дядя Боря

Маргарита Школьниксон-Смишко
"Правду о Ржеве скажут только тогда, когда умрут все, кто здесь командовал"
Ветеран боёв за Ржев в частной беседе.

2012 г. "Фальсификация истории продолжается. Ржевскую битву полностью стёрли из нового 12-томного издания "История Отечественной войны" С.А. Герасимова


"Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте,
На левом,
При жестоком налете.

Я не слышал разрыва
И не видел той вспышки, —
Точно в пропасть с обрыва —
И ни дна, ни покрышки.

И во всем этом мире
До конца его дней —
Ни петлички,
Ни лычки
С гимнастерки моей.

Я - где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я - где с облаком пыли
Ходит дождь на холме;

Я - где крик петушиный
На заре по росе;
Я - где ваши машины
Воздух рвут по шоссе;

Где травинку к травинке
Речка травы прядёт,-
Там, куда на поминки
Даже мать не придёт."

Когда его мoбилизовали, Боре не исполнилось и восемнадцати. Похоронка пришла в декабре 1942 года. Сержант Борис Сизарь убит подо Ржевом 12.12. 1942 года.
Сохранились школьные грамоты и лишь одно письмо, написанное вскоре после мобилизации.
Начинается оно так:

"Здравствуйте Мама, Женя и Нинуля!"
Мама с большой буквы. Женя и Нина - младшие брат и сестра. Женя был на год моложе, его мобилизуют позже, он тоже погибнет в августе 1943 года.

"...Я отправил Вам уже более 10 писем и открыток и не уверен, получили ли Вы хоть одно...Очень хочется получить от Вас хоть маленькую весточку. Узнать, как Вы живёте. Учится ли Нина**, работает ли Женя. Достали ли на зиму дров и т.д...От папы я тоже ничего не получил. Напишите, что слышно о нём..."

Заканчивается письмо Бориса :

"Ну, до скорой встречи в Ахтырке или Свердловске.
Целую всех крепко!
                До свидания!
Ваш Боря
20.9.41"

"Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам - всё это живые,
Нам отрада одна:

Что недаром боролись
Мы за Родину-мать.
Пусть не слышен наш голос,-
Вы должны его знать...

Я убит подо Ржевом,
Тот ещё под Москвой.
Где-то, воины, где вы,
Кто остался живой?

В городах миллионных*, в сёлах, дома в семье?
В боевых гарнизонах
На не нашей земле?

Ах, своя ли, чужая,
Вся в цветах иль снегу...
Я вам жить завещаю,-
Что я больше могу?

Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.

Горевать - грделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать - не хвастливо
В час победы самой.

И беречь её святo,
Братья, счастье своё -
В память воина-брата,
Что погиб за неё." 

* моя старшая сестричка Руфочка, рождённая в сентябре 1941 года в Ленинграде, умерла в марте 1942 года в блокадном городе.

** младшая сестричка Бориса - Нина ещё жива

С.А. Герасимова защитила в 2007 году по Ржевскому сражению кандидатскую диссертацию. Не всё так плохо, и сегодня в интернете можно найти много материала по Ржевскому сражению, как и почитать диссертацию С.А. Герасимовой. Очень подробно описывает это сражение генерал-фельдмаршал Хорст Гроссман, и его работа переведена на русский язык.
 
на фото Борис семнадцати лет