Партия 2017 г. КТ. Соц-е и псих-е в коммуникации

Александр Корень
Партия 2017 г. Коммуникационная теория. Социальное и психологическое в коммуникации.

Коммуникационная теория Г. Попеченцева, изучаем. Для истории остаются выборки и комментарии проекта. Проект примеряет теорию коммуникации  для целей продвижения и идеи цивилизационной революции, и самой революции. Стало понятно, без должного использования данной теории двигаться цивилизационной революции будет сложно.
- - - 

Тема из курса: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ

 Двухступенчатая модель коммуникации

Коммуникационное воздействие коммуникатора на аудиторию  осуществляется через лидеров мнения, когда первоначально формируется их позиция, которая последовательно передаёт признание массовой аудитории - получателям информации.  Если на первом этапе главным моментом становится передача информации, то на втором в действие вступает передача влияния.


Спираль молчания. Эффект оркестрового вагона. Сдвиг последней минуты

Суть его состоит в том, что средства массовой коммуникации могут манипулировать общественным мнением за счет предоставления слова меньшинству вместо большинства. По ее гипотезе человек, ощущающий себя в меньшинстве, больше молчит и не высказывает своего мнения, тем самым как бы присоединяясь к большинству. Когда же масс-медиа корректируют картинку реального распределения, делая большинство меньшинством, оно замолкает.
- - -
Ком. проекта: Это обычное политическое коварство, осознать и увидеть которое абсолютному большинству людей почти невозможно, но партийные аппараты могли бы  раскрывать существование подобных коммуникационных элементов и процессов.
- - -

В этой же области лежит отмеченное многими исследователями явление присоединения к победителю в процессе голосования, названное "эффектом оркестрового вагона", за которым следуют другие.

 Э. Ноэль-Нойман.
В основе этого явления лежит страх оказаться в одиночестве. В поезде более охотно поговорили бы с попутчиком те, чьи политические симпатии на данный момент более реализованы в правительственной структуре.

Мужчины скорее, чем женщины готовы обсуждать неоднозначную тему, молодые - скорее, чем старики, представители высших слоев общества — чем представители низших слоев. 

В качестве общего правила она постулирует, что тот, кто не находит своего мнения в массовой коммуникации, тот безмолвствует. Отсюда и следует вышеотмеченная возможность манипуляции, когда в массовой коммуникации оказывается представленной только одна сторона. Другая сторона в ответ замыкается в себе и замолкает. Функция общественного мнения реализуется в социальном контроле. В результате из-за того, что человек не хочет оказаться в изоляции, он либо смещается на позиции большинства, либо молчит.

Вспомним вариант тоталитарной коммуникации, когда говорение одних полностью предопределяет возможности для высказывания своего мнения другими. Собственное мнение становится опасным феноменом для личной выживаемости.
- - -
Ком. проекта:
Каждая власть стремится к тоталитарности, т.е. сохранению своего персонального состава несмотря на формальное существование демократии, становящейся в этих условиях институтом  отторжения права народа на формирование власти. Демократия как существующий политический институт может лишь разделить  власть между политическими силами наибольшей популярности, которая носит коммуникационный характер, т.е. формируется искусственным воздействием на электорат. Если существо общественного коммуникационного обмена призвано создавать новый результата, основанный на мобилизации активности сторон коммуникации, то социальный порядок, основанный на властной организации коммуникационного процесса формирует преимущественно процесс перераспределения результатов.
-- -

Диффузная теория Э. Роджерса
Он увидел разную предрасположенность к новому у разных сегментов общества. Часть из нас достаточно консервативна, а часть, наоборот, легко включается в новые процессы. Не следует, поэтому воздействовать на всех, а в первую очередь постараться убедить критические пять процентов. Чтобы убедить их, все равно следует достичь 50% популяции. Когда же идея овладевает умами 20%, остановить ее уже невозможно.


Диффузию он определял как процесс коммуникации инновации через определенные каналы за конкретный промежуток времени к членам социальной системы.

Э. Роджерс выделил в процессе адаптации новой идеи шесть этапов:
 
1. Внимание. 2. Интерес. 3. Оценка. 4. Проверка. 5. Принятие. 6. Подтверждение.
- - -
Ком. проекта: Эти  шесть этапов в практику цивилизационной революции могут внедряться десятилетиями и столетиями, собственно, так процесс и идёт. Коммуникационный процесс для неё и не начался, процесс усложняется тем, что идея в нём замещается на идеологию - большую политическую совокупность идей. Пожалуй, только для привлечения внимания потребуются десятки и сотни исходных трансляторов. Увы, у проекта и организатора ЦР нет таких ресурсов, собственно, их совсем нет. Надо искать решения. Без пассионариев не обойтись, но куда они делись, неужели разом исчезли. Что, их придётся воспроизводить?  Где всплески общественных идей, социальные новации, где хоть какие-то намёки на цивилизационное преобразование мира. За пределами проекта мне не удаётся увидеть такого движения, нет и замысла, и даже побуждения его найти или выработать.  Разве надежда на обновление мира у людей исчезла. С эти следует как-то бороться - надо возвращать людей к жизни, к мобилизации усилий на свою же пользу. Кстати и этапы эти не совсем ясные, более похожи на вымысел.
- - -
 А вдобавок Роджерс описал пять классов людей по степени принятия ими новых идей и товаров:

1. Инноваторы, составляющие 2,5%.   2. Ранние принимающие - 13,5% населения.   3. Раннее большинство, составляющее 34% населения.  4. Позднее большинство. Это скептики по отношению к новому, число которых также достигает 34%.  5. Поздние принимающие. Они традиционно ориентированы и составляют 16% населения. 

Люди принимают менее рисковую стратегию, пытаясь получить положительные оценки от других групп. При этом разные группы требуют разных аргументов. Инноваторы могут "купиться" на новизну предлагаемого, в то время как последняя группа позитивно прореагирует на информацию о том, что инновацию восприняли многие другие люди, сходные с ними.

 Э. Роджерс видел сложности в принятии инновации в том, что их преимущества а) отдалены во времени и б) трудны для оценки. При этом он считал, что:

• Очень важна межличностная коммуникация на уровне людей одного круга и возраста.
• Патриотические призывы, исходящие от правительственных кругов, неэффективны.
• Достоверность коммуникативного источника частично предопределяет успех кампании.
• Масс-медиа не может изменить поведение тех, кто придерживается иной точки зрения.

Существенное изменение по отношению к инновации в обществе, как правило, наступает, когда от 6 до 16% принимают ее.

- - -
Ком. проекта: Снова, есть  у трактовки некое основание, но и оно более  похоже на чистое воображение.
- - -



Модель привратника

 Из тысяч событий, которые описываются в мире, редактор для своего издания отбирает только десятки. 

"Привратником" признается тот, кто контролирует поток новостей, может изменять, расширять, повторять, изымать информацию.  В целом понятие "привратника" поколебало восприятие информационных систем как открытых.

Для рекламы и паблик рилейшнз данная модель позволяет более четко представить себе не только аудиторию СМИ, но и тех, кто работает с ней. Создаваемое сообщение должно нести в себе характеристики, нужные и тем, и другим.

 
Структура новости
 С точки зрения  Т.А. ван Дейка,  идеология задает взаимосвязь социальных отношений. Она является комплексным когнитивным подходом, который контролирует образование, трансформацию и применение других социальных когниций (знаний, мнений, отношений, социальных репрезентаций).

В структурах новостей Т. ван Дейк и В. Кинч обнаруживают макроструктуры, которые организуют этот тип дискурса в единое целое. Они пишут:

"Макроправила — это и правила редукции информации, и правила ее организации. Большие последовательности сложных семантических структур, таких, как предложения, изображения, пейзажи, сцены и действия, не могут быть должны образом обработаны без обращения к каким-либо структурам более высокого уровня. В процессе понимания текста мы не имеем доступа ко всем уже прочитанным предложениям. То же относится и к нашему пониманию повседневных событий и действий, многочисленные детали которых могут быть восстановлены по памяти только частично. Однако, если большие последовательности семантических структур такого рода могут быть сведены с помощью макроправил в несколько иерархически организованных макропозиций и если такие макроструктуры являются достаточной базой для дальнейшего понимания дискурса, событий или действий, тогда может быть выполнена исключительно сложная задача упорядочивания огромного количества семантических данных".

Выделяются также интересные маркеры смены темы, с помощью которых могут вводится новые эпизоды: 1. Изменение возможного мира. 2. Изменение времени или периода. 3. Изменение места. 4. Ввод новых участников. 5. Вторичный ввод уже известных участников. 6. Изменение перспективы или точки зрения. 7. Различный набор предикатов (смена фрейма или сценария).

В другой своей работе "Анализ новостей как дискурса" Т. ван Дейк, задавая дискурс как сложное коммуникативное событие, выделяет нарративную схему, в соответствии с которой упорядочивается новостное событие: Краткое Содержание, Обстановка, Направленность, Осложнение, Развязка, Оценка, Код. Он также говорит о риторических приемах:

"Эти структуры содействуют более компактному представлению информации и тем самым они способствуют ее лучшему запоминанию, а, следовательно, усиливают воздействие. Они также могут ввести в действие особые сценарии или установки".

(Наррати;в — изложение взаимосвязанных событий, представленных читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов. Википедия).

Т. ван Дейк подчеркивает, что речь идет лишь о моделировании точности, поскольку никогда в газетах данные вчерашнего дня, если даже они были ошибочными, не исправляются.
 
Масс-медиа, как считает ван Дейк, предписывают не столько, "что" люди должны думать, а то, "как" они должны думать. Масс-медиа ради этого строит интерпретирующие структуры, задающие границы и основные блоки, служащие поддержанию идеологической гегемонии. 

 
Данный подход можно охарактеризовать как структурно-коммуникативный. Одновременно он позволяет анализировать процессы формирования общественного мнения. 
 
- - -
Ком. проекта: Убедили, конечно же, цивилизационная революция - это, прежде всего, всеобъемлющая наука, на освоение которой ни одной академии наук  не хватит. Проект давно определил пятую научную революцию как субстанциональную, в результате которой меняются не только какой то вид отношений, но и содержание вместе с существом субъектов и объектов отношений, а также всей среды их существования.  меняться будет то, что казалось неизменным для вечности. Не является исключением и вся сфера коммуникационного взаимодействия. Тяжёлый гуж для проекта, но в том и и значение самого проекта. Его уже не утяжелить и не облегчить : тяжесть грузы или работы, как угодно, стремится к бесконечности. По поводу того, больше или меньше, тяжелее или легче, можно больше не переживать. Как говорили, глаза боятся, ... .
- - -

Метафора

Отдельной темой является использование метафор, которые играют особую роль в обработке информации человеком. Дж. Лакофф и М. Джонсон объясняют эту роль тем, что в основе коммуникации лежит та же концептуальная схема, что и в основе языка.
- - -
Ком. проекта: Примеры свои:
революция - это жизнь,
жизнь - это вечная революция.
Без революции нет жизни,
цивилизационная революция - основа и условия сохранения жизни.
и т.д.