А музыка звучала

Виталий Шолохов
Концерт Эрика Сутеса состоялся в пятницу 6 июля 2018 г. в помещении, куда обычно привозят детей на уроки росования. Хотя задача ставится более широко – приучить детей к творчеству.
Надо сказать, что у Эрика Сутеса такая же задача стояла перед ним /он сам стремился к ее решению/, но одновременно в направлении научиться не только играть на гитаре, но и, более того, – стать творцом музыки. Для этого ему была нужна не обычная гитара, а такая, которая позволялы бы менять регистры, обладать свойством создания объемной музыки и так далее. Я просто не знаю всего того, что пришлось ему преодолеть, чтобы осуществить мечту-идею своей жизни. Он сам сконструировал свой инструмент, собрал ее из подручных материалов, сам спаял усилители и другие необходимые устройства, например, такие, которые давали бы ему возможность использовать свои ноги в процессе исполнения и так, чтобы это было бы незаметно слушателям.
Надо также сказать, что многие музыкальные произведения были навеяны ему известными мелодиями. Когда они звучат, слушатели часто начинают подпевать, вспомнив слова любимой песни.  Однако, сам исполнитель видит смысл именно в обработке известных мелодий и такой, что его музывка существенно начинает превосходить первоисточник. А в некоторых случаях его музыка настолько сложна и так оранжирована, что складывается впечатление, что мы слышим целый оркестр. А слушатели, потрясенные услышанным, сидят напряженно, стремясь не пропустить ни единого аккорда.
 
Та гитара, которая была в руках Эрика Сутеса, издалека выглядела так, как я нашел в Интернете, в разделе «Электричесие гитары своими руками».
У меня возникло желание проникнуть в загадку мызыки, в ее способность производить на меня сильное впечатление.
Каждое «творение человека воплощается в какой-нибудь материи и обязательно выражает собою то или иное предметное содержание его сознания / самосознания (мысль, смысл, лингвистическое значение, соматоэкспрессию «живых движений», и является самоцелью «деятельностного процесса» его творения.» Эту мысль я взял из статьи ЭНТЕЛЕХИЯ КАК СИНТЕТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ МНОГОМЕРНОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ, ХУДОЖЕСТВЕННОЙ, СПОРТИВНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Станислава Владимировича ДМИТРИЕВА /Нижний Новгород/.
Мало знакомое слово ЭНТЕЛЕХИЯ «обозначает (от греч. entelecheia — завершение, осуществленность) — в философии Аристотеля: способ бытия вещи, сущность которой вполне реализована, форма, осуществляющаяся в материи; активное начало, превращающее возможность в действительность, актуальность и тем самым исчерпывающее возможность или потенциальность; энергия; душа человека, распоряжающаяся формированием, изменениями и деятельностью его тела. В неовитализме Г. Дриша Э. представляет собой особую, не сводимую ни к чему иному жизненную силу, благодаря которой существует, обретает чрезвычайное разнообразие и развивается органическая жизнь.»
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
По словам Станислава Владимировича ДМИТРИЕВА, например, «мир музыки» есть непростая семантическая структура, которая выполняет три функции: генератор информации, приемник информации и посредник между исполнителем и слушателем.  Вообще-то, генератором информации оказывается композитор и его произведение. Тогда музыка записывается в нотах, как другие произведения на соответствующих носителях. Приемник информации есть слушатель. Но главное – контакт между исполнителем, нотами, с одной стороны, и залом, с другой стороны. Именно диалог между ними – основа семантического диалога, несмотря на участие посредников: дирижер, солист, оркестр и т.д.  Надо подчеркнуть, что обогащение музыкой происходит только при условии, что тезаурусы исполнителя и слушателя пересекаются. Структура модели взаимодействия двух сторон имеет форму пирамиды. Если мы ничего не знаем предварительно о музыкальном произведении, то мы ничего и не услышим! Однако, если кроме исполнителя и слушателя, существуют еще внешние объективные обстоятельства, то модель их взаимодействия имеет вид взаимодействия трех субъектов. А это значительно усложняет пространство нашего внимания при анализе того, с чем мы имеем дело. И через третьего субьекта мы можем что-то почувствовать и вместе с ним поаплодировать исполнителю. Поэтому всегда идите в зал, стадион, театр – это путь к постижению прекрасного даже, если Вы не имеете ни малейшего представления о том, какое для Вас исполнят произведение создатели этой «жизненной силы»!

07/09/18