Воспоминания мамы

Анатолий Музыченко
Воспоминания от 1999 г

(Моя мама Анна Семеновна Музыченко (девичья фамилия Сорокина.  На момент переезда из села Голышино Севского раона Брянской области в Сибирь ей было 12 лет. Через несколько лет после переезда недолго жила и работала телефонисткой в Прокопьевске за 40 км от деревни Тихоновка, перед войной и далее - в Новокузнецке).

             - - -

…1926-й год.  у нас в селе Голышино была засуха, было голодно. Многие стали думать организовать ходоков искать новое место в Сибири, где давали много земли… В  числе трех ходоков был мой папа Семен, там они и нашли место.

…1929-й год, мы решили из Голышино ехать туда. Домик у нас был маленький, как кладовка, рядом с речкой, мы его бросили.   Ехали в телятниках, не в пассажирских. У каждой семьи или на две семьи – свой вагон, государство помогало.  Что везли?  Ступы, лавки, одежды было мало, в чем были – в том и ехали. Очень бедные были.

Поезд шел неделю  или больше. По дороге я чуть не потерялась: искала красивые гальки, и на одной станции группа мужчин из другого поезда хотели утащить меня с собой. Какие то шаромыжники.
            
              - - -

…Приехали в Кемеровскую область в село Никольское, это, может, километров 60 отсюда, северо-западнее от Новокузнецка. Некоторые стали делать землянки; там была речушка, за ней  горка. Через три года переехали в деревню Тихоновку, там почти все семьи стали строить получше. Строили дома сообща, сил строить одному не хватало.

… Были ли газеты? – спрашивал я, – Нет. – Откуда узнавали новости? – Какое то радио появилось в клубе. Когда заговорило,  многие пошли смотреть: – что это в стене разговаривает?  Радио говорит: «Товарищи, не волнуйтесь, все будет хорошо!».  Как все удивились!  Одни кричат: – «Бог говорит!», другие – «Нет, это в стенку забрался дьявол!»

В ужас приходили.  Баба Поля  (мамина бабушка),  когда я рассказала ей о радио, крестила: - «Да Бог с тобой!  Что ты такое говоришь!» - И посылает моего папу:  - «Сеня, иди послухай, что там такое?».   А там уже давка, очередь посмотреть, тесно.  Я карабкалась, так меня шмыганули с крыльца.  Давка, одна группа сходит  другая лезет туда.

…После по радио объявили, что скоро прибудут трактора.  Что это? Никто не знал. Какие-то, мол, железные лошади…

…Приехал трактор. Мы, девочки, побежали смотреть.  Сидит мужчина, рулит.  Кто-то считал, что это черт пашет, а так, чтобы объяснить что это за машина, и как она работает - этого никто не мог сказать.  Когда вернулись и меня спросили: как работает? – я сказала, что едет железо и копает землю.

…Вспахали у нас много, и эту пахотную землю разделили, кто сколько хотел.   На радостях пели песни -  моя мама Варя, папа Семен, тетя Параша, тетя Гаша, и еще какой-то Сорокин, он приехал сюда позже нас, так у него голос –  никакой Кобзон не сможет подойти близко.

…Моя мама Варя была красивая, ее еще там, в деревне Голышино баба Поля выдала за моего будущего папу Семена, у него одна нога на 2 см. короче, подхрамывал. За это папа мою бабушку Полю и любил.

…Председатель колхоза «Восход» Орлов был очень положительный мужчина. Я красиво писала, и он заметил: - «Девочка, ну-ка давай иди сюда, мы тебе работу дадим». Привлек писать, пишущей машинки не было.

Мой папа Семен вначале был единоличником. Потом вступил в колхоз, там было лучше, там уже работало немного техники, жить стало легче.  Был простым колхозником, ремонтировал телеги, грабли, плел лапти, делал сбрую. Стали зарабатывать деньги.  Потом его выбрали в ревизионную комиссию, у него была огромная память.

Мама Варя была бригадир-овощевод. Свекла, морковь, турнепс. Меня в 15 лет назначили звеньевой.
…Потом меня отправили на курсы бригадиров в Терентьевское на 3-5 месяцев: что сеять, как сеять, пахать, я записывала все занятия.

…Были у нас куры, неслись они  в огороде, и в лесу, и в траве, где хотят. Смотришь,  идет с цыплятами.  Надо яичек – мама  идет на огород и приносит полкорзины.

…Кадки были по 20, 30 ведер. Набирали полные  к зиме.  Клубнику (землянику) сушили.  Костянику – в кадку. Из нее пироги пекли, кисель в чугунках варили.

…Илья (старший брат моей мамы), еще, когда мы жили в Никольском, уехал в Москву. Там вначале подметал улицы, потом поступил учиться в рабфак.




                - - - - -


                Воспоминания от 20 окт.1996 года.

Рассказывает мамина сестра Наталия Семеновна Сорокина (потом – Фомина). На момент переселения ей было ~ три года.


…Примерно в 1926 году от 40 семей из Голышино поехали трое представителей-разведчиков посмотреть, куда бы можно переселиться. Ездил и наш тятя (так называли у них папу), мамин племянник и тятин родственник Андрей.  Жили там и работали примерно по одному месяцу в разных семьях все лето. В одной заработали теленка, в другой жеребенка, у третьей  поросенка.   Когда уезжали обратно, скотину оставили, за содержание скотины обещали отработать по возвращению.

               - - -

Когда из Брянской области переехали сюда, жили сначалла в Никольском, это за Соколовкой, пять киллометров на юго-запад.

По приезду всем на хату от государства было выдано по 83 рубля. В товарном вагоне привезли ступы, столы, и нас всех.  Землю давали   бесплатно.

Три или четыре года прожили, присматривались, и село закрыли, там было укрупнение. Переводили на Камышанку (за 10 км.) и в Тихоновку, там уже было много наших из Голышино…  Там мы и купили хату. Пол из лиственницы...

…Дали землю, примерно 1 гектар.  Тятя вступил в колхоз, назывался «Восход». Пшеницы было  50 центнеров с гектара!  Какая получалась пшеница! Никогда такой не видали! …Сеяли лен и подсолнухи, вырабатывали ткань: полотно льняное, бумажное и шерстяное.  Шили свиты  типа плаща, тонкая шерстяная ткань. Из овечьих шкур шили тулупы

…Наша корова Белка давала 3 ведра молока, вся узкая часть кувшина – сливки.   Было у нас примерно 30 овец и около 30 гусей.  …Тятя выделывал шубы...

…В Тихоновке было много голышинских:  Семыкины, три брата Сорокиных.  Моргуновы,  но те быстро уехали в Афонино рядом с Киселевском (шахтерский город с рядом крупных шахт), их сестра Агеева…   У Семыкиных 8 детей, и была очень красивая девушка Мотя. Она была бы хорошей парой с нашим Ильей.   Но он уехал в Москву на рабфак…

…Еще там были Дворяновы, тятины кумовья…



          - - - - -