Остров святого Лазаря. Венеция

Григорий Аванесов
Армянский остров Венеции и палаццо Зенобио в Венеции (Ca' Zenobio degli Armeni). Остров Святого Лазаря (монастырь) Сан-Ладзаро-дельи-Армени с армянской церковью ордена Мхитарианистов.

Остров назван в честь святого Лазаря, который считается покровителем прокаженных. Помимо Армянской Апостольской Церкви, существует и Армянская католическая Церковь, так называемые армяно-католики. Позже часть организации обосновалась в Вене, где также продолжает существовать.

Остров Святого Лазаря выдвинулся далеко в море. Сейчас вход 6 евро (обязательное пожертвование), экскурсии на армянском, английском, итальянском.

Двери монастыря открываются только один раз в день в 15-30. Добраться на остров на вапоретто N20 от Сан Марко. Займет около 3 часов. На острове нет кафе.

Сами итальянцы часто называют его Армянским, потому что с начала XVIII века здесь разместилась монастырская община армянских ученых-мхитаристов, носящая имя своего основателя — монаха Мхитара Себастаци, родившегося в небольшом городке в Западной Армении и бежавший от турок с греческого острова.

Это очаг армянской культуры, центр образовательной и национально-просветительской пропаганды. Считается вторым по значимости в мире армянским культурным центром.

Начало XVIII века для Армении было временем тяжелых испытаний: страна, разделенная между Турцией и Персией, была лишена государственной самостоятельности.

У армянского народа есть многовековая культура, и надо было только пробудить национальное сознание, а для этого — издавать книги, распространять их среди народа, рассказывать ему о его героическом прошлом.

Так думал Мхитар Себастаци, на которого снизошло «божественное вдохновение посвятить себя просветительской деятельности, когда он усердно молился в темную ночь в Свенском монастыре перед образом Богоматери».

В 1717 году после настойчивых просьб и хлопот он получил от Сената Венецианской республики разрешение поселиться со своими помощниками на необитаемом в ту пору острове Св. Лазаря.

Впоследствии территория острова значительно расширилась: при содействии венецианских властей монахи привезли землю, отняли у моря немного суши и даже развели огород.

В образовательном и просветительском центре на острове Св. Лазаря вся братия — от скромного служки до ученика-семинариста — трудилась над просвещением своих далеких соплеменников: писала, печатала, готовилась к учительству и проповеди.

Несмотря на постоянную занятость строительством и благотворительными делами, Мхитар Себастаци написал грамматику грабара (древнеармянского языка), грамматику ашхарабара (народного языка) и составил 3-томный толковый словарь армянского языка, содержавший 79 000 строк и имевший раздел собственных имен.

Благодаря усилиям Мхитара Себастаци стало развиваться издательское дело, начатое еще его предшественниками. В 1733-1735 годы он подготовил и издал Библию, уточнив весь ее текст в сравнении с семью языками.

На острове Св. Лазаря была создана атмосфера, в которой люди, склонные к интеллектуальным занятиям, могли целиком отдаваться любимому делу.

Так, Микаэл Чам-чян написал здесь 3-томный труд по истории армянского народа, не потерявший своей научной ценности до настоящего времени. Здесь были созданы и труды армянских историков М. Хоренаци, Егише, Езника и многих других.

Для армянских школ мхитаристы издавали учебные пособия по языку, литературе, математике, физике, астрономии, земледелию.

Большое место в их деятельности занимали переводы исторических трудов и произведений писателей разных эпох: А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова и многих других...

На острове Св. Лазаря хранится первый перевод на армянский язык басен И. А. Крылова, осуществленный Габриэлем Айвазовским — братом великого художника-мариниста Ованнеса Айвазовского.

Остров Св. Лазаря сохраняет свой статус, дарованный ему Сенатом Венецианской республики. Казалось, никому не было дела до того, как живет и чем занимается здесь небольшая группа монахов, но в начале XIX века и над островом нависла смертельная угроза.

Специальным декретом Наполеон Бонапарт закрыл в Европе много религиозных конфессий; этот эдикт распространялся и на мхитаристов.

Но руководитель конгрегации обратился к итальянскому вице-королю Евгению Богарнэ, а также направил прошение и Наполеону, выдвинув аргумент, что их духовный орден является не конгрегацией в общепринятом смысле, а университетским обществом, своего рода академией. И в качестве доказательств приводились многочисленные труды, подготовленные и изданные на острове Св. Лазаря.

В 1807 году мхитаристы добились от императора, прибывшего в Венецию, личной аудиенции, и уже через три года был издан указ, гласивший: «Монахи острова Святого Лазаря сохраняют свой нынешний статус до тех пор, пока с нашей стороны не будет иного распоряжения».

В дальнейшем «Академия армянских наук» приобрела большую известность в европейских странах, и многие мхитаристы были избраны членами научных учреждений целого ряда государств.

На острове хранится много культурных ценностей, но самое ценное (вернее, бесценное!) — 4000 древних армянских рукописей, которые содержат бесценнейшие сведения об истории и культуре не только Армении, но и соседних государств, а также стран Азии и Европы...

Рукописи хранятся на стеллажах в зале, который был построен в 1970 году и представляет собой как миниатюру Матенадарана — известного всему миру Государственного хранилища древних рукописей Армении.

Наиболее древняя из хранящихся на острове рукописей относится к 862 году; это рукописное Евангелие Млке, названное именем армянской царицы из династии Багратидов. Здесь же хранятся рукопись «Маштоц» IX века, а также вторая по древности (999 г.) армянская рукопись на бумаге.

В декабре 1816 года в этот экзотический армянский уголок посетил английский поэт Дж. Байрон — сначала из любопытства. А потом настолько увлекся, что провел с монахами целый день, и только наступившая темнота заставила его подумать о возвращении в город.

Впоследствии он почти всю зиму регулярно проводил полдня на острове Св. Лазаря, и вскоре сделался любимцем всей братии. Сохранилась келья, в которой хранитель библиотеки Арутюн Авчерян давал Байрону уроки армянского языка.

На острове Св. Лазаря устроены музей естественных наук, музей искусства, картинная галерея, типография... В картинной галерее хранится более 800 полотен, и среди них — «Кораблекрушение», «Вечерний Босфор», «Венецианский закат», «Неаполитанский маяк» Ованнеса Айвазовского.

У мхитаристов есть много полотен, принадлежащих кисти итальянских мастеров — Тинторетто, Бассано, Джорджоне; и произведения армянских художников — Мартироса Сарьяна, Шаина, Сурена Хачатряна.

В 1816-м году на острове побывал лорд Байрон, который изучал здесь армянскую культуру и язык. Комната, в которой останавливался великий поэт, ныне превращена в музей.

Для туристов экскурсии проводят сами монахи, которые показывают богатую коллекцию восточных древностей – свыше 4 тысяч армянских манускриптов и арабских, индийских и египетских артефактов.

В палаццо Зенобио «Palazzo Zenobio» находится армянское учебное заведение «il Collegio Armeno Moorat Raphael», который принадлежит мхитаристам в Венеции.

Cовременные армянские католики признают духовное главенство Папы Римского. Но держатся в католическом лагере особняком. Например, имеют свои религиозные особенности - например, литургический обряд представлен у них на древнеармянском языке.

Большинство армян-католиков исторически жили в западных армянских землях, принадлежавших с XV века Османской империи. Сейчас армян-католиков насчитывается в мире чуть более миллиона человека. В силу исторических причин они расселены в диаспоре по всей планете.

Например, очень много армян-католиков со времен первой мировой войны живет в Ливане, где в столице страны Бейруте можно увидеть армянский католический Собор святых Илии и Григория Просветителя. Сам Бейрут - центр армянской католической жизни, резиденция Патриарха Армянской католической церкви.

Имеются и армяне, которые перешли в римский католицизм, оказавшись в таких исконно католических странах, как Италия или Аргентина. Их религия уже не армянское католичество, а римское католическое христианство государств их проживания.

Живут армяне-католики в нынешней Армении - втором по величине городе страны Гюмри (бывший Ленинакан).

Есть крупная армянская католическая община в области Джавахети соседней Грузии - примерно десять сел потомков переселенцев из османской империи.

Армяне-католики живут и в России: их можно встретить в Москве, Ростовcкой области, Краснодарском крае.

Апостольские армяне никак не дискриминируют армян католической веры.