10. 5. Что значит проповедовать?

Виктор Тарасенко
10.5. ЧТО ЗНАЧИТ ПРОПОВЕДОВАТЬ?

   Студенты на этот вопрос отвечали так:
- Задачей проповедника является изъяснить Слово Божие.
- Задачей проповедника является донесение Слова Божьего людям.
- Задачей проповедника является открытие людям Божьего плана в отношении человека.
- Задачей проповедника является быть свидетелем и посланником Бога и донести Его Слово.
- Задачей проповедника является стремление как можно меньше сделать примесей человеческих в Слово Божие. А что по этому поводу говорит нам богословский словарь?
   Проповедовать - означает в наши дни как возвещать событие спасения, так и увещевать или учиться.
   В Новом Завете глаголы, используемые для проповеди, сводят проповедь к торжественному провозглашению определённого факта – Иисус Христос есть Господь и Спаситель. Однако, такое суждение не обедняет проповеди в широком смысле слова, так как оно вскрывает источник, из которого должно питаться всякое учение и всякое увещание – пасхального благовестия.
   Это провозглашение имеет корни и в Ветхом Завете. Тогда Слово Божие провозглашал пророк, движимый Духом Божиим, он возвещал своим современникам Божий суд, если они не покаются. Его слово - было словом Божиим. В Новом Завете слово проповедников есть также Слово Божие, но с тех пор, как Слово стало Плотью и воплотилось в Иисусе Христе, мерилом их слов, их существования, их проповеди и служения является Христос: распятый – воскресший – и вновь грядущий!

10.5.1. Что возвещает христианская проповедь?
    Несмотря на различие времён, мест, слушателей, обычаев и т.д. все проповеди, будь это проповедь Иоанна Крестителя, Иисуса Христа, апостолов Петра или Павла построены по одной и той же схеме, и с одинаковой направленностью – призвать людей к обращению и возвещение некоторого события.
    Призыв к обращению проповедей Иисуса и Его Предтечи открываются одним и тем же словом, которое увенчивает и первые проповеди апостолов –«Покайтесь!» (Мтф.3:2; 4:17; Деян.2:36; 3:19; 5:31; 10:43; 13:38). Следовательно, возвещенная истина не может иметь ничего общего с какой-то теорией, которую можно принять или нет; она требует от слушателя принять некоторое обстоятельство, т.к. в Библейском понимании и смысле «Слово и Истина» - равноценны Жизни.
    Всякая проповедь, не включающая призыв к покаянию, подвергается опасности перестать быть Евангелием и превратиться в доклад.

10.5.2. 10.5.2. Провозглашение события.

     Проповедь требует обращения, но не в силу какого-либо морализующего увещания, а потому что она возвещает событие спасения.
     Евангелисты, в особенности Матфей, стремились показать, как Иисус в течении Своей жизни положил начало апостольской проповеди: «Близко Царствие Небесное» (Матф.4:17) – провозглашает Он вслед за Предтечей (3:2); вторя Ему ученики (10:7) возвещают то же самое «пророчество исполнилось. Иоанн – это голос вопиющего в пустыне», «о ком сказано через пророка Исаию» (3:3).
    Иисус указывает на Себя, как на Отрока, благовествующего нищим: «ныне исполнилось Писание, это пред вами» (Лк.4:17-21; Ис.61:1).
    В день Пасхи возвещенное царство явилось во славе Воскресшего, в день Пятидесятницы, дарованием Святого Духа родилась Церковь. Отныне проповедь возвещает уже не просто близкое будущее, как во времена Иисуса, она провозглашает актуальный факт, показывающий Духа Святого в действии, факт, отсылающий к событиям прошлого – Пасха Христова – Его воскресения, и к событиям будущего – Второго Пришествия Господа Иисуса Христа!
   Краткий обзор первых проповедей показывает новый характер этого христианского «сегодня».
   Пётр поясняет, что если в день Пятидесятницы его слышат на чужом языке, то это означает, что дарован Дух Святой (Деян.2:4,11, 15).
   Идёт ли речь о таком чуде, как исцеление хромого (Деян.3:1-10), или об удивительном дерзновении этих проповедников (4:13; 5:28), проповедь всегда ставит слушателей пред неким фактом, ставящим определённый вопрос, она сопровождается силой Духа Святого и великой уверенности. (1 Фес.1:5).
   Это постоянное «сегодня» (ныне) – это возобновляемая Пятидесятница (Деян.10:44-47) оправдывается в свою очередь, только отношением к тому прошлому, и к тому будущему, которые оба связаны со Христом.
   Иисус воскрес из мёртвых! Он жив! – вот о чём свидетельствует Дух Святой чудом Пятидесятницы (Деян.2:22-36) и что знаменуется исцелением хромого (Деян. 3:12-16). Иисус есть Господь, прославленный на небе! (Деян.3:21) и Он вернётся для суда (1 Фес.1:10; 2 Фес.1:7).
    Проповедь первых апостолов – это в основном Пасхальная весть, и тем самым, откровение тайны священной истории!

10.5.3. Представление события.

    Само по себе «керигма» есть торжественное провозглашение, восклицание глашатая, официально возвещающего о неком факте, а так как этот факт – победа Христа над смертью, то для слушателей его собственное настоящее внезапно приобретает измерение вечности. Этого могло быть достаточно, но нужно ещё чтобы слушатели могли понять возвещаемое, соответственно своей эпохе и среде.
    Афиняне, слушая как Павел благовествует Иисуса и «воскресение», подумали, что речь идёт р двух новых божествах, и обозвали его «суесловом» (Деян.17:18).
От того Павел и старается быть понятым, хотя и не желает при этом оправдать своё благовествование человеческим разумением. Коринфяне полагали, что Аполлос «муж красноречивый», который был силен в Писаниях (Деян.18:24), тем самым представлял собою образец проповедника; Павел рассеивает их заблуждения: он отвергает премудрость слова, дабы не упразднить крест Христов (1 Кор.1:17).
   Следовательно, всякая проповедь должна знаменовать собой искупительное событие в понятном изложении. Для этого нужны соответствующие вариации возвещаемой благой вести.
 
10.5.3.1.Слушатели апостолов, как и слушатели Иисуса, верили в Бога и в Его замысел спасения. Чтобы представить искупительное событие, проповедь исходит из текстов Священного Писания. Как Иисус, так и Иоанн Креститель, а также и   ученики, указывают на исполнение пророчеств. Мы достигли «последних дней», предречённых Иоилем (Деян. 2:17) и всеми пророками (3:24); обетование, данное отцам, исполнилось (13:33). Крест, являющийся великим соблазном, был провиден Самим Богом (2:23). Он есть то «древо», о котором говорилось в Ветхом Завете.

10.5.3.2. Среди слушателей, где многие не знали Иисуса при Его земной жизни; пасхальное благовестие являлось, тогда как бы кратким описанием: так, например, для сотника Корнилия (Деян.10:37-42) Пётр кратко представил Евангелие жизни Иисуса. Это была настоящая проповедь, озарённая светом Пасхального благовестия.

10.5.3.3. Наконец, были случаи, когда слушатели даже не знали истинного Бога и нуждались в ознакомлении с данными, составляющими основу библейской веры.
В Листре Павел прежде всего говорит своим слушателям о «Боге живом, Который сотворил небо и землю… подающего с неба дождь и времена плодоносные» (Деян.14:15); в Афинах он показывает, каким образом Воскресение Христа является заключением домостроительства истории, исходную точку которой составляет сотворение мира и человеческое искание Бога (Деян.17:22-31). Что касается Фессалоникийцев, то они «обратившись к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному, и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мёртвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева» (1 Фес.1:3).
Во всех случаях прямо или косвенно, проповедь должна приводить ко Христу – владыке истории.

10.5.4. От проповеди к научению.
   Исходя из Пасхальной тайны, которая вкратце выражена в принятом Павлом исповедании веры ( 1 Кор.15:3) и которую надлежит непрестанно повторять, чтобы вера была надлежащим образом центрирована, проповедь становится научением. Сам Иисус поступал так, когда учил на горе (Мф. 5:2) или в синагоге (Мф.9:35); так поступали и ученики, согласно полученному ими от Воскресшего (Мф.28:20).
Павел, исходя из Пасхальной тайны, разрабатывает своё учение, когда, например, учит премудрости Христа (1Кор.1:23) или крещению, как участию в смерти и воскресении Иисуса (Рим.6).
    Проповедник становится катехизатором и богословом, но и богослов достоин своего звания только тогда, когда он беспрестанно связывает своё учение с Пасхальной вестью. (39. Ст.930-932).
    Что ж, давайте и мы в своих проповедях прежде всего представлять Господа и Спасителя нашего, Который избавляет нас от греха и ставить перед выбором вечного спасения или осуждения своих слушателей. Конечно, это не простая задача, и каждая проповедь требует тщательной проработки, чтобы отвечать всем изложенным требованиям.
     Давайте рассмотрим этапы подготовки проповеди.