иконостас с золочёной отделкой, кипарисовый престол и жертвенник, несколько икон и предметов церковного обихода.
    Церковь строили на высоком каменном фундаменте. Плиточный пол укладывал сам отец Константин. В строительстве принимали участие многие прихожане, в том числе и мой дед (по отцу) Шпак Николай Егорович, который работал учителем в Сосновском Народном училище, где отец Константин преподавал Закон Божий. По рассказам моей бабушки, а  так же её односельчанина Буйко Николая Леонтьевича, который тоже принимал участие в строительстве храма, и других людей, Божией милостию моему деду Николаю Егоровичу довелось возносить и устанавливать крест на строящемся храме. Второй мой дед (по матери) Дорощёнок Николай Емельянович в то время был церковным попечителем и учителем церковно-приходской школы при Свято-Успенском храме. Принимал участие в сборе средств на строительство храма и сам пожертвовал определённую сумму.
    Все они, как и отец Константин, были в то время молодыми, целеустремлёнными, истинно верующими и под талантливым руководством иерея Константина, усилиями и стараниями многих прихожан в 1912 г. был построен и освящён Шарковщинский Свято - Успенский храм. За свою самоотверженную службу иерей Константин неоднократно был удостоен церковных наград.(1908г.– набедренником,1912г.– скуфьёй, 1914г.- камилавкой).  А за свою преподавательскую деятельность – медалью «В память 25-летия церковно-приходских школ». Мой дед, Дорощёнок Н. Е. был удостоен Благословенной Грамоты от Архиепископа Виленского и Литовского 31 января 1925 года.
    Дальнейшая служба пастыря Константина проходила в сложные годы истории России.  Первая мировая война, революция 1917г., установление Советской власти. В начале 1915г. линия фронта приблизилась к территории Литовско-Виленской епархии. В это время епархию возглавлял архиепископ Литовский и Виленский ТИХОН (БЕЛЛАВИН), будущий Патриарх Московский и всея Руси (с 18 ноября 1917г.). 4 сент. 1915г. архиепископ Тихон покинул Вильно, а на следующий день город заняли немцы. Епархиальный центр на период оккупации был перенесён в г. Дисну Виленской губернии (ныне Миорский район Витебской области), в 45-и км от Старо-Шарковщины. 29 августа 1916г. владыка Тихон посетил Старо-Шарковщинский приход.
    В ноябре 1918г. немецкие войска покинули Дисненский уезд, а в декабре уже был создан уездный комитет КПб. В этом же году в Шарковщине активизировалась коммунистическая ячейка, которая, стараясь выслужиться перед советской властью, особенно рьяно приступила к арестам церковнослужителей. Несмотря на преследования и террор против духовенства, о. Константин не покинул своего прихода и продолжал служение, поддерживал своих прихожан, призывал к молитве и терпению в скорбях, неся на себе бремя человеческих страданий, духовно поддерживал своих чад, чтобы они не погибли в бездне неверия и обмана.
    Начались массовые расстрелы без суда и следствия. Местные коммунисты не упустили случая арестовать и отца Константина. Это произошло весной 1919г., когда священник возвращался от одного из прихожан после совершения требы. Прихожане ходатайствовали об освобождении, собирали подписи, предлагали выкуп. Их оскорбляли и прогоняли. Расстреливать же в городе священников, пользующихся таким уважением и авторитетом, большевики побоялись. И поэтому иерея Константина и ещё несколько священников отправили в Дисну. Ночью 29 апреля (16 по ст. стилю) заключённых, после пыток и издевательств, начали расстреливать. Т. к. заключённых было много, старались от них побыстрее избавиться. Сначала расстреляли женщин, затем мужчин, священников же повели дальше в кустарник. Все трое конвоиров (Фома Ботвинёнок, Александр Липский и Михаил Ваштай) были пьяны. Один из священников, Михаил Синявский, предложил о. Константину бежать. На что батюшка ответил: «Я никому ничего плохого не сделал, что Бог пошлёт, то и буду терпеть». Тогда о. Михаил, воспользовавшись нерасторопностью пьяных конвоиров, скрылся в кустах. Он же в последствии и рассказал о предсмертных страданиях отца Константина.
    Конвоиры заставили священника копать себе могилу, затем бросили его в яму живым, стали зарывать и бить лопатой . Перебили голени, отрубили левую стопу. Затем спросили о последнем желании. Священник сказал, что хотел бы помолиться. Разрешили. Затем стали бить лопатами по голове и окончательно забрасывать землёй. Когда прихожане, собрав подписи, приехали с петицией в Дисну, они узнали, что о. Константин казнён. Ночью они извлекли тело своего пастыря из могилы. Оказалось, что о. Константин умер не сразу. После того, как его, изранив, забросали землёй, он пришёл в себя и пытался выбраться, это было видно по положению тела. Однако, уже совсем недалеко от поверхности, не хватило сил и воздуха.               
    25 июня 1919г. тело иерея Константина было облачено в новые священнические одежды и тайно ночью погребено в склепе под алтарём Дисненской кладбищенской Свято-Одигитриевской церкви, где оно и покоилось почти 90 лет. На протяжении этого времени прихожане Свято-Успенского храма почитали о. Константина, безвинно пострадавшего в годы гонений, как священномученика и верили, что храм Успения Пресвятой Богородицы в Шарковщине никогда не закрывался по его молитвам и ходатайствам перед Господом.
    3 июня 2011г. состоялось прославление иерея Константина Жданова в лике местночтимых святых Полоцкой епархии. Божественная литургия с чином канонизации была совершена в Воскресенском храме г. Дисны, где ныне и почивают святые мощи. А 5 июня 2011г. состоялся Крестный ход и принесение святых мощей (часть стопы) в Шарковщинский Свято-Успенский храм. В ноябре 2012г. проведено празднование 100-летия Шарковщинского Свято- Успенского храма, подготовленное стараниями настоятеля храма о. Василия (Стрижнёва), возглавлявшего Свято-Успенский храм с апреля 2000г., и его постоянными помошниками прихожанами, учителями  Воскресной школы Аллой Владимировной Сикора, Натальей Николаевной Згирской и Галиной Аркадьевной Буйко и их учениками – всех не перечислить. Праздничную литургию отслужил архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий.
    Священномученик Константин чудесным образом собирает потомков тех, кто строил храм, служил в этом храме. В торжественные дни как бы «случайно» оказываются в Шарковщине их внуки, правнуки и праправнуки из Москвы, Новороссийска, Смоленска, Гродно, Минска, из Польши и других мест, которые из-за дальности не каждый год приезжают.               
    По крупицам собирается материал о современниках о. Константина. Восстановлены имена и собраны фотографии всех последующих священников и многих служителей церкви, разыскиваются через прихожан сведения о строителях.   
  Потомки современников о. Константина и прихожане храма свято хранят память о своём Первосвященнике, прослужившем здесь 19лет и принявшем мученическую смерть во имя Господа нашего Иисуса Христа 29 (16 по ст. ст.) апреля 1919г.
    Для подготовки данного материала использованы печатные издания: «Некоторые сведения из истории Свято-Успенского храма...», составленные в 1996 – 2007г., « Житие священномученика Константина, пресвитера Шарковщинского», сост.в 2011г. и брошюра «100лет Свято-Успенскому храму в г.п. Шарковщина», собранная и составленная по рассказам прихожан и архивным  документам  Галиной Аркадьевной Буйко, а также рассказы родственников и знакомых автора.
 
К  100-ЛЕТИЮ  ШАРКОВЩИНСКОГО  СВЯТО – УСПЕНСКОГО  ХРАМА
   
Где Дисенка глубокая
Изгибает дугу,
Стоит церковь высокая
На крутом берегу.
          Наши деды и прадеды
          Этот строили храм,
          Чтобы жили мы праведно
          Он завещан был нам.
Мы, потомки строителей,
Собираемся здесь,
О столетье обители
Получившие весть.
          Нам послал всем известие
          Сам святой Константин,
          Кто в прошедшем столетии
          Новый храм освятил.
Кто священными муками
За Христом шёл во след,
Чтобы нами, их внуками,
Не забыт был завет.
          Чтобы свято хранили мы
          Нашу веру и крест.
          Чтобы не позабыли бы
          Тех Отеческих мест.
Чтоб своим внукам - деточкам
Передали мы весть,
Что их корни и веточки
Начинаются здесь.
Нина Качур
Э П И Л О Г          
    В  Шарковщинском  Успенском  храме  с  давних  времён находится портрет  Первосвященника  Константина,  замученного  большевиками  в  1919 году.
    Когда  в  2003 году  отпевали  усопшего  мужа моей  сестры,  я  спросила  настоятеля  храма,  почему  не канонизируют  отца  Константина,  как  Священномученика.  Не  помню,  что  тогда  ответил  батюшка.
    А  в  2007 году  на  Даниловском  кладбище  у  могилы  святой  Матроны  со мной  произошла  невероятная  история,  которая  стала  для  меня  загадкой  на  многие  годы.  Стоя  в очереди  для  поклонения  святой  матушке  Матроне,  я,  как  и  многие  верующие,  читала  Акафист  и  рассказывала  мысленно  матушке  о  своих  проблемах.  А  когда  вышла  из  часовенки,  поклонившись  святому  месту,  где  покоилась  матушка,  ко  мне  обратилась  послушница,  которая  много лет несла  послушание  на  её  могилке.  Она  сказала:  "Подожди,  ты  Матронушкина,  и  Она  хочет  подарить  тебе  свою  икону.  Пойми,  не  я,  Она  так  хочет".  И  подаёт  мне  икону  святой  Матроны  (размером  с  ученическую  тетрадь)  и  Канон праведной Матроне, о котором сказала, что он только что написан и я получаю его первой. А ещё протягивает мне огромную красную розу необыкновенной красоты.
    Я была очень удивлена, растеряна и, конечно же,  обрадована. Но почему именно мне? Там была большая очередь, мы стояли больше часа, многие читали Акафист, молились. Для меня это было загадкой. И только через несколько лет, когда я узнала, что московские благотворители пожертвовали в начале ХХ века для строившегося в Старо-Шарковщине храма  многое необходимое, о чем сообщалось выше, я вспомнила о подаренной мне иконе и о том, что святая матушка Матрона жила в Москве в семье Ждановых. Так вот где может быть разгадка внимания ко мне святой Матроны! Я выяснила, что деда Ждановой Зинаиды Владимировны по отцу звали Иван Дмитриевич Жданов, и он занимался благотворительностью. А у Константина Дмитриевича Жданова был родной брат Иван Дмитриевич Жданов. Так вот она незримая связь времён! Я думаю, что об этом мне и хотела сообщить святая матушка Матрона.
    Вот такая история!   В настоящее время в городском посёлке Шарковщина на средства, собранные прихожанами, воздвигнут памятник Священномученику Константину. Освящение и открытие памятника  состоялось 29 апреля 2015 года в день памяти Священномученика Константина.  Богослужение возглавил архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий.