Жизнь и творчество

Валерий Никитин
                Валерий Дмитриевич Никитин проживает в Ясногорске с 16-
                летнего возраста, человек с активной жизненной позицией,
                оптимист по натуре, знаком многим жителям города и района.
                Более 20 лет своей жизни он отдал педагогическому труду.
                Преподавал изобразительное искусство, трудовое воспитание,
                физкультуру, был классным руководителем, вёл изостудию во
                Дворце Культуры, был руководителем вокально-инструментального
                ансамбля профтехучилища, участвовал в соревнованиях по
                мотокроссу, радиолюбитель. Сейчас – на пенсии, с удовольствием
                занимается творчеством, для этого есть и время, и желание.

Мы идём с ним по направлению к квартире, которую Валерий Дмитриевич использует в качестве мастерской художника. Здесь рождаются его живописные полотна и скульптуры.

- Здравствуйте, – миловидная женщина средних лет звонко приветствует моего спутника. Я Вас только что вспоминала.
- Что так? – удивился.
- Да просто Вы хорошим учителем у нас были. Всегда вспоминаю.

Валерий Дмитриевич уже давно не преподаёт, но его с благодарностью вспоминают бывшие ученики, приглашают на встречи. Видно, что, работая в школе, частичку своей души он подарил ученикам.
 
В мастерской я увидела картины, написанные акварелью и маслом, графику, скульптуры. Талантливые работы! Видна рука мастера.

- Теперь у меня достаточно времени для творчества. Раньше больше приходилось заниматься материальным обеспечением семьи. Сейчас выставляю свои работы на международном художественном сайте. Люди смотрят, берут в свои коллекции. Самое главное в жизни – иметь возможность заниматься тем, что нравиться. Я с удовольствием занимаюсь творчеством – леплю, пишу картины, совершенствую свою технику. Нет предела совершенству. Жизнь продолжается!


А мне стало интересно – как проявляется талант? С ним надо родиться? Или это дело наживное – можно и научиться? Вопросы немного наивные, но всё же.

- Как вы считаете - талант можно взрастить? Нужно ли развивать талант? Если его не заметить, то заглохнет, так и не проявившись?
- Талант с большой буквы, если он заложен в человека изначально, обязательно проявится в какой-то момент.  Другой вопрос – будут ли условия, для того, чтобы он развивался и совершенствовался. И захочет ли сам человек его развивать или нет.

- Когда у Вас проявился талант, на Ваш взгляд?
 
- Я начал рисовать в детстве, как это и бывает обычно. Первым созерцателем моего творения стал отец. Я нарисовал Аврору, мне казалось, что получилось очень хорошо, и показал ему.

- И отец оценил по достоинству?

- Видимо да, - засмеялся Валерий Дмитриевич. - Он молча начал сам рисовать, но его Аврора была ещё хуже. Я сейчас вспоминаю с улыбкой этот эпизод. А тогда немного расстроился. И до пятого класса талант у меня как бы замер. В начальной школе меня тоже не оценили – как со стихами-песнями, так и с рисованием. 
А в 5 классе на уроке рисования в 20-й школе г. Щёкино произошёл интересный случай. Учительница принесла однажды на урок чучело зайца для рисования с натуры.

Моя работа получилась лучше всех в классе,  меня похвалили. Хотя рисование на тот период моей жизни не было приоритетным занятием. Я занимался спортом, был школьным фотографом, увлекался химией, а к рисованию очень прохладно относился. Но мой рисунок произвёл тогда впечатление и на учительницу, и на одноклассников.
Это, пожалуй, был первый успешный опыт в области рисования. Но и после этого в школьные годы рисование не стало для меня чем-то значимым в жизни.

Так продолжалось до педагогического института. Здесь мой преподаватель, Валерия Фёдоровна Сюзева, смогла рассмотреть во мне какую-то искорку. Причём, я не прилагал абсолютно никаких усилий. По-прежнему не считал рисование занятием достойным серьёзного внимания. Быстро выполнял задание, рисовал 15 минут и уходил в буфет или в музыкальный зал играть на пианино. Но все мои рисунки, сделанные в аудитории, отбирались для выставок - натюрморты, гипсовая капитель и другие.

Валерия Фёдоровна посоветовала мне принять участие в художественном конкурсе, посвящённой 45-летию Победы. Эта моя работа, зенитка, что стояла у трамвайного депо, была сделана с натуры буквально в течение семи минут на остановке, где я коротал время в ожидании трамвая. Этюдника у меня ещё не было. Просто вытащил подставочку, краски, сел на лавочку и сделал этот рисунок. Я его даже не хотел сдавать, у меня были ещё два огромных плаката. Но плакаты не прошли. А вот этот рисуночек занял 1 место, мне дали премию 50 рублей.

- И вот тут Вы почувствовали, наконец, что рисование – это дело, достойное внимания?

- Нет, не почувствовал, - снова улыбается Валерий Дмитриевич. - Хотя премия была кстати. Я купил этюдник, краски и платок для мамы. Но тягу к рисованию не почувствовал и в тот момент. Лишь позднее, когда сам стал преподавать в школе этот предмет, рисование меня по-настоящему увлекло. Начал писать, вникать в этот процесс, делать копии известных художников.  Захотелось совершенствоваться, осваивать новые техники. Поступил на худграф в Москве. Конкурс был 12 человек на место. Но сразу поступил, опять же не напрягаясь. Думаю, что не расстроился бы, даже если не поступил. Как-то просто шёл по жизни.

- Вы прекрасно владеете техникой не только живописи, но и скульптуры…

- Интерес к скульптуре у меня появился позднее. Хотя всегда нравился Mикеланджело Буонарроти - и как скульптор, и как художник. Зачитывался книгой Ирвинг Стоун «Муки радости». Но сам я не лепил.  Интерес к скульптуре проявился только в процессе обучения на худграфе.

- Какой-то преподаватель заметил искорку?

- Не совсем так. Я больше общался с преподавателем по рисунку, куратором Добрыниным Аркадием Михайловичем. Мы с ним часто добирались до института на одном автобусе. В дороге обсуждали темы рисунка. Он привил мне интерес к этому виду творчества. Рисунок – это работа карандашом. До него я вообще не понимал, не знал, что есть хорошие рисовальщики. Он показал мне работы Фешина, это художник наш, уехавший в Америку, большой мастер своего дела. И указал на составляющие, которые выделяют меня среди рисовальщиков, особо отметил мои угольные наброски.

- Рисовальщик и художник – это две важные составляющие одного творческого процесса? Можно ли быть хорошим художником, но слабым рисовальщиком? И наоборот.

- Можно. Бывает графика, а бывает живопись. Это специализация. Можно быть скульптором, но не быть живописцем. Но скульптор должен быть и рисовальщиком. Рисование развивает мышление, подбирать пропорции, объёмное видение. Так что данные для овладения мастерством скульптора у меня были. Но на тот момент, я вообще не знал, даже не подозревал, что могу лепить. Свою первую работу, трилистник, слепил очень быстро. Преподаватель отметил, что у меня природный дар объёмного зрения. Впоследствии всегда легко получалось лепить с натуры.

- Работа над скульптурой – довольно трудоёмкий процесс. Что нравится в этом деле?
 
- Нравится сам процесс. Никогда не успокаиваюсь, очень сложно остановится, начинаешь что-то исправлять. Это очень увлекает.
На диплом меня направила наш декан, скульптор. Дипломной работой была гальванопластика, панно. Делал в домашних условиях. Проект утверждался большой комиссией. Гальвано скульптура – это длительный процесс. Но меня он увлекал. Были ещё мелкие работы, русалочка, животные, которые у меня забирали в институт, на выставки.
По окончании института открылась выставка в Манеже, на которой были представлены работы лучших выпускников художественных вузов. Там экспонировались несколько моих живописных работ и скульптура.
Запомнился забавный эпизод с этой выставки. Один искусствовед, пожилой знаток живописи, заинтересовался моим творчеством. Он спросил, почему мало работ представил. На что я моментально ответил первое, что пришло на ум:
–А я не тем занимаюсь.
- А чем?
- Девчонок люблю.
- И это правильно. Божья искра от тебя никуда не уйдёт. А вот это… – с такой тоской произнёс, - смеётся Валерий Дмитриевич.

По окончании института мне была дана лицензия на право выставляться в Ясной Поляне.

Кроме этого, ежегодно участвовал в выставках в Ясногорском музее и на учительских конференциях. Выставляться в музее – меня это, честно, тяготило. Приходилось покупать самому рамки, оформлять, отвозить туда, привозить назад. Стёкла бились. В конце концов, мне это дело надоело. В результате - дарю работы друзьям.
Их можно увидеть в Италии, в Орле, Туле в частных коллекциях, на сайте Тула Арт (http://tula-art.ru/) и на международном сайте https://www.artmajeur.com/nikitin

- А где скульптуры можно посмотреть?
- Пока только дома и на кладбище - в семейном некрополе.
Дома Русалочка хранится, сделал её после приезда с моря.
 
- На Ваш взгляд, в наше время интерес к скульптуре возрастает?

- Не очень, что-то. Скульпторов больше, чем заказов.

- А что Вы, как профессионал, думаете о скульптурах города Ясногорска?

- Скульптура - это застывшая музыка, как и архитектура. Но Ясногорску в этом плане очень не повезло, на мой взгляд. Памятники Ленину выполнены безупречно, но это - серийные скульптуры, в них нет души. Был красиво оформленный фонтан в парке, очень жаль, что его не удалось сохранить.

Появился не так давно памятник Екатерине возле вокзала. По нему у меня есть некоторые замечания, но, в общем – неплохо, украшает наш город.

Хотелось бы видеть трёхмерные изображения героев Советского Союза и России, бюсты достойных людей, прославивших Ясногорский район. Это очень важно для воспитания молодёжи. Но нет ни одного. Не думаю, что требуется много денег, чтобы создать аллею Славы почётных жителей Ясногорска, например, в парке. Чтобы молодёжь видела и гордилась. Мало пока уделяется внимания этому. А это очень важно – воспитание молодёжи на примерах, достойных подражанию. Без прошлого нет будущего. Если активно не заниматься воспитанием, если ничего не предпринимать, мы потеряем ещё одно поколение.

- У Вас было много учеников, есть среди них по-настоящему талантливые?

- Конечно, помимо уроков в школе я вёл изостудию во Дворце. Талантливых детей много. Но судьбы у всех складывалась по-разному, творчество часто уходило на задний план. Некоторые всё же посвятили свою жизнь творчеству. Один из учеников – Ширяев Дмитрий. Молодец, талантливые работы у него! Основное время он учился, конечно, в интернате. Но на каникулах ходил ко мне в изостудию.
Ещё одна девочка, Наташа, работает в мастерской Зайцева. Портфолио делала под моим руководством.

Самая главная награда – ученики помнят мои уроки. Они проходили весело, чувство красоты старался им привить, чтобы они научились видеть и ценить прекрасное не только в искусстве, но и в повседневной жизни.

...Когда я уходила из мастерской художника, на город опускался вечер,  люди возвращались с работы, гуляли. В последние годы Ясногорск словно возрождается потихоньку. Появились уютные уголки для отдыха, ухоженные клумбы, ротонда в парке.  Возможно, со временем увидим новые достопримечательности, выполненные с участием  местных мастеров. В этом небольшом городке есть талантливые люди!

 Вопросы задавала Вера Полуляк, http://www.proza.ru/avtor/veya529
(Публикуется с согласия интевьюера)