Маленький лорд и леди Бретт

Элеонора Панкратова-Нора Лаури
БРЕТТ БОРГЕН. Маленький лорд и леди Бретт. Юхан Борген, каким я его знала
Borgen, Brett. Lillelord og Lady Brett. Johan Borgen som jeg kjente ham
Oslo, Aventura, 1985. 125 s.
 РЕЦЕНЗИЯ .Современная художественная литература за рубежом.  1988,№2
(См также здесь:
 Юхан Борген - Трилогия о маленьком лорде
Юхан Борген.  Cлова, живущие во времени
Юхан Борген -  Избранные новеллы)

     Семья Боргенов не обделена литературным талантом. Младшая дочь писателя Ане Борген   пошла  по стопам отца, она -довольно-таки известный автор книг для детей и юношества.
В 1982 г., к восьмидесятилетию со дня рождения писателя его вдова Анна-Марта Борген (в прошлом журналистка) выпустила своеобразную книгу воспоминаний, задуманную еще при жизни писателя: «Тебе». Осознавая, что дни его сочтены и боясь, чтобы его облик не был искажен недобросовестными журналистами и критиками, Борген сам составил план будущей книги Анны- Марты. «Свою цель я вижу в том, чтобы в воссоздаваемой картине жизни найти точки соприкосновения с современностью, биографические элементы мне нужны только для того, чтобы уловить связь между жизнью писателя и его творчеством, что представляется мне важным»,— пишет Анна-Марта в предисловии. Книгу предваряет эпиграф из самого Боргена: «Опасная это практика- анализировать творчество писателя, беря за основу случайные биографические сведения». Перефразируя его слова, можно сказать, что практика анализировать ЛИЧНОСТЬ  писателя, исходя из случайных биографических сведений, не менее опасна.
    Бретт Борген, старшая дочь писателя, издавшая за последние пятнадцать лет полтора десятка книг разного жанра, ставит перед собой задачу воссоздать «истинный» образ отца. Это ни в коей мере не научная биография, как предупреждает она сама. Ее цель совсем иная — «оживить статую», рассказать о том, чему свидетелем были лишь она и другие члены семьи. Однако цельного образа писателя и человека, к сожалению, не получилось. Взамен наскучившего всем, как считает леди Бретт, традиционного облика любящего отца и мужа, борца, отстаивавшего идеалы гуманизма, на страницах ее мемуаров возникает этакий любитель выпить и пофлиртовать. И все же, представляется нам это произошло не от желания очернить великого мастера слова (по оценке норвежской прессы, книге присущ элемент скандальности), а из-за недостатка писательского мастерства, возможно, некоторой душевной глухоты и определенной поверхностности автора.
Взаимоотношения отцов и детей чаще всего складываются непросто, особенно в семьях выдающихся людей, где детям бывает трудно не только оправдать родительские надежды, но и просто заявить о себе как о личности. Особенно в тех случаях, когда представители разных поколений в семье — люди одной профессии.
Появлению на свет Бретт предшествовал бурный роман ее родителей и шумный бракоразводный процесс Боргена с первой женой. При этом родители Боргена, его братья и прочие родственники навсегда отвернулись от него. Девочка явилась на свет на следующий день после бракосочетания Юхана и Анны-Марты. Супруги, бросившие обществу вызов своей любовью, не стали крестить дочь и назвали ее в честь героини «Фиесты» — женщины экстравагантной, одержимой страстями, но не лишенной обаяния и благородства.
 По-видимому, Бретт всю жизнь сознательно старалась оправдать свое имя. В первые годы совместной жизни супруги много путешествовали, а девочка воспитывалась в крестьянской семье. И хотя ее там очень любили (даже хотели  удочерить), а родители не забывали (в книге приведены убедительные тому свидетельства), в душе Бретт остался осадок, который во многом осложнил ее отношения с отцом.
  Внимательно читая книгу и вдумываясь в рассказ Бретт об отце, понимаешь, что в нем есть своя логика. Одной из главных тем писателя была мысль о многообразии и неисчерпаемости человеческой личности, о том, что в ней всегда можно найти что-то новое и неожиданное. Такими он изображал своих героев.
   И с этой точки зрения попытка показать нам еще одного, нового Боргена может восприниматься как вполне оправданная. Ведь подзаголовок книги гласит: Юхан Борген, каким я его знала.
В книге Бретт Борген справедливо подчеркивается автобиографический аспект центрального произведения писателя — трилогии о «маленьком лорде», («Маленький лорд», 1955; «Темные источники», 1956; «Теперь ему не уйти», 1957). По ее мнению, те темные источники, которые били в душе Вилфреда Сагена всю жизнь, были ведомы и его создателю. Конечно же, потрясающая убедительность достигнута писателем во многом за счет того, что он рисовал человека своей среды, но, возможно, и потому, что его искушали те же соблазны, что и героя. Но Бретт Борген как будто бы не замечает, что в противоположность герою, оказавшемуся «по ту сторону добра и зла», ее отец выбрал путь борьбы и добра. Сущность характера Вилфреда Бретт видит в том, что он обладает «инстинктивной честностью», но живет в обществе, насквозь пронизанном лицемерием.
С интересом узнаешь, что «enfant terrible» Бретт была прототипом живой и непосредственной крошки Ингер, одного из персонажей очерков Боргена, подписанных именем сказочного Мумле Гусиное Яйцо. Эти остросатирические очерки были очень популярны и в предвоенные годы, и в начале оккупации, вплоть до закрытия газеты «Дагбладет». Кроме того, оказывается, маленькую Ингер, ставшую героиней пьесы «Андерсены», Бретт довелось играть на сцене Национального театра. На семинарах и лекциях, устраивавшихся еще при жизни Боргена в университете, Бретт выступала с художественным чтением произведений  своего отца.
    Наиболее интересна глава «Война», где описывается бегство семьи Борген через шведскую границу осенью 1942 г. Как известно, в 1941 г. участник движения Сопротивления Борген, как и многие другие деятели норвежской культуры, был заключен в концлагерь Грини в 1942 г. многие узники были переведены в немецкий лагерь Заксенхаузен. Борген был уверен, что такая же судьба ждет и его, но его неожиданно выпустил и на свободу, однако за каждым его шагом следило гестапо. Однажды в их квартире раздался телефонный звонок, и Анну-Марту какой-то незнакомец предупредил, что к ним вот-вот нагрянут гитлеровцы. Она схватила дочерей, и они всей семьей побежали на квартиру к художнику Рейдару Аули, который перекрасил им волосы и особенно тщательно загримировал Боргена. До границы было решено добираться порознь: Борген - на велосипеде, Анна-Марта с девочками на такси. По дороге шофер остановил машину вблизи немецкого военного лагеря и направился туда, чтобы донести на них, как поняла Анна- Марта. Они выскочили из машины, бросились в сторону леса, несколько часов пролежали в канаве, заполненной водой, переночевали в охотничьем домике, снова бежали по лесу в сторону шведской границы, повстречались с «добровольными пограничниками», людьми, помогавшими беженцам пересечь пограничную полосу. Они перенесли девочек на руках (как потом стало известно, на следующую ночь эти люди погибли). И наконец, уже на шведской земле, их встреча с отцом! Здесь Юхан Борген будет продолжать свою антифашистскую деятельность и как публицист, и как добровольный пограничник,-стоя в морозные ночи у пограничной полосы, и встречая тех, кому удалось добраться из Норвегии и Финляндии...
   Книга Бретт Борген вызывает противоречивые чувства, есть в ней и серьезные страницы, хотя общий тон довольно претенциозный и легкомысленный. Она заставляет еще раз задуматься о роли и оценке биографических данных в изучении литературы и об ответственности биографа.