Когда весь мир - дом

Тимур Тамирхан
   Как знают все мои друзья, знает всё моё близкое окружение, я не очень жалую алкашей. И по многим причинам.
   Но иной раз алкаши заставляют посмотреть на их некоторые типично алкашечьи поступки философски.

   Квартира моих родителей, где я с рождения жил, вырос, где прошли мои детство и юность, располагалась на 1-м этаже 5-этажного дома, и все окна её выходили, как принято говорить, "во двор"- то есть не туда, где у подъездов двери, а на сторону противоположную. А с торца нашего дома, впритык к нему, стоял такой же дом, чьи подъезды выходили на ту же сторону, что и нашей квартиры окна. Таким образом получалось, что все выходящие из подъездов соседнего дома люди проходили мимо наших окон. И проживал в том соседнем доме местный пьяница Миша Трояк, лет 35-ти мужик, комичный тип. Трояк постоянно сшибал трояки (3 рубля советских), и Трояком же был прозван. У Миши была характерная внешность: представьте себе Белявского-Фокса из "Места встречи" с волосами бело-рыжего цвета и шепелявившего точно, как из этого же фильма Садальский-Кирпич. Вот вам и Миша Трояк.
  Трояк ходил под окнами нашими ЧАЩЕ ВСЕХ, чаще всех жильцов своего дома, чаще пенсионеров любых. Честное слово, как в окно ни глянешь, непременно увидишь Трояка: туда идёт, сюда идёт. Оно и понятно: редко когда работал, зато часто хаживал то до пивнушки, то до магазина винного. Помню, однажды , когда я от родителей уже съехал давно и пришёл летним утром к ним в гости, опять увидел в окне Трояка. По поводу чего, конечно же, не мог сдержать иронии. Говорю папе: "А у вас, гляжу, всё по-прежнему, не изменилось ничего, даже Трояк у вас вон всё тот же под окнами". Папа... ох., как он умел смешно сказать и смешно преподнести. Быстро всё понял и сообщает мне новость: "Трояк вчера, смотрю, в тапочках вышел и пошёёёёл в тапочках в магазин". Ну, невозможно посредством печатного текста передать, какой такой тончайший сарказм в его реплике прозвучал; но за точность цитаты ручаюсь.
   Со мной случился приступ хохота! Сквозь смех еле выдавливаю из себя слова. "Счастливый человек Трояк! . Тапочки-то какие? Домашние. В них дома ходят. То есть: Трояк ОЩУЩАЕТ ВЕСЬ МИР, КАК СВОЙ ДОМ. Счастливый человек!".
   От души нахохотавшись тогда, я потом возвращался к этой мысли не раз: "Всё же как этом мире относительно всё! Вот алкашей все считают несчастными людьми, а они, смотри-ка: для них весь мир - дом. Или наоборот, границы дома ширятся до размеров мира. У них нету порога - ни психологического, ни буквального, везде в домашних тапочках. Широко живут, получается. Так что не всё так просто с алкашами этими".

   И не в одном Трояке и его вылазке во внешний мир, разумеется, дело.
   Вообще по жизни заметил, многие алкаши по-своему внутренне очень гармоничные люди, в них со временем образуется некий гармоничный внутренний мирок. Так сядешь, бывает, психологического интереса ради на лавочку с алкашом, и он тебя в свой уютный мир словно втягивает, втягивает. "...мы с Серёгой, ну, эт приятель мой ещё стааарый-старый, мы с ним ещё, знаешь... и вот, сидим вчера тоже с ним, поддаём, но на двоих пузырь-то это, сам понимаешь, надо ещё, а у него бабок вообще ноль, ну нет бабок, у него там своя, короче, история, я к себе поднялся, моя забухтела сразу, короче, немного поцапались с нею, но потом дед у меня сосед, наверху живет, классный, всегда выручает, у него до вторника перехватил, и порядок" - таким тихим вкрадчивым плывущим голосом священника, жреца бога Бахуса. Заговорщицким тоном. И уже через пару минут кажется, что и Серёга тот, который "стаарый-старый", у которого "там своя история" и "наверху дед" - это и есть мир, это и есть жизнь. И ничего другого на свете просто не существует...  а если и существует, то на какой-то дальней периферии. Уж не знаю, закон ли компенсации тут действует - полный швах в жизни компенсируется внутренним покоем - или что ещё...
   Так что действительно не всё просто с алкашами этими, тут глубокая философия, прям. Предмет размышления для Хайдеггера и Сартра.