Мои велосипеды IV. Финиш Старта

Designer
Так началась моя дружба со «Стартом».
Дед моей тогдашней жены каждый раз, когда я возвращался пешком с велосипедом на плече, подсмеивался, что непонятно, кто на ком ездит, я на велосипеде или он на мне.
Эти мелкие неприятности портили всё удовольствие от езды. Вопрос усугублялся ещё тем, что купить однотрубки в магазине было чуть проще, чем чёрную икру, но ребята подсказали, что в этом вопросе могут помочь механики и тренера на велотреке.
А чуть позже я даже научился латать их!

Простую камеру залатать просто, а собираясь латать однотрубку сталкиваешься со сложностью в нахождении места прокола. В воде пузырьки выходят с внутренней стороны из текстильной части не только там, где прокол, но и рядом, такой полоской сантиметров в 10-15. Приходилось в этом месте разрезать оболочку, вытягивать через разрез камеру, уточнять место и латать обычным способом. Затем аккуратно зашивать разрез стык-в-стык и наклеивать на шов хлопчатобумажную тесьму.
А позже меня научили экспресс-способу - ездить вообще на проколотой трубке, не заморачиваясь её починкой.
Для этого набирается полный насос воды и вкачивается в трубку. Водяная плёнка препятствовала выходу воздуха.
Было очень прикольно ездить под шелест переливающейся в камере воды и ещё прикольнее каждый раз накачивать колесо после остановки, если прокол во время стоянки оказывался наверху, и видеть лужицу под колесом, когда прокол оказывался внизу.
С утяжелением и ухудшением динамических качеств колеса приходится мириться, главное, что способ работает! Благодаря ему я смог себе позволить более-менее дальние поездки, например, в соседний город Рустави.
Забегая вперёд, скажу, что я так и продал «Старт» с водой в переднем колесе.

Несколько слов хочется сказать о тормозах спортивной линейки велосипедов ТВЗ.
На современных велосипедах мы привыкли видеть колодки клещевых тормозов моноблочными, в виде металлического стержня, запрессованного в массу, наподобие той, которая используется в автомобильных тормозных колодках, а тогда это было реализовано иначе.
Колодка, прижимаемая к ободу во время торможения, была сделана из обычной резины – в виде прямоугольного бруска сечением в форме трапеции. Благодаря этому, он вдвигался в металлическую рамку, образуя стандартную, привычную форму колодки. Но была небольшая хитрость, вставить его можно было только с одной стороны, со второй был упор. И это надо было обязательно учитывать, когда ставишь колодку на велосипед. Поставь её наоборот, и резинка просто вылетала при торможении. Может не при первом, но обязательно.
Век живи - век учись! Это я понял на своём опыте, когда однажды резинка и вылетела. Я нашел её, положил в карман, чтоб разобраться позже, и спокойно поехал дальше – если есть передний тормоз и ехать спокойно, то ехать можно, но если помнить, что тормоз у тебя только один.
Так спокойно я доехал почти до дому, пока в повороте, пытаясь затормозить штатно, не вспомнил, что заднего тормоза нет, а только передний и, со все дури, его не зажал!
Всё случается когда-то впервые.
Велосипед взбрыкнул, как норовистый жеребец. Благо, я был в перчатках и аккуратно приземлился на тротуаре, даже не оцарапав ладоней.
Эти тормозные резинки очень плохо работали, когда намокали. Слышал, что ребята, занимающиеся велотуризмом, подбирали отработавший своё старый текстропный ремень аналогичного сечения и из него нарезали вставки. Благодаря тому, что это был композит из резины и хлопчатобумажных нитей, то намокнув они работали чуть ли не лучше, чем сухие. К сожалению, мне самому это ноу-хау испытать так и не пришлось.

На «Старт-шоссе» задние тормоза крепились на трубке, соединяющей заднюю вилку колёс. Для этого применялась специальная фигурная дюралевая шайба с полуцилиндрическим основанием. Поскольку этот узел при езде прилично нагружается, то шайба не выдержала и лопнула. Найти такую где-то было нереально, и отец мне выточил точно такую, но стальную, которая исправно исполняла свою работу.

Однажды я задался задачей пофотографировать дома в старом городе. На это я потратил несколько выходных, и, хотя в Тбилиси весь старый город на горе, всё равно на велосипеде там передвигаться оказалось сподручнее, чем пешком.
Как-то, отсняв все плёнки, я спускаюсь по булыжной мостовой, прямо у площади перед Метехским мостом. В какой-то момент, где-то на середине спуска, я остановился сфотографировать открывшийся вид на Мететехи, посмотрел под ноги и заметил между камней оригинальную дюралевую шайбу для моего велосипеда!
Учитывая, что в Тбилиси «свободных велосипедистов» можно было пересчитать на пальцах одной руки, и то вероятность того, что я случайно остановлюсь именно там, где у кого-то рассыпалось крепление тормоза точно такого же велосипеда, как мой, была близка к нулю.
Может и не совсем, но куда меньше, чем вероятность найти кольцо с пятикаратным бриллиантом!
Но нашел я, уникальную, но увы, уже абсолютно ненужную мне шайбу.

Как-то в прекрасный солнечный день, очевидно выходной, поскольку в будни этого я просто сделать не мог, решил я проехаться по кахетинскому шоссе до пересечения с новой объездной дорогой.
Съездил легко, благо, оно является продолжением автострады в аэропорт и всегда находилось в отличном состоянии.
Доехал, развернулся и поехал домой.
Не поездка, а лёгкая прогулка километров в 30-35.

И тут рывок на ровном месте!
Схожу с велосипеда и вижу весьма невесёлую картину: болт, на котором закреплён задний переключатель передач, вывинтился, а переключатель влетел в колесо, порвав с десяток спиц.
Сам переключатель тоже был в ужасном виде. Обойма с роликами натяжителя цепи оказалась сорванной со своей оси и скрученной в «пропеллер».

Дальше ехать на таком велосипеде было совершенно невозможно. Изуродованный переключатель висел на тросике.
Кое-как прицепил его к вилке, чтоб не мешал катиться колесу-инвалиду, безуспешно поискал вывинтившийся болт, подвесил волочащуюся цепь и побрёл вдоль обочины, ведя велик под уздцы, изредка голосуя проезжавшим мимо грузовичкам.
Так прошел я километра три, пока рядом не остановился инспектор ГАИ на мотоцикле. Вы конечно решили, что он из-за меня остановился?
Не угадали!
У него просто выскочила выхлопная труба из цилиндра, и сойдя с мотоцикла, он отчаянно пытался вставить её обратно. Таких лиц, как у этого гаишника, я никогда не видел ни до того, ни после. Красное лицо, выдубленное многолетним встречным ветром без какой-либо защиты, выглядело пластмассовой маской! Казалось, надави на него пальцем – кожа даже не прогнётся!

Я попробовал ему помочь, но вдвоём вставить трубу не удалось. Прошло минут десять, пока он не решил попросить у кого-нибудь помощи и не махнул своей волшебной палочкой.
Из ЕРАЗика с трагическим лицом и документами в руке вышел водитель и направился в нашу сторону.
Видели бы вы, как изменилось его лицо, когда гаишник велел ему спрятать документы и помочь нам вставить трубу!
И свершилось чудо! Радостный водитель легко, с первого раза посадил трубу на место! Похоже, что-то мы делали не так…
Гаишник поблагодарил и попросил его довезти меня до трамвая.
На конечной я забрался с великом в трамвай. Кондуктор, окинув взглядом колесо велика, а затем меня, даже не стал просить взять билет (правда, денег на билет у меня всё равно с собой не было).

Чтоб восстановить спицы, – пришлось идти на трек. Там за небольшие деньги поставили недостающие спицы, отрегулировали их натяжение и продали дефицитную ось, на которой висит переключатель. Обойму роликов-натяжителей я отрихтовал сам и посадил на место, с которого их сорвало. Изначально обойма роликов была просто запрессована на оси, я же посадил на эпоксидку и разкернил по периметру. На этом ремонт завершился, а функция переключателя была полностью восстановлена.

У Тбилисской Академии Художеств, в Каспском районе, в посёлке Ахалкалаки, имелась своя база, на которой студенты изобразительных факультетов проходили летнюю практику. Проходила её и моя жена. Место с типично-грузинской природой, главная достопримечательность которого – неплохо сохранившийся храм XIII века, Эртацминда. По республиканскому шоссе от дома до Каспи – километров 75, и ещё километров 5-10 от Каспи до Ахалкалаки.
Изучив карту, решил ехать по дороге местного значения, проходящей почти параллельно железной дороге, по правому берегу Куры и километров на десять короче главной.
Утречком в одну из суббот сел на велосипед и поехал. Проехал Мцхету, но не свернул через мост направо, а продолжил путь прямо. Асфальт скоро закончился, и весь путь пришлось ехать по не самой ровной грунтовке. При езде на однотрубках – ещё то удовольствие, но не помню каких-то особых проблем. Без проблем осилил подъём от Каспи до Ахалкалаки. Нашел базу, но студентов на ней не было, все разбрелись по округе делать эскизы, зарисовки и этюды.
Оставалось дожидаться вечера.
Подошли деревенские ребята, собравшиеся выпить. Познакомились. Расположились в чьём-то огороде рядом с базой. Пили чачу закусывая хлебом и чесноком, выдернутым тут же из грядки.
К возвращению студентов уже было весело.

Наутро решили ехать в Тбилиси. На тбилисский автобус опоздали, а тут подошел автобус на Гори. Плохо помню, как смог втиснуть в набитый до предела ПАЗик ещё и велосипед, но до Гори дохали вполне благополучно. Ближайший автобус из Гори до Тбилиси был часа через полтора. Этого времени хватило, чтоб прогуляться по городу и обойти мемориальные сталинские места. Именно обойти, поскольку в то время всё это было крепко-накрепко закрыто, и экскурсий туда не водили.
 
Прогулявшись вернулись на автовокзал в ожидании подачи автобуса. Ехать предстояло на Икарусе, и было ясно, что велосипед придётся везти в багажнике, и я решил заранее снять колёса, чтоб потом не суетиться. Рядом стояла кучка подростков, человек пять-шесть, которые переговариваясь поглядывали на мой «Старт-шоссе». Наконец один из них спросил, не продам ли я ему велосипед. Продавать я его не собирался, о чём и сказал. Парнишка разгорелся и стал уговаривать. Чтоб он отстал от меня, я решил заломить цену, сказав, что продам за 80 рублей, надеясь отпугнуть ценой изрядно поношенного велосипеда. Откуда я мог знать, что у этого пацана в кармане пачка денег! Не задумываясь, он попросил, чтоб я поставил колёса на место, достал из внутреннего кармана пиджака деньги, отсчитал восемь червонцев и протянул их мне. Я попытался было отнекиваться, мол, пошутил я, но не тут-то было! Вокруг стояло много свидетелей сделки, отлично слышавших, что я продам за ту сумму, которую мне предложили -  слово есть слово!
Так я расстался со своим первым, успевшим повидать виды, взрослым велосипедом. Больше никогда велосипедов я не продавал.

Оставшись без велосипеда, я надеялся, приехав в Тбилиси, добавить двадцатку и купить себе новый, но планам не суждено было реализоваться. Деньги разошлись, а достаточно скоро разошлись и мы с женой. Я вернулся к родителям, и о новом велосипеде пришлось забыть, поскольку хранить его можно было только на балконе, а это было очень неудобно и плохо для велосипеда.
В память о моём «Старте» и сейчас у меня где-то хранится его шильдик с ласточкой, который я снял в первый же день.

27 июня 2018 г.
Салоники

Продолжение: http://proza.ru/2021/04/19/115