Оля Мегрян

Арутюн Акопян
Ее брат Шаген Мегрян был активным участником карабахской войны, настоящим героем, которого потом убили, он очень был популярен в народе!
Когда мы небольшой группой поехали в паломничество по святым местам Карабаха, я остановился в ее квартире. Она мне сама предложила, и я ей очень за это благодарен! Дело в том, что самолет из Петербурга в Ереван прилетел в час ночи, а на следующее утро нам уже надо было быть на площади Республики, у экскурсионного автобуса.
Я прибыл к ней около 2 часов, она меня приняла с хлебом, с солью! И сразу показала местные достопримечательности этой памятной для Армении квартиры  - здесь как раз долгое время жил ее брат Шаген Мегрян. Формально он не был ей братом, он приходился ей, кажется, дядей. Но они были очень близки, поскольку росли вместе в одном доме и были почти ровесниками! Говорят, он был очень светлым человеком, с большим и добрым сердцем, поэтому и мученически погиб. В гостиной, рядом с портретом ее любимого брата стояло их родовое древо, огромное и ветвистое, с именами всех представителей этого благородного гюлистанского рода! Усилиями Ленина и Троцкого эта древняя христианская земля, Гюлистан, ее Малая Родина оказалась в составе Азербайджанской ССР. Но что делать! Такова жизнь!
" В детстве - она вспоминала - мы гуляли по просторам Гюлистана, там очень плодородная почва, много цветов… Поля, усыпанные розами ( Гюлистан, в переводе с турецкого – « Страна роз » ), лес и чистые родники! " Посреди Гюлистана проходит длинная широкая река Тартар, мой папа видел ее в детстве, его предки тоже жили недалеко от этих мест. Сейчас это Азербайджан! Оля мне много рассказывала про свою семью, а потом, уже после Карабаха повезла к родителям, они жили в огромном доме недалеко от Еревана. Ее родители - удивительные люди, очень теплые, сердечные, гостеприимные. Дом, к сожалению, был не достроен. Широкий бассейн во дворе - без воды. Некогда благополучная семья сейчас жила не очень богато. 90-е сделали свое дело! Оля возглавляла в Петербурге женскую благотворительную организацию « Святая Рипсиме ». Они помогали бедным и больным детям. Она много времени проводила в больницах у изголовья больных детей. Параллельно Оля работала завучем в школе. Ее очень ценила директор и безмерно любили дети! Такого человека нельзя было не любить! Добрая, отзывчивая, трудолюбивая - она всегда готова была прийти на помощь! В Карабахе в экскурсионном автобусе мы с Олей сидели недалеко друг от друга, она мне всё говорила: « Вот бы попасть в мой родной Гюлистан, посетить ту часовню, в которую меня в детстве водила бабушка ». ( Это место как раз находится на границе с Азербайджаном, и поскольку постоянно обстреливается - там находится военная часть, простых людей туда не пускают. ) В итоге ей это удалось, помог Максим Атаянц - организатор поездки. Я ждал ее весь день - мне не терпелось увидеть фотографии. Было уже около 00 часов, а Оли все не было. Внезапно, к гостинице подъехал автомобиль, Оля вышла из машины. Она светилась от счастья!
-  Я побывала везде, где хотела! Какие там хорошие ребята, их очень жалко…
Мы бросились к компьютеру, было сделано около 200 снимков. Потом поднялись в номер. Оля села на диван, она не выглядела уставшей. В руках она держала огромный букет полевых цветов из родного Гюлистана. ( Точнее, из близлежащих территорий, Гюлистан находится в Азербайджане. )
-  Хочешь, возьми! - Она отделила мне половину.
-  Нет, ну, что ты!  Это ведь так для тебя важно!
-  Там такие места… Я побывала в этой часовне.  ( Местные называли ее  (Х)напат, что в дословном переводе означает « Старая стена » ). Положила туда несколько записок « О здравии » с вашими именами. ( Думаю, они до сих пор там лежат. ) Ребята там очень худые и места постоянно обстреливают!
-  А чем их кормят? Там повар есть? - спросил я по наивности.
-  Какой повар, они готовят сами, по очереди, в основном картошку. Может мне после Петербурга вернуться туда, я бы им готовила. Их очень жалко!
 - Не вздумай, в Петербурге у тебя много дел. Сама знаешь! Да и потом тебе никто не разрешит. Всё-таки это военная зона. При тебе стреляли?
-  Да, но я не боюсь. Меня ребята провели к самой границе.
 Она, действительно, была очень смелым человеком!
-  Я так прикипела к этим военным, и они меня приняли очень радушно! Я как будто вернулась в детство…
 Было уже за полночь. Мы немного перекусили. Она привезла оттуда какие-то вкусные вещи ( уже не помню что ).
-  Это всё натуральное, ешь! - говорила она.
На утро мы направились в Степанакерт всей компанией. Там находится резиденция архиепископа Паргева - удивительного человека, очень доброго, искреннего и сердечного. Нас собрали в большом зале. Он что-то нам рассказывал, потом Оля вручила ему небольшой подарок – розу, сделанную из дерева. Она вспомнила своего брата Шагена - героя карабахской войны. Оказалось, архиепископ Паргев дружил с ним. Когда он узнал, что мой дедушка родом из деревни Чардахлу, он горячо обнял меня:
-  Это и моя Родина, я тоже из этой деревни.
 День был не очень жаркий. Мы много с Олей гуляли по улицам Степанакерта, смотрели на людей. Было интересно… Атмосфера ( в отличие от Еревана ) там была очень радостная!
В  Ереване, ночью, когда мы стояли на остановке, она мне однажды сказала: « Как иногда хочется сделать кому-нибудь подарок, а денег нет. Если бы у меня были деньги, я бы многим помогала ». Она, действительно, была удивительным человеком, и думала, прежде всего, о других. Это редко бывает!
 Через несколько месяцев, 10 октября ее сбила машина. Убийцу не наказали, он откупился, как это обычно бывает в России.
 Светлая ей память! Я верю, что где-то там, в Божьих  приделах она молится за всех нас!