11. Этапы подготовки проповеди

Виктор Тарасенко
11. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ПРОПОВЕДИ.

Существуют различные мнения богословов по количеству этапов подготовки проповеди. Обычно говорят о 6-13 ступенях. Суммируя некоторым образом, можно сказать, что рационально необходимым количество ступней является семь, т.е. семь шагов в подготовке к проповеди. Вот они:
11.1. Понимание задачи и цели проповеди.
11.2. Нахождение главной идеи (темы) проповеди.
11.3. Толкование и изучение текста.
11.4. Сбор необходимого материала.
11.5. Составление схемы проповеди.
11.6. Создание стиля проповеди.
11.7. Произнесение проповеди.

Давайте более подробно рассмотрим каждой из этих этапов.
11.1. ПОНИМАНИЕ ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ ПРОПОВЕДИ

«Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» - 1 Еор.1:21.
Бог Сам избирает людей на служение проповедью, как Он этого желает, чтобы они могли осуществлять Его общение с народом.
В Ветхом Завете Бог избирал различных людей, различного уровня образования и социального положения и т. д. среди них мы можем встретить бывшего царедворца Моисея и пастуха Амоса, благословенного пророка Самуила, с детских лет посвящённого для служения Богу, и противоречивого пророка Иону и других.
Подобным образом Бог поступал и в Новом Завете. Среди выбранных Иисусом апостолов были простые рыбаки (Пётр, Иоанн, Иаков), и чиновник (Матфей), врач (Лука), бывший экстремист (Симон-Зелот) и т. д.
Воскресший Господь тоже делает Свой выбор подобным образом, среди служителей Его воскресения такие различные по своей сути люди: богослов и ревнитель религиозных традиций  - апостол Павел, левит – Варнава, красноречивый Аполлос, молодой юноша – Тимофей и другие.
В первые века - это Ориген, Августин, Златоуст, Амброний.
В средние века – это Виклиф, Цвингли, Лютер.
В 18-м столетии Сперджен, Буньян, Моуди. В 19-м столетии - это Скидей, Проханов, Каргель.
В 20- м столетии, это Билли Грэмм и  многие другие. В наши дни это ты и я и все, кто, призваны благодатью Христовою в Его соработники для возвещения людям вечного Евангелия благодати Божией.
Надо осознать один простой факт, что на протяжении истории церкви – церковь терпела урон тогда, когда замолкала живая проповедь, или она трансформировалась в схоластическую или риторскую речь. Когда живая проповедь становилась мёртвой и читалась людьми невозрождёнными, языком далёким и непонятным для народа. (3. Ст.2).
Сперджен ужасался возможности, что невозрождённый человек может пытаться проповедовать Евангелие неверующим – это, по его словам, подтверждение слов самого Евангелия о том, что слепой ведёт слепого.
Периоды жизни и обновления в церковной истории, всегда теснейшим образом связаны с периодами развития живой проповеди. (36. Ст.7).
Ч.Г. Сперджен говорил: «Великая ответственность, связанная с званием проповедника, в настоящее время требует величайшего напряжения всех духовных сил человека. Отдать этому делу лишь половину своего сердца – значит глумиться над Богом и людьми. Лучше уничтожить все кафедры, нежели возводить на них людей, совсем не понимающих, не признающих того, чему они учат…» (42. Ст.11).
Давид – юноша, способен был без страха встретить исполина Голиафа. Моисей стоят перед мощью Египта с таким мужеством, которое принесло ему победу. Илия в одиночку вызвал жрецов Ваала на состязание.
У всех из них была одна общая черта, о которой впоследствии писал апостол Павел Тимофею: «Ты же человек Божиий» (1Тим. 6:11).
Работа, которую мы выполняем как проповедники не наша работа, но Его. Результаты не наши, но Его!
Человек Божиий не может прочесть из Библии даже главы, не увидев где-нибудь в этой главе призыва Бога к заблудшим и погибающим. Он понимает, что только при содействии людей, этот призыв, эта любовь, это прошение Божие, могут быть услышаны и осознаны.
Служитель является орудием Божиим в достижении этой цели. (15. ст.11).
Подлинная цель служителя – цель самого Христа – «прославить Отца, Который на небесах». Истинный служитель, как никто другой, понимает свою собственную слабость, свою неизбежнуб зависимость от Бога.
Никто не может собственною волей сделаться «подпаском» стада Христова, но должен ждать этого назначения от своего верховного Патыреначальника.
Кто хочет быть «послом» Господа на земле, тот должен быть призван Им Самим. Если же он примет на себя священное «делание», не имея призвания к нему «свыше», то не скажет ли ему и всем подобным Господь: «Я не посылал их, и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят» Иер.26:32. (42. Ст.25).
Надо заметить, что проповедование является характерной чертой христианства. Ни одна другая религия не имеет обычая так часто созывать массы людей и давать религиозные инструкции и наставления, увещевая поклонению Богу.
В служении Иисуса Христа проповедь занимала центральное место (Лук.4:16-21; Ин.7:28-37).
Итак, основной задачей проповедника является провозглашение Слова Божьего и научение, увещевание людей примириться с Богом, вступить с Ним в тесное общение (коммуникацию).
Каждая проповедь должна иметь определённую цель и задачу, которая определяется в зависимости от нужды.
11.1.1. Евангелизационная цель - засвидетельствовать о Боге тем людям, кто ещё не знает Господа и призвать их к покаянию.
Евангелизация должна всегда служить указанием пути ко Христу и представляет собой ясное изложение Евангелия в силе Святого Духа, имеющее своей целью помочь людям принять Иисуса Христа. (16. Ст.84).
Евангелизационная проповедь прежде всего должна быть «свидетельствованием» (1Ин.4:14, 5:10-11), т.е. не просто теоретическим изложением учения Христова, но должна включать в себя элемент личного опыта, опыта обращения и духовного возрождения.
Евангелизационная проповедь обязательно должна включать в себя следующие положения:
 - Иисус Христос – единственный Спаситель;
- Достоверность Писания;
- Опасность греха и осуждения;
- Безотлагательность покаяния и веры;
- Возможность принять Христа;
- Место нового верующего в церкви.
В евангелизационной проповеди с самого начала до конца, спасающая благодать Иисуса Христа исходит от Святого Духа через проповедника, который будет произносить проповедь людям, которых Бог подготовил к ответу на благовестие. (16. ст.33)
11.1.2.  Цель назидания – призвать людей к благочестию, любви и возрастанию в поклонении и жизни в Боге. Уделить внимание важности молитвы, прославления Бога, благодарения и радости спасения, красоты веры, величия и святости Бога.
11.1.3. Доктринальная цель – раскрыть глубины учения Библии, сущности Бога, греха, спасения и других важных, основополагающих доктрин Библейского учения.

11.1.4. Моральна цель – воздействие христиан и христианского учения на других людей. Каким образом наша вера и наши действия могут служить для прославления Божьего плана.

11.1.5. Попечительская цель – помощь людям в тяжёлых жизненных ситуациях (смерть близких, разочарование, упадок сил и т.д.). Духовное утешение в том, что Бог дарует им Свою милость, если не сейчас, то в вечности.

11.5.6. Специальная цель – чем является ваша проповедь для практической жизни каждого верующего (вопрос о десятине, посещения больных, участие в программах церкви, служении погребения и т.д.) (3 ст.10).

Существуют и многие другие цели, которые каждый проповедник должен наметить себе сам, прежде своего выступления, и от выбранной им цели; зависит то, как он сможет донести людям весть, дарованную Богом, как он сможет осуществить коммуникацию человека со своим Творцом.