Живая традиция Белогорья

Виктор Каменев
Что за чудо эти сказки! Каждая есть поэма.
А. С. Пушкин

Эти знаменитые слова Александра Сергеевича Пушкина о народных сказках своей няни Арины Родионовны можно отнести и к народным песням, которые пели в Белгородской области. Иван Иванович Веретенников, российский фольклорист, композитор, заслуженный работник культуры РФ, сам родом из села Афанасьевка Белгородской области, посвятил всю свою жизнь собиранию и изучению русских народных песен и танцев. Сегодня Веретенников руководит хоровым коллективом «Живая традиция» при Центре народного творчества г. Белгорода. Представим некоторые чудо-песни из репертуара «Живой традиции».

У нас да на улице  /с. Кустовое/

1. А-ой, у нас-ы да на улице, Е... у на-сы да на широко-и.
Лё-а о-о-ли лё-о-ли лё-ли. Е... у на-сы да на широко-и. (повторяется)
2. А-ой, у нас-ы да на мураве, Е... у на-сы да на зелёнай
3. Да всё были добыраи да молодцы, Е... а девушки то хорошаи.
4. Да хорошаи же да дороднаи, Е... нетути такой да дородницы.
5. Да нетути такой да дородницы, Е... что Ольгушка да Фёдоровна.

Мне не спится ноченькой /с. Афанасьевка/

1. Да мне не спится, только ноченька ох-ия,
Ой да сама я не знаю девка, девка вот почему.
Да ох-ия
Ой да сама я не знаю девка, девка вот почему.
2. Да сама я не знаю девка, девка вот почему,
Ой да вот слышу вижу, едет милый от меня.
Да ох-ия
Ой да вот слышу вижу, едет милый от меня.
3. Ой да вот слышу вижу, едет милый от меня,
Ой да вот не гонися девка, девка вот за мною.
Да ох-ия
Ой да вот не гонися девка, девка вот за мною.
4. Ой да вот не гонися девка, девка вот за мною,
Ой да вот потеряешь девка, свой верный покой.
Да ох-ия
Ой да вот потеряешь девка, свой верный покой.

****
1. Вот деревня, деревня, деревня новая,    деревня новая речка протекая
2. Вот деревня новая, речка протекая,     через речушку мосток, тонка жёрдочка
3. Ох, через речушку мосток, тонка жёрдочка,   тонка жёрдочка гнётся, не ломится
4. Вот тонка жёрдочка гнётся, не ломится,     со милым со дружком жить не стошнется
5. Ох со милым со дружком жить не стошнется,    пойду выйду молода, за новые ворота
6. Вот пойду выйду молода за новые ворота,    за новые кленовые за решётчатые
7. Ох, за новые кленовые за решётчатые,     гляну-гляну молода вдоль по улице в конец,
8. Вот гляну-гляну молода вдоль по улице в конец, вдоль по улице в конец да новый на дворец
9. Ох, вдоль по улице в конец да на новый дворец,  возле нового дворца стояли ребяты
10. Вот возле нового дворца стояли ребяты,   стояли ребяты белы кудреваты.
11. Стояли ребяты, белы кудреваты,  не хотят гуляты, девок целоваты.

У нас во саду   /с. Репинка, Красногвардейский район/

У нас во саду-у   У нас в зеленом о-ой
1. Да там пташки чебурашки, да там пташки чебурашки
Гнёздышко вьют, гнёздышко вьют
2. Там соловушка летает, соловеюшку он манит
Соловка моя, дробненькая
3. Полетим мы с тобою, в мою стаю звонкою
С нами щебетать, по садам летать
4. Возле терема высокого, возле садика зелёного
Николай гуляет, Николай гуляет.
5. Ни один он гуляет, ни один он гуляет
С Марьюшкою, с Марьюшкою
6. Уж как Марьюшку он манит, уж как марьюшку он манит
Марьюшка моя, свет Ивановна
7. Вот пойдём мы с тобою, вот пойдём мы с тобою
Во терем высокий, во терем высокий
8. Вот как сядем мы с тобою, вот как сядем мы с тобою
За столик дубовый, за столик дубовый

****
1. В садочке гуляла, цветочки рвала, кидала бросала под те ворота
2. Кидала бросала под те ворота, не смейся казаче, что я сирота
3. Не смейся казаче, что я сирота, пришёл бы ты сватать, а я б не пошла.
4. Не бойся дивчина, я сватать не приду, поеду в Россию там краше найду.
5. Объехал Россию и все города, такой там не встретил как та сирота.
6. Приехал до дому привязал коня, выходит дивчина, заплаканная.
7. Выходит дивчина заплаканная, по личику видно, просватанная.
****
Соловушка-смутён

1. Да и что же ты соловушка смутён.   Смутён невесёл,
Да повесил головушку.  Зёрна ой, зёрна не клюёшь.
2. Зёрна не клюёшь.   Да склевалы бы я одно зернышко.  Ой, мне волюшки нет
3. Мне волюшки нет.  Да запелы бы я одну песеныку да.  Ой, мне голосу нет
4. Мне голосу нет.  Да голубка же.  Да воркует что.  Что голубя нет.
5. Что голубя нет.   Да молодка же.   Да тоскует что.  Что молодцу нет…

***
А-ох уж ты Порушка-параня
Ты за что любишь Ивана?
Я за то люблю Ивана, что головушка кудрява
А бородушка кучерява.
Кудри вьются до лица, люблю Ваню молодца
Уж как Ванюшка по горенке похаживая,
Он сапог об сапог поколачивая,
Свои крупыные речи разговаривая
Уж как ты меня сударушка высушила
Без морозу без огня, сердце вызнобила
Вот пустила сухоту по моёму животу,
Присушила чёрны кудри ко больной голове
Вот заставила шататься по чужой стороне.
***

Как по Дону, по Доночку

1. Как по Дону по Доночку, по калиновом мосточку
 Лёли, лёли ой ле0ли ой, ляли да ой леоли
2. По калиновом мосточку, да там шли прошли солдаты
3. Как там шли прошли солдаты, солдатушки полковые,
4. Солдатушки полковые, офицеры молодые,
5. Уронили уголёчек на калиновый мосточек
6. Горит мостик выгорает, у молодца сердце ноет
7. У молодца cердце ноет, по душе красной деывице
8. Ты душа красна-девица, выйди выйди на крылечко
9. Выйди выйди на крылечко, да скажи мне хоть словечко - Да

****
1. Улица, улица да улица широкая
Припев: Ой, лёли, ой лёли да лёли, лёли ой, лёли
2. Травушка травушка, да травушка шелковая
3. Мурава, мурава, да мурава шелковая
4. Кто топтал, кто ломал у ворот травку шёлковую.
5. Топтали, ломали, красные девки танками
6. Надъезжал, надъезжал да молодой Иванушка
7. А кто тут игрив, а кто у вас тут шутлив?
8. Игрива и шутлива, молодая вот Ольгушка
9. Взяла она платок, да повела она танок
****

Полоса полосонька   / с. Тростянец/
1. Полоса моя полосонька, полоса моя не паханная.
Припев: Раз, два, ой лё-ли ле-оле, полоса моя не паханная.
2. Там ходила я гуляла, на орешничке орешки рвала.
3. На орешничке орешки рвала, повстречала молодого пастушка.
4. Пастух в поле своё стадо стережёт, он коровушкам играет во рожок.
5. Улыбался пастушок мне молодой, ключевою угощал меня водой.
6. Разгорелось у меня младой лицо, противу от ясного солнушка.
7. Приду дома догадаются к чему лицо разгорается.
8. Не от пива, не от зелена вина, от того, что повстречала пастушка.

******
1. Ой да ты калинушка, размалинушка ой да ты не стой не стой, на горе крутой
2. Ой да ты не стой не стой на горе крутой, ой, да не спущай листа во синё море
3. Ой да не спущай листа во синё море, ой, да как по сине морю, корабель плывёт.
4. Ой да корабель плывёт аж вода ревёт, ой да как на том корабле, три полка солдат.
5. Ой да как один солдат Богу он молится, ой да Богу молится домой просится
6. Эх да офицер-майор отпусти меня домой, ой да отпусти меня домой, к отцу матери родной.

****
На улице широкой, на муравушке зеленой   
Ой лёли, ой лёлии, али-ляй лёли ой, леоли
2 На муравушке зеленой, там девушки ходили
3 Там девушки ходили, да про молодцев говорили
4 Да про молодцев говорили, а кто ж у нас игрунок
5 А кто ж у нас игрунок, а кто ж у нас скакунок?
6 Вот Иванушка игрунок, да Васильевич скакунок
7 А кто ж у нас игрунья, а кто ж у нас плясунья?
8 Вот Марьюшка игрунья, Николаевна плясунья!..

*****
У наших воротьев, у новых у широких   
Охы лёли, лёли, алиляй лёли, лёли
2 У новых у широких стояла Хведора
3 Стояла Хведора с позументом панёва
4 С позументом панёва, с нитками подпояска
5 С нитками подпояска, с канителью завеска
6 С канителью завеска, строчёная кичка
7 Строчёная кичка, золотая сорочка
8 Золотая сорочка, сама бела румяна
9 Сама бела румяна, ещё личиком полна.
10 Ещё личиком полна да и бровками чёрна
11 Молодец хороший Хведору займая,
12 Хведору займая, да на ножку ступая
13 На ножку ступая, чулок белай марая.
14 Не займай ты Хведору при всём при народу
15 При всём при народу, при честном карагоду.

****
1. Как развивался, да развивался зелёный дубочек,
Да как взвивался, да как взвивался, сизый голубочек
2. Да ка взвивался да как взвивался сизый голубочек,
Да как прощался, да как прощался с девчёнкой молодчик.
3. Вот как прощался, вот как прощался с девчёнкой молодчик
Да жди, дождись меня, милая ещё один годочек.
4. Да жди, дождись меня милая, ещё один годочек
Да мы пойдём с тобой милая в мой зелёный садочек


****
1. Как летел орёл через сад зелёнай, да стал калину клевать
2. Как любилы казак молоду девчёнку, да стал её забывать
3. И она же шельма, его отроила, да стала его пытать
4. А скажи мне милай скажи голубь сизай, с кем ты будешь ворковать
5. А поеду я же, моя размилая, где сходятся три шляха.
6. Первый шлях в Россию, другой на Полтаву, третий в самую Москву.

*****
1.Виноград под горою, виноград под гороою,
а ягодка-ягодка под другою, а ягодка-ягодка под другою.
2. Виноград расцветает, виноград расцветает,
а ягодка-ягодка поспевает, а ягодка-ягодка поспевает.
3. Виноград-Андреюшка, виноград-Андреюшка,
а ягодка-ягодка Алёнушка, а ягодка-ягодка Алёнушка.
4. Ягодка наклонилась, ягодка наклонилась,
Алёнушка девушка зажурилась, Алёнушка девушка зажурилась.
5. Алёнушка не журися, Алёнушка не журися,
не печалься красная подбодрися, не печалься красная подбодрися.
6. Андреюшка не женился, Андреюшка не женился
и к родному батюшке обратился, и к родному батюшке обратился.
7. Батюшка мой родимый, батюшка мой родимый,
засылайте сватов к Алёнушке, скоро будем свататься к Алёнушке?

***
За лесом солнышко садилось   /с. Тростянец/
1. За лесом солнышко садилось,
Там чёрный ворон прокричал.
2. Седлаю я коня гнедого,
С черкесским убранным седлом.
3. Прощай, прощай, моя деревня,
Прощайте верные друзья.
4. Служить придётся на Кавказе,
Знать, не увижусь с вами я.
5. Быть может, меткая винтовка
Из за куста сразит меня.
6. Ты не грусти моя девчёнка,
Вернусь и обниму тебя.

***
с. Боровое, Новый Оскол
1. Как пойду я ко Дунаю по воду, загоню я сера гуся до дому. - 2 раза
2. Скучно грустно серу гусю одному, что выросли белы перья по нему.
3. То не перья, а то девичья краса, что у Маши призаплаканы глаза.
4. Что у Маши призаплаканы глаза, что не слушала ни мать и ни отца.
5. Что не слушала ни мать и ни отца, а послушала Ванюшу молодца.
6. Что послушала Ванюшу молодца, а теперь вот и распущена коса.
7. Я думала, что Ванюша человек, а Ванюша обманул на целый век.

****
Из под камушка /с. Алексеевка/
1. Из за леса ясный сокол вылетает, он по лету чёрну галку выбирает.
Припев: Ой-лёли, ой-ляли, выбирает, ой-лёли, ой-ляли, выбирает.
2. Выбирает себе галушку любую, он любую чёрну галку молодую.
3. Жила-была черна галушка на воле, попалася черна галка во неволю.
4. Попросила ясна сокола на волю, пусти-пусти ясный сокол соколочек.
5. Уж я буду чёрным галушкам хвалится, что хорош мой ясный сокол соколочек.
6. Что так долго соколочек да летает, что так долго мой Иванушка не едет.
7. Мой батюшка его жалует богатством, отдаёт любимую свою дочку.
8. Свою доченьку Елену Николаевна, со большим то ещё и со приданным.

На нашей горке
1. На на-ашей горке калина-а-а, на на-ашей горке калина.
Припев: Калина-калина, ой да малина-а-а
Чубарики-чубчики, калина-калина
Калина, ой да малина-а-а
Ну что ж кому дело, калина,
Ну кому какое дело малина! (2 раза)
2. Как та-ам девчёнка ходила-а-а, как та-ам девчёнка ходила.
3. Да цве-ет калина ломала-а-а, да цве-ет калина ломала.
4. Да во пучёчки вязала-а-а, да во пучёчки вязала.
5. На-а дорожку бросала-а-а, на-а дорожку бросал.
6. Да ка-азаченьку встречала-а-а, да ка-азаченьку встречала

с. Афанасьевка
1. Под лесом то лесом, под тёмным зелёным
Припев: Ляй, лёли-лёли. Ляй, лёли-лёли
2. Под тёмным зелёным, под листом широким
3. Под листом широким вырастала травушка
4. Вырастала травушка, зелёная муравушка
5. Зелёная муравушка, там наши ребята
6. Там наши ребята, пашенку пахали
7. Пашенку пахли в четыре сошёнки
8. В четыре сошёнки, а пятая боронка
9. А пятая боронка комья разбивая
10. Комья разбивая бел, лён рассевая
11. Бел лён рассевая да всё с приговором.
12. Да всё с приговором, всё с ласковым словом.
12. Уродись мой леночек и тонок и долог.

***
1. Ой, да я устану девушка раненько ну-ка Да, да я устану девушка раненько
Ну-ка да приберуся вот я чепурненько.
2. Ой, да приберуся а я чепурненько, ну-ка да приберуся вот я чепурненько
Ну-ка, да сама сяду вот я край оконца.
3. Вот я сама сяду да я край оконца, ну-ка, да на супротив вот ясного солнца,
Да поджидаю а я черноморца.

****
А ох и не будите меня молодую да утром рано на заре
О-ох и ле ой да-леои да утром рано на заре.
А вот вы тогда меня будите да когда солнышко взойдёт
А вот и когда солнышко взойдёт, да пастух выйдя на лужок