Как мы ловили мышей

Валентина Кужелева
КАК МЫ ЛОВИЛИ МЫШЕЙ
(рассказ)

Все знают, что кошки хорошо ловят мышей. Представьте себе: мой друг Костя тоже умеет их ловить. И знаете почему? Потому что имя у него кошачье. Все ребята во дворе его Котом зовут. Ещё мой друг очень похож на своего кота Мурзика. Волосы чёрные всклокочены, уши торчком и глаза зелёные-презелёные, совсем как у Мурзика. Только вот хвоста нет, и усы ещё не выросли. Повадки у Кости тоже были какие-то кошачьи. Целый день слоняется во дворе, в каждый уголок заглянет, будто потерял что-то. И всё найдёт, что ищет. А выдумщик… Ой-ой – какой!
Спрашивает как-то меня:
- Ты умеешь ловить мышей?
- Что я тебе кошка что ли?
- А я умею, - похвастался он.
- Но ты же Кот! – засмеялся я, но Костя не обиделся.
- Попробуй угадай с трёх раз, чем ловлю?
- Сачком, удочкой? Чем же ещё? – высказал я свою догадку.
- Эх ты! – сощурил он хитренькие глазки и, набрав в рот воздуха, выпалил: - Да пылесосом! Чем же ещё?
Я с удивлением посмотрел на Костю, а он продолжал хвастаться:
- Опыт у меня уже есть.  Дома всех тараканов переловил. Ни одного не осталось.
- Но тараканы – не мыши, - возразил я.
- Какая разница? Пылесос кого хочешь поймает. Вчера мыши спать не давали, скреблись в погребе, - не краснея, соврал он. – Мурзик совсем обленился, не ловит мышей… надо его отдать кому-нибудь.
У меня от удивления чуть глаза на лоб не вылезли. Как можно отдать своего любимца?
- Хочешь – забирай этого лентяя, - продолжал он.
Я обрадовался. Почему бы и не взять такого красавца? Толстенький, мохнатый, как медвежонок, да ещё ласковый такой. Звонко-звонко мурлычет.
Тут он поднял кверху руку и скомандовал:
- Ай-да! Полезем сейчас в погреб! Научу тебя ловить мышей.
Костя вставил вилку в розетку, и мы стали медленно спускаться вниз.
- Уф! – пыхтел он, прижимая к себе пылесос, очень тяжёлый оказался.
Я медленно тянул трубу со шлангом. Старые половицы скользили и поскрипывали под ногами. И было как-то не по себе – страшновато. Хорошо, что погреб неглубокий был, и мы быстро спустились вниз. Здесь было темно. До тошноты пахло кислой капустой и гнилой картошкой. Везде: на полу и в углах валялись какие-то тряпки и старые вещи. С одной стороны лестницы стояла кадка с кислой капустой, с другой – ящик с картошкой. В погребе было очень тесно: не развернуться. С трудом, разгребая ногами какие-то валявшиеся предметы, мы пристроили пылесос и протянули шнур.
- Ничего не видать. Давай включим свет, - предложил я Косте.
- Ага! Хочешь мышей всех распугать! – возразил он и включил пылесос.
Тот дёрнулся, как живой, и затарахтел. Кот, пыхтя и отдуваясь, водил пылесосом в углах, но тот всё время на что-нибудь натыкался. Вдруг где-то рядом пискнуло и зашевелилось.
- Слышь… мыши… испугались! А ты мне не верил! – воскликнул он вне себя от радости.
Но пылесос вдруг замолчал.
- Мышь! Попалась! – заорал Костя не своим голосом.
Но я охладил его пыл:
- Пылесос твой картошкой подавился.
Тут Кот подскочил ко мне, размахивая кулаками:
- Ты что делаешь? Зачем ты выключил пылесос?
- Чего орёшь? Ты сам на выключатель сел!
Мы спорили, кричали и чуть не подрались.
- Так все мыши от нас разбегутся, - сказал я тихо, - Успокойся!
- Ну как тут можно работать? – возмущался он. – Разгребай же дорогу, чего стоишь?
- Раскомандовался! – рассердился я на него, и давай пинать и швырять в углы всё, что попадалось под ноги.
Ржавая банка угодила в старый пиджак. И вдруг он зашевелился и зашипел. Закачалась старая шапка, и на меня глянули жёлтые злые глазищи.
- Домовой, - зашептал я, холодея от страха.
- Ой, мамочки, привидение! – заорал Кот и бросился к выходу, но споткнулся и растянулся у самой лестницы. Я – следом за ним, зацепился за шнур от пылесоса и свалился рядом на кучу гнилой картошки.
Невидимое чудовище медленно ползло под старыми тряпками и вопило.
- Пылесос! Где пылесос? Ой-ой-ой! Что теперь бу-у-у-удет! – заорал тут не своим голосом Костя.
На счастье, пылесос оказался рядом, и я подтянул его за шнур к себе.
Как мы выбирались из погреба, я плохо помню. Половицы на лестнице почему-то скрипели и скользили под нашими ногами. Я тащил пылесос, выбиваясь из сил, а Кот тянул трубу и подгонял:
- Быстрее! Чего застрял? Быстрей!
Из погреба доносились странные звуки, но мы боялись туда посмотреть.
Пылесос был ужасно тяжёлый, и я, как мог, пытался его удержать. Но он вдруг выскользнул из моих потных рук и полетел вниз.
- А-а-а! - заорали мы в один голос.
Погреб вдруг замер и притаился.
Наконец, Костя дотянулся дрожащей рукой до выключателя и включил свет. Пылесос плавал в кадке с рассолом. На ящике сидел взъерошенный Мурзик, а рядом на полу, ощетинившись и выгнув спину, стоял огромный рыжий котище. Оба шипели и вопили, передразнивая друг друга.
- Кот котов испугался! – воскликнул я. Но тут стыдно мне стало, сам-то тоже струсил.
- Тебе смешно! – обиделся Костя. – А ещё другом называешься!
- Ничего, не горюй! Прорвёмся! – подбодрил я его. – Жаль только, что ни одной мышки не поймали.
- Коты их всех переловили, - поддакнул он невесело и добавил. – Ох, и попадёт же мне! Теперь всю неделю буду дома сидеть.
Только мы выбрались из погреба, как прибежала Костина мама. Она хлопала себя по бокам и так кричала, что мне стало страшно.
- Ай-яй-яй! До чего додумались, негодники! Уму непостижимо! – причитала она.
Костю она шлёпнула по затылку, а меня упрекнула:
- Мой-то дурак-дураком, а ты-то, Андрюша, куда смотрел?
Мне хотелось объяснить ей, зачем нам понадобился пылесос, но я промолчал. Стыдно было. Когда я уходил, Костя виновато промямлил:
- Ты уж не обижайся, Андрюха, Мурзика я тебе не отдам. Пусть лучше он мышей ловит.
- Понимаю… Жалко, - сказал я разочарованно.
С тех пор пропало у нас желание ловить мышей.

Валентина КУЖЕЛЕВА