11. 2. Нахождение главной идеи для проповеди

Виктор Тарасенко
11.2. НАХОЖДЕНИЕ ГЛАВНОЙ ИДЕИ ДЛЯ ПРОПОВЕДИ.

    Необходимо в первую очередь для самого себя осознать главную идею предстоящей проповеди.
   Само слово «идея» происходит от греческого слова «эйдо», что означает «видеть и потому знать». Синонимом этого слова выступает слово «концепция» от латинского глагола «концентаре», что означает «постигать, воображать, почувствовать». Таким образом, проповедник должен знать л чём он хочет сказать, выделяя общие особенности в жизни, находя в них взаимосвязь. Сама идея состоит из двух частей: темы и дополнения.
     Тема отвечает на вопрос: «О чём я говорю?»
     Дополнение отвечает на вопрос: «Что я хочу сказать по данному вопросу?»
Источником идеи для проповеди может быть:
- Жизненный опыт людей;
- Писание;
- Собственные мысли при плановом чтении Библии и проповедовании;
- Опыт проповедника;
- Вдохновение.
    Давайте, чуть подробнее коснёмся, этих составляющих нахождения главной идеи для проповеди.

11.2.1. Жизненный опыт людей.
    Интересен опыт подготовки Д.Л. Муди. Он пишет: «Когда у меня возникает тема, я пишу её на большом конверте. У меня много таких конвертов. Если при чтении я нахожу что-то новое или ценное, относящееся к какой-либо намеченных мною тем, я кладу выписку в соответствующий конверт и оставляю её лежать там. Я всегда имею при себе записную книжку, если в чьей-либо проповеди я слышу что-нибудь могущее пролить свет на данный вопрос, я делаю заметки, а затем кладу их в конверт. Всё это может пролежать год и даже более. Когда мне нужно подготовиться к проповеди, я вынимаю всё, что накопилось. В сочетании с результатами моих собственных наблюдений, это даёт мне достаточно материала. Кроме того, я всё время работаю над моими проповедями – что-то исключаю, что-то добавляю. В результате они не устаревают. (19 ст.20)
      Проповедник должен знать нужды людей, и понимать, что является необходимым для человека в данной ситуации. Ок должен знать основополагающие вопросы, которые волнуют и беспокоят человека: «Что есть жизнь?»; «Что есть смерть?»; «Что есть печаль?»; «Что такое грех?»; «Почему существует зло?»; «Как Бог допустил грехопадение?» и т.д. (3 ст.15)

11.2.2. Писание.
       Проповедник должен чётко осознать, что Библия является Словом Божиим, местом встреч человека с Богом. Из Писания проповедник берёт основные мысли для своей проповеди, он опирается на текст Писания. Вот, например, высказывание декана Йельской школы богословия – доктора Ч.Р. Браунта: «Тщательно обдумайте цитату из Библии, которую вы выбрали, и тему вашей проповеди. Вынашивайте их в уме, пока они не станут пластичными. Вы извлечёте из них массу интересных мыслей, если дадите возможность, содержащимся в них мельчайшим подробностям и росткам, вырасти и развиться.
    Когда вы собираете материал для проповеди, записывайте всё, что приходит вам в голову в связи с избранной темой или цитатой. Запишите, как вы понимали текст из Библии в момент, когда вы выбрали его. Записывайте все ассоциации, все мысли, которые затем возникли у вас. Записывайте все ваши мысли кратко в нескольких словах, чтобы зафиксировать их, и пусть ваш ум всё время ищет новые мысли, как будто вам никогда больше не придётся увидеть в вашей жизни ни одной книги. Постоянно записывайте все мысли, приходящие вам в голову, и всё время тщательно обдумывайте их».

Как готовил проповеди Христос?
- Он удалялся от толпы;
- Он погружался в размышления;
- Он сосредотачивался;
- Он молился;
- Он бродил в одиночестве по пустыне, размышляя, и постился 40 дней и 40 ночей.
«С того времени» - пишет Матфей – «Иисус начал проповедовать». Вскоре после этого Он произнёс одну из самых знаменитых проповедей в мире – «Нагорную проповедь». (19 ст.42)
     Текст происходит от латинского слова, что означает ткань, или нечто сотканное, связанное в одно целое. В принципе можно сказать, что место Священного Писания является библейскими нитями, в которые проповедник вплетает свои замечания и толкования. И от того, как будет он это делать, зависит, расцветет ли в сердцах слушателей прекрасный ковёр Божьих откровений, и состоит ли их встреча с Богом (коммуникация с Безначальным), или они получат безобразный набросок узлов, зигзагов, петель философской или другой человеческой мысли. (3 ст.16)

11.2.3. Плановое чтение Библии и проповедование.
     Есть ряд преимуществ, когда проповедник составляет для себя годичный, квартальный, месячный и т. д. план проповедования. В таком случае он может одной теме уделить целый цикл проповедей, где спокойно и глубоко раскрыть интересующие его вопросы, цели и задачи, нужды и проблемы.
     При плановом чтении Библии Господь, как правило, обильно говорит к проповеднику и тот, в свою очередь, должен быть очень внимательным и записывать все мысли, которые посылает ему Господь, чтобы в дальнейшем использовать их в своих проповедях. Это один из важных путей подготовки к проповеди, и как мы видим, им не пренебрегали выдающиеся проповедники прошлого и настоящего.
      Ценность ваших записей утроится, если вы будете следовать определённой системе и относить каждую новую мысль к определённому разделу, который заранее наметите.
   Например, эти разделы могут выглядеть так:
- Факты: Кто? Что? Когда? Где?
- Смысл: Почему? Как?
- Связи: Мысли. Библейские стихи.
- Действия: как применить на практике?
- Ценности: Помочь людям увидеть жизнь так, как её видит Бог!
   Впрочем, каждый проповедник может и самостоятельно разработать свою собственную систему, руководствуясь которой, сможет более продуктивно извлекать сё полезное при плановом чтении Библии.

11.2.4. Опыт проповедника.
    У каждого проповедника складывается свой опыт произнесения и подготовки проповеди. Под опытом проповедника в данном случае мы понимаем анализ своих собственных проповедей, нахождение и исправление ошибок, а также углубленное чтение Библии, комментариев, других богословских трудов, усиленная молитва и научение проповедованию через прослушивание других (хороших и плохих) проповедников.
      Важное место также имеет способность проповедника выслушивать замечания к нему сол стороны своих слушателей, наставника, пастора.
      Основой при подготовке проповеди должна быть молитва. Она предваряет подготовку проповеди и завещает её.
      Билли Грэмм в своём ответе на вопрос о причине такого огромного успеха его проповедей на всех континентах сказал только три слова: «молитва, молитва, молитва».
     Молитву ценили все знаменитые проповедники. Вот как например отзывался об этом Чарлз Сперджен: «Вряд ли нужно говорить вам о великом значении молитвы в частной жизни пастора, но я не могу, тем не менее, воздержаться от этого.
    Благодать Божия неоцена дорога для вас, если вы посланники Господа; и чем ближе вы будете к Нему, тем успешнее выполните своё служение. Их всех средств, дарованных вам для этого Богом, я н знаю более могущественного, как молитва. Всё ваше образование, полученное в семинарии ничто в сравнении с тем духовным развитием, которое можете вы получить в молитвенном общении с Господом. Все наши библиотеки и аудитории пусты в сравнении с маленькой клетью нашего сердца. Мы возрастаем, мы делаемся могущественными, мы всё преодолеваем нашею сердечною молитвою. Ваши молитвы будут вам лучшими помощниками уже в то время, когда вы ещё будете только думать о вашей проповеди». (43 ст.48)

11.2.5. Вдохновение
     Вдохновение является также важным элементом в произнесении проповеди. И здесь всё зависит от умения проповедника полагать своё упование не на подготовленный конспект проповеди, а на Господа.
     Вдохновение от Господа может прийти в любой момент произнесения проповеди, и тогда нужно дать возможность говорить Духу Святому через вас так, как хочет Господь, а не как записано в вашем конспекте и плане.