Толстовский список Софийской первой летописи

Ирина Лежава
На открытой недавно выставке в краевом Архиве был впервые показан один из уникальных раритетов «Софиевский временник» так называемого Толстовского списка. Это летопись, датируемая 70-ми годами XV века из коллекции древнерусских рукописей графа Федора Андреевича Толстого, правнука сподвижника Петра 1 дипломата Петра Толстого, в числе потомков которого - драматург А.К.Толстой и гениальный Лев Толстой. «Софиевский временник или летопись с 802 по 1534 г.» была издана в 1820 году библиотекарем и архивариусом Ф.Толстого Павлом Строевым, который позже издал еще «Описание старопечатных книг графа Ф. А. Толстого». Уникальность издания Софиевской летописи в том, что она одна из немногих изданий, хранящихся в фондах столичных библиотек.   
«Софиевский временник» - это свод древнерусских летописей, который наряду с Новгородской 4-й летописью был положен в основу всех общерусских летописей 2-й половины XV – нач. XVI вв. и назван А.Шахматовым Новгородско-Софийским сводом. Различают – по количеству летописей – два списка Софиевского временника. Старший извод включает список М.А.Оболенского и список Карамзина. К младшему изводу относят около 12 списков, в их числе как раз Толстовский, а также Воронцовский, Мазуринский, Воскресенский или Синодальный и т.д. Толстовский список летописей создан был в Кирилло-Белозерском монастыре, а название получил по принадлежности коллекции рукописей графу Ф.Толстому. Один из списков находится как раз в краевом Архиве Ставрополя, да еще в РНБ (Российской научной библиотеке), правда он обрывается на 1418, в отличие от ставропольского, завершающегося 1425 годом. Это только 1 часть издания 1820 года. Тексты в них были отредактированы московскими книжниками, которые переосмыслили, а точнее – подчистили тексты новгородских летописцев. Софиевская летопись младшего извода по Толстовскому списку была опубликована П.Строевым в 1820 году, позже в 1851-м она была переиздана в 5 томах.
Открывается «ставропольское» издание 1820 года двумя образцами: из списка с рукописи Архивского и с рукописи монастыря Воскресенского с водяным знаком «кувшин», над горлышком которого – корона, видимо, намек на титул графа. Список с рукописи самого Ф. Толстого дополнен водяными знаками «в бумаге»: два растительных орнамента с кистью винограда острием вверх, контуром петушка и контуром козлиной морды с рожками. Очень интересны водяные знаки на следующей странице со списка «в бумаге Архивской рукописи»: длинный православный крест с перекладиной внизу, козлиная морда, в голову которого всажен крест, обвитый змеей и изображение кадила. В обширном Предисловии рассказано об истории нахождения рукописей, о владельце и роли этого свода ранних летописей для истории России. Сама летопись написана полууставом с типичными заголовками и заглавными буквами, выведенными киноварью.  Предисловие серьезно изучал А.Шахматов, сделал две реконструкции - в 1909 и 1916 гг., сравнивая их с Новгородской 1-й летописью. Он установил, что младший толстовский извод рукописи – это новгородские летописи, связанные с архиепископской кафедрой Софиевского собора. Отсюда и название свода «Софиевский временник», который открывается Повестью временных лет. Помимо летописей тут и послание архиепископа новгородского к Тверскому князю Федору, из Хронографа – история «О царице Савской», «О грамматике», (которое «есть художество окружающее нас, умная писати»), «Письмо царевны Ксении Борисовны (Годуновой) к тетке своей  о пребывании в Троицком монастыре, в осаде, о происходящих там безпорядках и смертности между осажденными» 1609 года, отрывок «Из грамоты воеводы князя Пожарского со товарищами и всех ратных людей Ярославля к вычегодцам, о всеобщем ополчении городов на защиту Отечества и проч. (1612 г). Словом, просматриваешь страницы этой рукописи и словно само дыхание истории опаляет лицо. Сравнительный текстологический анализ делал не только А Шахматов, но и А. Гиппиус, А.Тихомиров, другие исследователи и ученые. Изучение текстов продолжается и в наши дни.
Что касается самого собрания графа Ф.Толстого, то в 1830 году все рукописи XI-XVII вв. (1302 единицы) - летописи, родословные, лечебники, сборник крюковых нот, а также старопечатные книги (около 400 томов, изданных с 1491 по 1727 в Риме, Амстердаме, Вене, Кракове, Вильно, Москве, вместе с полным комплектом петровских «Ведомостей» за 1702-1727 годы – все эти сокровища были выкуплены Публичной библиотекой. По всей видимости он не надеялся, что его наследница, красавица «ветреница Грушенька», (единственная дочь Аграфена Федоровна, в замужестве графиня Закревская), не распылит его уникальную книжную коллекцию.  И на то были основания, ведь она хоть и была музой поэтов Пушкина, Баратынского, Вяземского, хоть к ней в усадьбу Ивановское (под Подольском) и съезжался цвет дворянства, но кроме балов, флирта, капризов ее ничего не интересовало. Пушкин посвятил ей стихи: «Портрет», «Наперсник», «Когда твои младые лета», «Счастлив, кто избран своевольно, «Твоих признаний, жалоб нежных…», а Вяземскому писал в 1828 году: «Закревская произвела меня в свои сводники…». В его бумагах за тот же год найден рисунок чернилами со списком стихотворения «Дар напрасный, дар случайный…», который хранится ныне в Пушкинском доме в Питере. На рисунке поэт воспроизводит ее фигуру с картины Дж.Доу.
Интересно, что матерью Грушеньки была дочь золотопромышленника И.Мясникова, из  староверов. Этим объясняется, откуда в собрании ее отца графа Ф.Толстого, так много старообрядческих рукописных книг и сборников крюковых нот. С семейством матери связаны и родственные связи с предпринимателями – она была племянницей московского богача Дурасова. Ну а по отцу она была двоюродной сестрой знаменитого художника Федора Толстого, двоюродная тетка А.К.Толстого и Л.Н.Толстого, троюродная сестра Ек.Трубецкой (урожденной графини Лаваль, героини поэмы Некрасова «Русские женщины»), жены декабриста Сергея Трубецкого. Как получилось, что граф женился на дочери промышленника, что расценивалось в то время, как мезальянс, тоже понятно. Ведь сподвижника Петра 1 дипломата П.Толстого и его сына сослали на Соловки, где они и умерли. У них были отняты имущество, чины и титулы. Только при императрице Елизавете Петровне внуку, графу Андрею вернули титул и 400 душ в Суздальском и Новгородском уездах. Он стал родоначальником огромного рода Толстых, за многочисленное потомство, его семью прозвали «Большое гнездо».  Из 23 детей в живых осталось 10. Старшего Петра прославил сын Ф.П.Толстой, художник и скульптор, вице-президент Академии художеств и внук, писатель и драматург А.К.Толстой;  второго Ивана – сын Федор Толстой-Американец, внучка писательница и знакомая Пушкина А.Хлюстина, в замужестве графиня Сегюр; третий сын Илья стал дедом Льва Толстого. В воспоминаниях Льва Толстого о своей родословной есть удивительный рассказ об отношениях его прабабки и прадеда: когда 14-летняя графиня Александра ехала на бал без мужа (графа Андрея) в своем возке, из которого «было вынуто сиденье, чтобы крыша возка не повредила высокой прически», она вспомнила в дороге, что уезжая не простилась с мужем и вернулась с полпути домой. «Когда она вошла в дом, то застала его в слезах, он плакал о том, что его жена перед отъездом не зашла к нему проститься»! Этот небольшой штрих раскрывает очень многое. В такой семье не могли не родиться талантливые дети, гениальные потомки. Что касается их 5-го сына, библиофила Федора Андреевича, то он после передачи своего книжного собрания Публичной библиотеке прожил очень долго, он умер в 90 лет (1849-м). С его дочерью Аграфеной, у которой было две дочери, эта линия Толстых прекратилась. Одна из дочерей, Лидия Закревская, крестница Николая 1, вышла замуж за сына К.Нессельроде, гонителя Пушкина, но брак был недолгим. Она сбежала от него в Париж. Вторая дочь Ольга умерла в младенчестве. Усадьба же Ивановское, где провели столько приятных вечеров Пушкин и его друзья, после отмены крепостного права Аграфена продала дальней родственнице, та в свою очередь продала в уплату долгов купцу Бахрушину (деду будущего советского академика). Борисов-Мусатов, художник-символист начала ХХ в., который любил писать «дворянские гнезда», не раз воспроизводил на своих полотнах это имение. После революции судьба Ивановского была плачевной, его разорили, сделали там общагу, лишь в 80-х заброшенный дворец отремонтировал Подольский машиностроительный завод и отдал под Музей профобразования. Такая вот получилась многовекторная история толстовского списка «Софиевского временника» из краевого Архива города Ставрополя.