Статья о поэзии

Раиса Рябцовская
                РАИСА РЯБЦОВСКАЯ


                СТАТЬЯ «О ПОЭЗИИ»


         СТРАНА  ПОЭЗИЯ.

Поэзия – прекрасная страна!
Мы в ней  с особым паспортом живём,
Величием Ума превращена
В просторный светлый человечий дом.

Пыланьем сердца здесь зажжён очаг,
Избранники здесь божьи все живут!
Несут здесь ноши – на своих плечах!
Здесь ценится большой упорный труд.

Здесь люди все – красивы и сильны
Природной глубиной души своей,
Кто не живёт здесь, те  покорены
Истоком чистым неземных страстей!

Поэзия – прекрасная страна!
В ней Божий Дар  отмерен, чтим и свят!
За труд здесь воздаётся  всем  сполна:
Стихи для нас – ценнее всех наград!

Пару слов  о себе:               
Являюсь автором 30 книг, 20 из которых изданы в Казахстане и  Канаде.
Работаю в жанре психологического романа, ироничной женской прозы и фантастики. Издано 10 романов, 6 сборников стихов (по 500 стр.) и 4 сборника рубаи (по 2000 четверостиший)
Сборники стихов: 1. «Ах, любовь…»; 2. «Сонеты»; 3. «В лабиринтах мгновений»; 4. «Лунная дорожка»; 5. «Летопись сердца»; 6. «Аромат осени». Стихи пишу с первого курса университета.  Полагаю, что мне есть, что сказать об этом виде творчества. К тому же второй год имею  странички  в трёх литературных порталах: Стихи.ру; Проза.ру; Поэмбук. 

  Хочу поделиться своим мнением об услышанном и прочитанном, особенно в портале Стихи.ру. Я не написала ни одной рецензии, потому что  считаю себя не экспертом по поэзии, а обычным  автором и читателем.
Хотя многому приходится удивляться. Так как этот литературный портал предоставляет авторам практически неограниченную  свободу, и сдерживающим фактором в чём-то может быть только самосознание. В стихотворении  одного из авторов есть такие строчки:
… и мы встретим рассвет, 
                под прекрасной груди колыханье…

Мы с приятельницей минут десять смеялись над этой поэтической находкой.
Знакомая меня спросила:
– Интересно, в какую сторону она колыхалась?..
Я ответила:
–  Наверное, по ходу или в разные стороны – как пояснил бы профессионал в этом деле
Следующий перл: опять цитирую не дословно, но смысл передаю точно:
          Вечерело…
Утки пролетали над заливчиком,
А я, со знанием дела,
Шарил у тебя за лифчиком…
Хотя какое знание дела здесь требуется? К тому же, как мне кажется, здесь неверно употреблён предлог: за лифчиком, значит – на спине.
Но это ещё цветочки… Это  не поэтические, а мужские шалости…
Перехожу к тяжёлым,  а то и шокирующим моментам.

Нынче мужчины почему-то решили обнародовать свои сексуальные возможности, то есть выдать желаемое за действительное,   сделав этот факт всеобщим достоянием. Некоторые из них умудряются даже писать стихи от женского имени. «Она» с неуёмным восторгом пишет о том, что такого жеребца, как он, никогда ещё в своей жизни не встречала. Уж он так «уважил» её, так ублажил  во все места, что у неё просто слов нет. Вот это экземпляр! Вот это гигант! Гигант из гигантов – гигант, как продолжает партнёрша восторгаться…

Следующий пишет ещё «откровеннее»: что его член встал колом, и он не мог согнуть его двумя руками, чтобы извлечь из джинсов… А раньше ему удавалось согнуть член одной рукой… Опять нестыковка получается.  Во-первых, невольно напрашивается вопрос: если он сам стал таким дряхлым, что двумя руками не может справиться со своим  членом, то каким образом его член умудрился сохранить такую  титаническую стойкость?..

Читаешь подобные  откровения  ещё молодых мужчин и невольно думаешь: «До какой степени может человек не просто опуститься, а оскотиниться! Ясное дело – не от большого ума! Дошли до того, что свою сексуальную жизнь готовы выставить на всеобщее обозрение.

И всё это  приходится читать в подобных откровениях… Но так и хочется сказать этим динозаврам:  «Ребята, не старайтесь особенно!  Всё равно никто не приедет, чтобы лично проверить истинность подобных  сенсационных утверждений. Такие вещи годятся только для анекдотов:
Приходит пожилой мужчина к врачу:
– Доктор, мне 70 лет, но  уже 5 лет я не сплю с женой.
Доктор отвечает:
– А что же вы хотели, батенька, возраст!
Мужчина возразил:
– Но моему соседу 75 лет, а он говорит, что они с женой каждый день!..
Врач отвечает:
– Ну, так и вы говорите!..

Но это анекдот! А вам, господа поэты стыдно – трижды стыдно! – писать о таких вещах! Не царёво это дело – прилюдно стоять со спущенными  штанами!
. А истина в том, что только тот мужчина имеет ценность, когда  от одного его, даже случайного,  прикосновения начитает трепетать сердце – нет ничего красноречивее безмолвных прикосновений!!!
И любовь рождается не между телами, а между душами.

Что интересно, женщины намного целомудреннее, мне не приходилось в  стихах читать нечто подобное. И хочется верить: вовсе не потому, что у них нет флага, которым можно размахивать, а потому что она знает истинную цену сокровенному! И все эти поэтические выверты рождаются большей частью в столичных  поэтических кругах.

Впрочем, чему удивляться?!.. Раньше столица была средоточием всех видов культуры, а нынче она – средоточие всех видов разврата. Всё, что может нарисовать полностью растленное воображение, можно там найти и осуществить.
Если раньше парень девушке говорил: « Подари мне один поцелуй», то теперь  парень без зазрения совести говорит: «Подари мне один трах». Он ведь заведомо говорит это равной себе партнёрше. И всё это неминуемо коснулось поэзии, в том числе любовной лирики – вот в чём, на мой взгляд,  самая большая печаль и невосполнимая утрата – в  тотальной вседозволенности и, как следствие, потере всякого стыда!!! До чего дело дошло – поэты перестали писать о любви, потому,  что им больше нечего  сказать об этом.

Любовь попрана и растоптана! 
               
Часто вспоминаю слова знаменитого физика и учёного Ландау. Смотрела фильм о нём. Так он в этом фильме говорил: « Я практически все явления жизни могу объяснить с научной точки зрения, но я никак не могу понять, как это вообще возможно – передавать чувства словами?!..»

Мне эти слова запомнились потому, что я только тем и занимаюсь всю жизнь, что передаю чувства словами. И каждый уважающий себя поэт, если у него есть истинный божий  дар, неизменно  стремится передавать  словами не просто чувства, а красивые чувства.

Мне, например, понравилась одна строчка из чисто мужского стихотворения, поэт  пишет о своём состоянии после того, как поссорился с любимой женщиной:
  …я стирал подошвы туфель, в отчаяньи бродя по переулкам…
Разве плохо передано даже  в одной строчке состояние души человека?..

                II
Теперь хотелось бы выразить своё впечатление о  передаче «Турнир поэтов». Я прослушала уже несколько встреч, и многие из них вызвали во мне чувство глубокого уныния: до чего дело дошло в столичных поэтических кругах:  поэты перестали писать о любви! Было бы нечестно с моей стороны утверждать, что на поэтических страничках нет талантливых стихов. Но они, в основном, касаются гражданской и философской лирики: там много интересных и по-настоящему сильных произведений. Кроме того, с  удовольствием читаю стихи, если они талантливы.

 К примеру, много интересных стихов мужчин-юмористов, тут уж из-за их приколов и сарказма – им нет равных. Меньше читаю стихов о природе, потому что таких потрясающе красивых мест  мне  видеть не доводилось. К примеру, я ни разу в жизни не видела живьём таких птиц, как снегири и синички. Видела только на заставке у одного поэта – они такие милашки! Живу много лет на Каспии, у меня самой много стихов о море.

Вернусь к теме.  В этой статье я веду речь только о тех  подборках стихов, с которыми авторы подходят к микрофону, чтобы представить авторское  самовыражение.  В этих передачах ещё ни разу не слышала интересного стихотворения о любви. Получается,  нынешний девиз поэтов: что о ней говорить, о ней всё сказано. Какая глупость! А ты скажи так, как никто до тебя не говорил!  Но в результате  сексуальной  революции и связанных с нею извращений – на самую  большую ценность  в человеческих чувствах и отношениях – любовь, наложено практически поэтическое вето.
Лично  для меня, это – настоящая дикость!
В итоге этого,  ничем не оправданного игнорирования, вместо красивых лирических стихов – ведь эта тема бесконечна, если у поэта есть сердце! – приходится слушать бессмысленные, а то и откровенно никчемные пирамиды из таких же немыслимых нагромождений  слов.  Даже критики в замешательстве, и это при их-то красноречии?!.. Но по выражению их лиц отчётливо видно, что они сами в большом недоумении…
Чтобы не быть голословной, привожу цитаты двух, на мой взгляд, вполне доброжелательных критиков. Их выводы  прозвучали по отношению к авторам  в «Турнире поэтов» 27.06.18 года.
–  Вы смогли выразить своё видение, но только для себя;   
 – Это чёрно-бело-серый мир. У меня к вам много вопросов. Я текстом не захвачена;   
– Несколько таких стихов прочитать  можно, но я вот подумала: «Если бы мне дали целую книгу с такими стихами, я вряд ли  осилила бы её; 
  – Я хочу понять, распутать содержание: откуда растут руки и ноги?; 
  – Это не стихи, а лирика, замешанная на публицистической основе. Я вижу в них отсутствие концентрации; 
 – Объясните мне этот «дрейф образности»: что значит – щиколотки, ушедшие в снег? Или стена на улице и рядом с нею кровать? Я представляю всё это смутно, потому что средина в этом  стихе провалилась. Это стихотворение вызвало во мне недоверие;   
  – Это не стихи, а этюды;   
 – Форма выражения мысли в стихе примитивна – примитивное искусство. А всё архи типическое сложно для восприятия; 
 – Это не стихи, а монументальные гимны. И плохо сказать нечего, и хорошего сказать нечего;
 – Я вот подумала, если бы они прочитали стихи друг друга, они бы им понравились?;
 – Я сомневаюсь, хорошо это или плохо?;
 – Я понимаю, вы  хотели  бы донести смысл, но у вас это не получилось;
 – Вы делаете мне худо, я ничего в этой строфе не вижу.
  И так далее.

Хочу ещё раз подчеркнуть, что критики в этой передаче на редкость доброжелательны, стараются, насколько это возможно, подбодрить авторов: «Интересно, но непонятно. Непонятно, но интересно».  И я вижу, в каком они затруднении, им приходится буквально вытягивать хоть какой-то смысл стиха за уши, постоянно побуждая автора пояснить тот или иной фрагмент стиха: «А этим, что вы хотели сказать? А этим?..» – ожидая от автора пояснений и расшифровки. И автор вынужден пояснять, что именно он хотел сказать той или иной фразой. И о чём вообще всё его стихотворение.  Но у критиков такая работа: они вынуждены даже в стихах, полных абсурда, находить рациональное зерно. А я –  просто слушатель и мне это – не нравится!

Как видите, я не назвала ни одной фамилии, просто веду речь о шокирующей меня тенденции, существующей в таком архиважном для человека (особенно молодого человека) аспекте, как любовная лирика.

Мы практически поголовно учили в школе и студенчестве именно такие стихи: Пушкина,  Лермонтова, Эдуарда  Асадова, Вознесенского, Дементьева, Вероники Тушновой, Риммы Казаковой, Блока и десятков других поэтов. Я сама знала море стихов на память ¬ – вот откуда у меня любовь к отечественной поэзии.
А стихи  нынешних поэтов кто станет учить, если авторы сами в своих творениях откровенно плавают?!..

Вот вам результат сексуальной революции – для любви, как видим, у поэтов  не осталось никаких – даже посредственных! –  слов.
Впрочем, когда я смотрю подобную передачу, у меня нет в душе ни одной зловредной эмоции. А только одно удивление, и я думаю: «Ладно, подожду следующего оратора, может быть, он выдаст что-нибудь стоящее?»

Я не раз видела и немало удивлялась тому, когда  иной автор начинал то ли петь свои стихи, то ли говорить одному ему понятным речитативом…
Тогда как  стих сам должен за себя говорить!!! Если это стих, а не абракадабра.

Меня это ничуть не увлекало, поэтому я во время очередной передачи просто слушала авторов, мне было интересно, что и как они говорят, но не более того. А когда слушаю их стихи, на мой взгляд, нагромождение большого количества часто случайных слов, невольно думаю:

«Какое счастье, что я живу так далеко от столицы и меня никоим образом не коснулось тлетворное влияние современного течения в поэзии. Как хорошо, что я не участвую ни в каких столичных поэтических тусовках. А когда в Турнире поэтов  слушаю часто нерифмованные нагромождения слов, опять-таки невольно думаю: «Какое счастье,  что я никоим образом не подвержена  этому откровенному разложению в лирической и любовной  поэзии».
В моих стихах всё понятно:
И тоску, и печаль
                я любовью зову,
                Потому что любовь – многолика,
Лишь она держит нас на плаву,
  Незаметно подчас и без шика.

Стало быть, сохраняю свой собственный суверенитет и у меня своё собственное, осознанное  жизненное кредо в поэзии – своим творчеством я служу Богу и людям – каждой человеческой душе!
 Как говорила великая французская певица Эдит Пиаф: «Я пою не для всех, а для каждого».
 
К тому же никоим образом не собираюсь выпячивать  себя как автора, то есть участвовать в каких-либо клубах, конкурсах, турнирах или фестивалях. Мне достаточно знать мнение читателей. Они  сами  мне  часто говорили: «Ни один современный поэт не написал столько стихов о любви, сколько вы».
Я просто всегда писала стихи о любви – такова моя карт бланш. Потому что  глубоко убеждена в том, это касается и прозы и поэзии, что по-настоящему человеку интересен – только человек!!!

Как автор далека от мысли, утверждать, что мои произведения – эталон любовной лирики. Невозможно написать 6 томов (по 500 стр.)  шедевров. В сборниках есть стихи сильные, хорошие и посредственные.
Но у меня всегда сильная энергетика стиха являлась следствием именно яркого радостного или печального впечатления о каком-либо событии.
Чем сильнее впечатленье,
Тем сильней о нём слова,
Пусть руки прикосновенье,
Ощутимое  едва…

Я уже немало прослушала литературных турниров, чтобы составить достаточно полное мнение  о современной любовной лирике. И пришла опять-таки к радостному для себя выводу:
у меня есть одна абсолютно неоспоримая фишка: все мои стихи и сильные и слабые чи-та-бель-ны!  Чи-та-е-мы!
То есть ни одно из них не требует пояснения автора – о чём оно?! Каждое из них говорит само за себя!
Для наглядности приведу несколько примеров:

                А.
Я – с тобой,               
Я –  в стихах,
Ты же держишь меня,
Я же в этих словах,
Ты же слышишь меня!
Я же рядом дышу,
Хоть почти не дышу,
        Я за взглядом твоим
Неотступно слежу,
Что появится в них,
В этих темных глазах,
        В них – движенье души,
        Или полный мой крах.


Ах, могла б я взглянуть,
Как ты будешь читать,
Мне б секунду взглянуть,
Мне бы только узнать,
Так какое лицо,
Выраженье его,
Ничего б не просила
У судьбы. Ничего.
               

 А.

Я слабых стихов о тебе не писала,
Их чувства рождали, горенье, экстаз,          
Я столько эмоций с тобой испытала –
Хватило б на сотню счастливейших глаз!

Все чувства к тебе – только истиной были,
Теперь я со знаньем о них говорю,
Такие желанья они породили –
Я в мыслях, мечтах до сих пор в них горю.

Я неслась с восхищеньем в потоках 
                предчувствий,
Хоть в разгадках жила, но как полно жила!
А теперь вызываю к себе я  сочувствие:
       О других я пишу, словно тру – зеркала!               




 ГИМН  ГОРОДУ С-ПЕТЕРБУРГУ
                (к 300-летию)

 О, Петербург – Величия громада,
И средоточие  Высокого Ума,
Для сердца русского, во все века услада,
Где правит балом Красота сама.

Всё, чем живёшь, веками создавалось,
Недаром  «парадайз» тебя сам царь назвал,
В раю земном всё светлое рождалось,
И каждый, кто там жил, величие познал.

И русская душа тебя  не  покидала:
Народ  крепчал и выстоял в войне,
Страницу каждую бессмертье ожидало,
Ведь символ твой – сам Петр на коне!

А сколько музыкантов услаждали
Тончайший слух  прекрасных светских  дам,
Писатели, поэты добывали
Сюжеты для своих бессмертных драм?!

О, сколько  бескорыстия гуляло
В шляпах белых, в тонких кружевах,
И гладь Невы  любовный пыл рождала –
Такой экстаз – не выразить в словах!

О, Петербург – златы твои соборы,
И здания  причудливы, нежны,
Богаты и почтенны, как уборы,
На царской голове, на голове княжны.

 О, Петербург, всея Руси  творенье,
Для многих стран  надёжнейший оплот,
На улицах, в садах  твоё сердцебиенье,
Пусть будет ясным каждый новый год!
                17.05.03.


  АХ, ЛЮБОВЬ…    
 Впечатлений запас небольшой,
Но мозаика  чётко ложится,
Добавляю сюда опыт свой,
Чтоб могли мои строки  искриться!

Сколько сказано памятных фраз!
Сколько нежностью строчек  расшито!
О Любви! Весь словарный запас,
Об особенной – что не испита.

Той, что бабочкой вилась у глаз,
Лепестками мой взор ублажала!
Что манила, ласкала   не раз,
Той, что лучше и слаще  не знала!

Потому что взлетала она,
Не давая к себе   прикоснуться!
Как реальность из дивного сна,
Что смогла на года растянуться.

Ах, Любовь, что есть лучше неё!?
Что сравнимо с всезнайкой, плутовкой?
Столько почестей  есть  у неё!
Но она приползает   воровкой.

И зовёт за собой  и манит…
Разум сердца и доводы  рушит,
Для неё, для одной путь  открыт!
То наполнит тебя, то иссушит…

Ах, Любовь, что есть лучше неё?!
                23.04.00

ОБРУЧАЛЬНОЕ КОЛЬЦО.

Снято с пальца обручальное кольцо,
Конец любви, конец совместной жизни,
Простое действие, в конце концов,
И безысходность  в женской укоризне.

Снято с пальца обручальное кольцо,
В чужой постели или на работе,
Какая разница, в конце концов,
Любовь исчезла, как лицо  в болоте!

Снято с пальца обручальное кольцо
И незачем теперь друг другу верить,
Всего движение, в конце концов,
Какою мерой  горе здесь измерить?

Снято с пальца обручальное кольцо,
С вызовом, открыто, без участья,
Всего мгновение, в конце концов,
Но с ним  пропало в этом доме счастье.

КРАСАВЕЦ-МУЖЧИНА.

Глядя в твои всесущие глаза,
Я проникалась очень странным чувством:
Что ни мечтать, ни думать мне  нельзя,
Ни привлекать тебя своим искусством.

Меня тянули и толкали  враз
И интерес, и явно  безысходность,
И высверки твоих еврейских глаз
В душе рождали  чудную бесплодность!

Как те цветы, что в яблоне манят,
Как все они весной благоухают!
И, кажется, что все  содержат аромат,
Но лишь  отдельные  зародыш сохраняют.

Глядя в твои влекущие  глаза,
Я набиралась новых  впечатлений,
Я сознавала – думать мне нельзя,
Но жизнь и состоит
           вот из таких мгновений!

ПОСЛЕДНИЙ БАСТИОН
О! Взять бы мне
Последний бастион,
И голову могу
Сложить на плахе.
Но мне б увидеть,
Как сдается он,
Пусть кровь тогда
Стекает по рубахе.

Но  этот миг,
Я полно проживу.
Он целой жизни,
Верно ведь, достоин.
Себе, тебе, нам вместе
                докажу,
Какой стремительный, какой
                я честный
                воин.
И если ты
Заветное письмо,
Как Бержерак,
Прочтёшь мне сам
В потемках,
Увижу множество свечей,
Созвучных  небесам.
И мой последний путь
Не будет тёмным.
Но прежде чем уйду,
Я за руку возьму
Тебя, укрытого стеною,
И загляну в глаза,

И обниму,
И орошу свой взгляд
Счастливою слезою...
 


                НОВАЯ ЛЮБОВЬ.
                Мы – отражённый свет родившейся звезды,
          Мы – дети Бога с синими глазами,
          Мы, в целом, совершенны сами –
          Как редкий бриллиант прозрачнейшей воды!
         
          Ты – отражённый свет родившейся звезды,
          И – ты его, скорей всего, начало,
Ты – грёз  корабль белый у причала,
Мечты вдруг сбывшейся столь сладкие плоды!
         
          Ты – отражённый свет родившейся звезды,
И ты – моё заветное дыханье,
И для души – ты Бога воздаянье,
И ты – моя награда за труды!

Ты – отражённый свет родившейся звезды,
И ты – моя надежда и спасенье,
И новых строчек для меня свеченье,
Совместных действий  мудрые бразды.

Родившейся звезды – ты отражённый свет!
Моей души прекрасное  томленье,
          Для творчества экстаз и вдохновенье,
А лучше состоянья – просто нет!
               
                08.09.12.



В каждом стихе всё понятно, каждый стих сам за себя говорит. Никому ничего не надо пояснять. Поэтому не удивительно, что многие читательницы мне говорят: «Села вечером читать сборник ваших стихов и ночью закончила, читала, не отрываясь…» Стало быть, ей всё было  понятно и интересно.

Стихов у меня действительно много. Но  это ведь подлинная летопись сердца. Я писала обо всём, что меня радовало, волновало, огорчало…  И всё написанное ясно для каждой человеческой души – это и есть, на мой взгляд, подлинное служение людям, особенно одиноким душам!

И, кроме того, стихов за годы накопилось столько, что я для удобства читателей распределила их на 5 разделов. И стихи и рубаи:
1. Надежда, ожидание; 2.Радость, счастье, любовь;3.Разочарование, печаль, тоска;  4.Состояние души, размышления; 5. В стихах – верлибры, В рубаи –хвала Небесному Отцу.
Для чего я это сделала? Чтобы каждый читатель смог сразу, в зависимости от состояния его души, обратиться к тому разделу, который его интересует.   
Как-то один известный в нашей республике поэт сказал мне:

– Настоящий поэт должен писать в год  12-17 стихотворений.
Я у него спросила:
– А остальное время что он должен делать, пить?   
Но у меня такой проблемы никогда не было, всегда предпочитаю в творчестве иметь чистый разум. К тому же я свято чту свою предпочитаемую тематику в поэзии. Ведь даже формула  самого понятия счастья равняется большой взаимной  любви!

А нынче что мы наблюдаем? Любовь низведена до животных инстинктов, осталось только повсеместное  количество случайных связей, без малейшего шанса на продолжение отношений, если партнёры по пьяни падают в постель, даже не зная имени друг друга, а утром по темноте убегают, не оставляя номера телефона. А зачем? Контакт состоялся! Каждый, что хотел, получил. Именно это и отражается в современной поэзии.

И впрямь, что можно написать об элементарной случке? Сколько способов попробовали? И самый лучший комплимент, который может сказать мужчина своей случайной партнёрше: «Ты – отличная трахальщица»
В результате этого  скотства, современные поэты утратили способность описывать именно чувства, о которых говорил великий  физик Ландау.

И подобный, как нынче выражаются, фейк можно услышать в любой поэтической передаче.  Слово-то какое противное – фейк. Можно подумать, что кто-то взял словарь  иностранных слов, чтобы посмотреть значение этого слова прежде, чем произносить его. Друг от друга нахватались и «фейкают», как попугаи без смысла и понятия. Тогда уж лучше бы говорили слово «фуфло», чтобы всем было понятно.
Я лично – двумя руками за чистоту родного русского языка!!!

Что поделать, как великий эстет и энтузиаст родного языка М.Н.Задорнов,  не переношу засилья в родном  языке американизмов, которые можно встретить в любой книге  современных авторов. Такие слова как: клатч, кич – настолько «режут слух»: если взять по фонетическому звучанию русские, то даже они все неприятные: рвач,  хрыч, срач… Вот к чему привело засилье американской извращённой культуры.

Бесконечно жаль, что  на глазах утрачивается наша богатейшая русская культура. О какой поэтической передаче чувств может идти речь в контексте беспредела словесного хаоса?  И всё это лежит в основе любовной лирики на сегодняшний день.

Господа-поэты, или вы забыли о том, что в ваших жилах бежит гусарская, рыцарская, джигитская, в целом – благородная кровь? Я слушаю стихи в Турнире поэтов, у меня нет ни малейшего желания кого-то принизить, мне только очень грустно, что в предлагаемом потоке стихов совершенно отсутствуют такие, которые бы затронули мою душу, хотя она у меня отзывчива по своей природе: на любую красоту – мгновенно отзывается.

  Дело вовсе не во мне, что мне не понравилось ни одно стихотворение, потому что ни в одном из них не было даже намёка на душевный всплеск или утончённые чувства, а только одна декларация, или слабо слепленная между собой вереница слов… А кого этим нынче удивишь?  Везде и во всём – сплошная декларация. Практически нет ни одной строчки, которую бы хотелось запомнить или выписать, а передо мной всегда  лежит тетрадь и ручка.

Не являюсь экспертом или критиком, стало быть, не имею морального права выносить свои суждения о стихах поэтов, на своей страничке в письменном виде, поэтому, повторюсь, не написала ни одной рецензии.  Но у меня уже такой большой опыт работы над собственными текстами, что я без ошибки могу по двум куплетам определить, хорошее это стихотворение или никчемное, стоит ли мне читать его дальше или нет.
В этой статье просто делюсь своим чувством, которое появляется у меня от всего увиденного и услышанного.

                III

И я невольно подумала  о том, что стоящие стихи пишут нынче  вовсе не столичные поэты. Видимо Божий Дар распределялся вне зависимости от привязки к местности. В этой связи мне хочется особо подчеркнуть творчество
талантливейшего, не мой взгляд, поэта Владимира Романовича Гундарева. Он основал в Астане так называемый толстый журнал «Нива» и был его бессменным Главным редактором в течение 20 лет.

Вот у него действительно очень тонкие, пронизанные невероятным лиризмом стихи.  Они чисто мужские, их читаешь без всяких  придыханий, но в каждом стихотворении столько подлинного чувства, столько поэтических находок! Я всякий раз удивлялась, читая его стихи.
Владимир Романович был способен, без лишних междометий создавать подлинные шедевры, в том числе и в любовной лирике. Вот это я понимаю – стихи выдающегося, поистине звёздного поэта.
К величайшему сожалению всех русскоязычных авторов, он несколько лет назад ушёл из жизни, слишком много курил, не берёг сердце. 
Всем авторам журнала прислали электронку: «Не стало всеми нами любимого…» У меня даже сердце дрогнуло, когда я дочитала её до конца.
Для меня это была очень большая потеря, потому что глубоко уважаемый мной, звёздно-одарённый поэт и редактор, много лет поддерживал меня как автора. Печатал в своём журнале много моих произведений. Сам он не писал крупную прозу, только стихи, статьи и публицистику, но я сразу отправляла ему каждый свой изданный роман, и он, несмотря на огромную занятость, сразу читал его.

Всякий раз, когда я звонила ему, он называл меня голубушка и сударыня – такое обращение к женщине  – было для него естественным.
Сам он, как отмечала, не писал романы, зато он писал поистине талантливые  стихи.  Практически каждое из его стихотворений трогало душу  несомненной глубиной смысла и удивительной, лишь ему как поэту присущей, глубиной и неповторимой лиричностью. Он тоже высылал мне все свои сборники. И всякий раз мне было любо-дорого держать в руках его новый сборник и вникать в его мудрые, утончённые, глубоко поэтичные строки. В одном из его стихов, как сейчас помню, была такая строка: «… созревающая пыльца облетела на два лица…»
Я ему позвонила и сказала:
– Да, Владимир Романович, сразу чувствуется, что герои вашего стихотворения не бутербродом лежали в траве, а, раскинув руки – на спине.
Он рассмеялся и спросил:
– С чего вы взяли?
Я ответила:
–  Ну, как же?  Если бы они лежали так, то как бы созревающая пыльца смогла  облететь на два лица?
Он снова рассмеялся и ответил:
– Логично.
На двадцатилетний юбилей журнала я написала и выслала ему это  стихотворение:
К 20-летию Республиканского журнала «Нива».
Главному редактору г-ну Гундареву Владимиру Романовичу  посвящается.

Двадцать лет труда и вдохновенья,
Таким упорством вас «Нива» наделила,
Двадцать лет высокого служенья!
Такого сына Мать-Земля взрастила!               

Двадцать лет культуры, просвещенья
Вы отдали народу и стране,
Душевных сил и знания – уменья,
А это ценно, думаю, вдвойне.

Вам трудностей немало доставалось,
Ничуть не меньше, чем самих забот:
Сопротивление вы знали  и усталость –
Ведь карусель, как правило, не ждёт.

Но главное в вас – внутренняя сила!
Она способна всё преодолеть,
Вас цель высокая к успеху возносила,
Вам удавалось всё везде успеть.

Тончайшие стихи писать к тому же:
Пыльцу цветка на лицах воссоздать!
Стиху ведь тоже тон особый нужен,
Чтоб сердце был способен взволновать.

А вы это отменно всё умели –
Любая строчка дышит глубиной –
Ей столько мудрости  придать сумели
И стиль создали гундаревский – свой!

Здоровья крепкого желаю вам и веры,
И в том же духе желаю продолжать:
Ни в чём не ведать, как прежде, полумеры,
Творить, служить, любить и процветать!
                25.11.10.
               
Когда Владимира Романовича не стало, я не написала в редакцию ни одного письма. Даже не знаю, кто там сейчас Главный редактор. Вот и получается, что были и есть незаменимые люди.

А в любовной тематике  ещё проникновеннее сказано: «Одного человека нет, и мир кажется пустынным».

                IV

И  в заключение статьи  мне хотелось бы коснуться ещё  одного вида творчества – рубаи.
В своё  время я основательно  знакомилась с восточной поэзией. В моей библиотеке немало сборников восточных поэтов:
кроме Омара Хайяма, Алишера Навои, Насими, Рудаки, Фирдоуси и др.
Я всегда любила книги и никогда не упускала возможность купить хорошую книгу.
Таким образом я читала произведения восточных поэтов, написанные касыдами, газелями, бейтами… У меня самой в 6 сборнике стихов есть серьёзная поэма «О жизни генерала»,  написанная бейтами – двустишиями.
То есть  имею представление о восточной поэзии.

И тем для меня кажутся нелепыми  «потуги» некоторых, так называемых «самодеятельных лингвистов», которые посидели какое-то время в библиотеке,
«нарыли» в источниках, надёргали из них  пару десятков  фраз, кое-как слепили их в жидкую статейку или чахлую брошюрку и  теперь считают себя в праве навязчиво поучать других, как писать рубаи.
Такие «труды» не имеют для меня абсолютно никакой ценности.
Единственный профессионал  в этой тематике и автор, который вызвал во мне серьёзный интерес – это Норбеков  М. С. Я прочитала несколько его книг, по его произведениям ясно, что он действительно глубоко владеет этой темой.

Всё началось с книги М.С. Норбекова «Где зимует кузькина мать, или как достать халявный миллион решений», где он говорит, что О.Хайям, чьи замечательные рубаи не сходят с уст уже многих поколений любителей  поэзии, вовсе не был таким уж активным приверженцем спиртного, каким он выдаёт себя в рубаи.
Кроме того, меня очень сильно заинтересовало утверждение автора, что О.Хайям в своих четверостишиях зарифмовал огромный пласт  именно глубинных знаний для будущих поколений, но прочитать их могут только Посвящённые, потому что у каждого рубаи имеется до десяти степеней сложности и к каждой ступени имеется свой словарь обозначений и значений слов. И на каждое четверостишие можно было написать целый трактат.
Сам О.Хайям был Учителем и Наставником. Кроме того, он был виртуозным шифровальщиком тайных знаний. Сам великий поэт писал: «Я спрятал свою истину за семью печатями и сорока замками, чтобы злое стадо людей не использовало эту истину во имя зла».  Академик Норбеков пишет в своей книге: «Омар Хайям перед каждым поставил зеркало в красивой рамке. И сотни лет  обыватель любуется своим отражением. Ради того эту книгу и держит у себя. А известно ли вам, что в те времена за глоток спиртного сразу четвертовали или сажали на кол?! Тогда своя инквизиция была. Омар Хайям был одним из величайших  Мастеров. Вино у Омара Хайяма, дорогой мой, означает опьянение от познания истины».  Далее автор пишет: «Читая одну фразу, человек мыслящий путём озарения способен воспринимать информацию, равную иногда целой библиотеке, забитой книгами от пола до потолка».

«Требуется несколько десятков страниц, чтобы разъяснить значение одного предложения, написанного таким языком. Прежде, чем приступить к изучению тайнописи, нужно было три года учиться тому, как учиться». И в этой же главе автор приводит небольшой словарик тайнописи: «женщина – душа спящего»; «красавица – душа искателя»; «пьяный – дервиш, постигший истину»; «кувшин – ум»; «виночерпий – одно из обозначений Всевышнего» и т.д. Примерно пару десятков слов.
Всем известно, что Омар Хайям  был не только великим математиком и астрономом, кроме этого он был великим Просветлённым Мастером, который был способен, как сказано, шифровать в свои рубаи тайные знания –  а это такая Величина, такой  За-предел, до которого простому человеку дотянуться вообще нереально.

Но Омар Хайям писал 11 веков назад, а я пишу сегодня и о нас.
Это я к тому, что у меня и в мыслях нет, каким-то образом соперничать с ним.
Но рубаи, с большим или меньшим успехом, писали практически все восточные поэты.  Стало быть, и любому из нас – не заказано попробовать свои силы в этом виде стихосложения.
Кроме того, имея достаточную подготовку в этом вопросе, отлично знаю, что  классическая рифма рубаи:  ААБА, хотя допустима и другая рифма.
Хочу сразу сделать оговорку: в предисловии к каждому своему сборнику я называла свои четверостишия «Мысли-Образы в технике рубаи». То есть моей основной задачей было в четыре строчки  вместить либо готовый образ, либо – законченную мысль. А поскольку не считаю свои четверостишия каноном, то писала так, как у меня выливалась мысль…
И в стихах и в четверостишиях придерживаюсь своего собственного принципа: из множеств выбрать легко!  И в своём служении убеждалась не раз: одному читателю нравится – одно, другому – другое.

Теперь примеры:
Классическая рифма: ААБА:
1.
Секретов много в нём, он сам – сплошной секрет:
Красив, умён и стильно он одет,
Но до секретных, нелегко нам достучаться –
Ведь на любой вопрос – уклончивый ответ.
2.
Сижу я в скорлупе, как в бочке Диоген,
И, судя по всему, не жажду перемен:
Ведь никогда не знаешь, что они несут с собою,
Иль понижение, иль повышенье цен.
3.
О, пусть любовь – лишь праздник, мишура,
О, пусть любовь – блаженство до утра…
Но кто хоть раз соблазну не предался,
Когда  влекла сердца небесная игра?!..

Рифма АББА.
1.
Любовь чиста, как грёзы родника,
Как горный воздух или яблонь цвет,
Как страстный стон, что к выходу одет,
В печали даже, как она сладка.
2.
Надменный бархат глаз меня приворожил,
Столь изощрённый ум себе служить заставил,
О, что это, как не игра без правил –
Я столько лет лечу к тебе, хоть не имею крыл.
3.
Спокойна красота твоя и бесконечна,
И восхитительна, как тысячи цветов,
Мой взгляд сейчас к ответу не готов –
Я из последних сил стараюсь показать, что я беспечна.
4.
Пусть любовь есть  восхитительный обман,
Идём мы на него по доброй воле,
О, пусть любовь – загадка и не боле,
Но отчего ещё так сказочно ты пьян?!..

И чем последние четверостишия хуже предыдущих?  На мой взгляд, ничем. Зато мысль выходила и ложилась легко и свободно, так как она выливалась сама.
Мне приходилось читать донельзя вымученные рубаи так называемых  «учителей-словесников», подогнанные под классический шаблон.  Но они получались   у них такими примитивными, что без слёз не взглянешь. А писать рубаи никому не заказано. В портале Стихи.ру есть и другие авторы, которые работают в этом жанре.
Лично я и здесь работаю по своему принципу: из множества выбрать легко!


Для меня главное – что сборники рубаи продавались ничуть не хуже, чем романы. Читатель брал книгу в руки, читал четверостишия на разных страницах и   сразу покупал её. И ещё мне как автору отрадно то, что молодёжь пишет СМСки  друг другу моими четверостишиями. Имею множество примеров. И тот факт, что я распределила четверостишия на 5 разделов, тоже нашёл своё подтверждение.
Приведу примеры:
1 ЭПИЗОД.
Однажды я пришла в парикмахерскую, чтобы подровнять  волосы. Моя мастер говорит, обращаясь к  мужскому:
– Кстати, вот  автор той книги, в  которую ты  постоянно ныряешь.
Парикмахер мгновенно бросил стричь своего  клиента, подбежал ко мне вплотную  и уставился на меня.
Я не выдержала такого подчёркнутого внимания и сказала ему:
– Молодой человек, я вообще-то не в клетке сижу.
И он с большим воодушевлением разом выдал причину:
– Да вы даже  себе представить не можете, какую книгу вы написали?!.. А тем более представить, какие СМСки мне пишет девушка из Алматы: «Дорогой, какой ты у меня умный, какой талантливый и как я тобой горжусь!» – И он продолжил: – А я просто беру ваши четверостишия из второго раздела «Любовь»  и высылаю ей.
Слушая его радостные восклицания, я с улыбкой подумала: «Слава Богу, ещё кому-то послужила».

2 ЭПИЗОД:
И ещё у меня был один, теперь уже очень важный для меня случай, связанный с рубаи.   Пару лет назад я два часа по вечерам, продавала свои книги  с автографами в ближайшем супермаркете. Таким образом, имела обратную связь с читателями.
К моему столику постоянно подходил молодой охранник и с большим интересом смотрел  на книги.
Я у него спросила:
– Молодой человек, вы любите книги?
Он вдохновенно ответил:
– Да, очень люблю. Постоянно читаю, но мне из всех ваших книг интересуют рубаи, можно я посмотрю книгу? Я слышал про неё.
Я согласилась. Он бережно взял книгу в руки и начал просматривать её.     Затем продолжил:
– Вы знаете, я недавно вернулся из армии, живём вдвоем с мамой. Живём скромно, но на книгу, я думаю, она даст мне 1000 тенге.
Я  с уважением к нему ответила:
– Если вы настолько любите книги, то я вам просто подарю её. Возьмите книгу – это мой  подарок. Знаете как приятно автору, когда книга попадает в достойные руки.
У него мгновенно просияло лицо, и он воскликнул:
– Правда, вы мне подарите её?!.. Огромное спасибо!
И он, бережно прижав книгу  к груди,  отправился в комнату охранников.
В последующие дни он несколько раз подходил ко мне и спрашивал: «А как это понять? Что это означает? А эти слова…?» Он не очень хорошо говорил по-русски, но, тем не менее, у него было много толковых вопросов.
И  одну продавщицу из бутика  Зину доставал подобными вопросами. И что вы думаете, уважаемые читатели, дней через десять этот молодой охранник подошёл  ко мне, подал мне листок и взволнованным голосом сказал:
– Вот, посмотрите!
Я развернула листок, на нём было написано несколько четверостиший, причём написанных без единой грамматической ошибки.
Я спросила у него:
– Вы их откуда-то выписали? Кто их автор?
И он с законной гордостью ответил мне:
– Я сам их написал!..
Вот тут уж моему удивлению не было предела, я воскликнула:
– Да ладно! Не может быть!
Парень обиделся:
– Нет, правда! Честное слово, я сам их написал.  Хотите, я черновики вам покажу?
Тогда я ещё раз внимательно перечитала его, вполне  зрелые и содержательные творения, вот тут уж, опять-таки, наступила моя очередь восхищаться. Я от всего сердца похвалили его:
– Молодой человек, если это так, то примите мои искренние поздравления, Вы, вне всякого сомнения, очень талантливый и щедро одарённый от природы человек. В ваших словах чувствуется большое бесспорное дарование. Если вы будете так же упорно работать над собой, вас ждёт большое будущее. Это вполне возможно, но при условии каждодневной  работы, вы станете выдающимся восточным поэтом.
Парень смотрел на меня восторженными глазами и только повторял:
– Неужели это правда?.. Вы говорите это искренне?..
Я улыбнулась:
– Сами подумайте, какой мне смысл лицемерить? Я говорю только то, что вижу собственными глазами. Но запомните, такое дарование предполагает огромные усилия. Зато есть для вас один хороший афоризм: « Нет тех вершин, что взять нельзя, есть только те, что брать мы не хотим».
И парень со счастливым лицом удалился.

А я целый вечер чувствовала себя по-настоящему счастливой. Один Бог знает,  может в нём давно подспудно зрел этот дар, а я, таким образом, дала толчок для его развития. Парнишка действительно с большим творческим потенциалом, если смог практически с ходу вникнуть в самую суть.

3 ЭПИЗОД
Вот так и получается, что именно с рубаи связаны у меня какие-то эмоциональные моменты. Ещё об одной короткой истории, но она оказалась для меня настолько знаковой, что я более подробно написала о ней в моём новом романе «Отражённый свет».
Здесь – вкратце.
Однажды вечером к моему столику подошёл очень интересный: высокий и статный лет сорока пяти мужчина.  Внимательно посмотрел на мои в изумрудных обложках  книги, затем, увидев  слово Рубаи, воскликнул:
– О, рубаи! Это интересно! Я – питерский, я люблю рубаи.
Прошу обратить внимание, он не сказал: «Я – из Ташкента или из Самарканда, а именно – из Питера. Взял книгу,  полистал её на разных страницах и снова повторил:
– Это интересно! Даже странно, что женщина может так писать! Я её покупаю.
И он ещё пару раз подходил ко мне вечером. Как я поняла из его коротких реплик, он был в нашем городе в командировке. Мы поговорили с ним о творчестве Чингиза Абдуллаева. Я сказала ему, что тоже высоко ценю его творчество, и что у меня  есть дома  несколько его книг.
К тому же я привела ему пример, что монарх какой-то небольшой страны встал с  трона, приветствуя  Абдуллаева. Писатель смутился, а монарх сказал:
– Что вы, господин Абдуллаев, я всего лишь король маленькой страны, а вы – всемирно известный писатель.

Незнакомец явно удивился моей осведомлённости,  и  мы с интересом поговорили о книгах писателя.  Обаятельный мужчина с интересом говорил со мной на разные темы.
Я  по профессии – переводчик с французского языка,  работала с иностранцами, приходилось общаться  с комитетчиками. Будучи от природы наблюдательным  человеком, смогла частично усвоить манеру их поведения. Так, по коротким фразам мужчины вычислила, что незнакомец из этой же структуры. И сказала ему:
– Вот  мой любимый роман, он тоже написан  примерно на эту тематику, то есть  о секретном агенте, хотите, я подарю вам эту книгу?  Думаю, она вам понравится – она всем нравится.
Он живо согласился:
– Я её куплю, если это любимая книга автора.
Я возразила:
– Нет, это – мой подарок.
Он поблагодарил за книгу и, глядя мне в глаза своим проникающим в душу  взглядом, (нынче многие способны, словно лазером, сканировать собеседника),  прямо спросил:
– Скажите, могу ли я что-нибудь  сделать для вас?
Я несказанно этому  удивилась, так как этот вопрос был задан на третий вечер непринуждённого общения. 
И быстро ответила:
– Нет. Благодарю вас. Ничего.

На следующий день он улетел в Москву.

Но сама эта встреча осталась в моей памяти. Прошло уже несколько лет, а я помню его, словно это было вчера, ибо именно таких мужчин запоминает и хранит женское сердце!!!  Такой мужчина ни за что не стал бы, каким либо недостойным образом выставлять себя, так как  это, сам по себе и по своей сути – дорогой мужчина! Редкая Личность!
 И мне осталось радоваться тому, что у него остались на память две мои книги.

И в заключение статьи я хочу выразить сердечную благодарность и низкий поклон читателю или читательнице, которые отозвались о четверостишиях на моей страничке в поэтическом портале Поэмбук следующим  образом.
Цитирую:
«Прекрасные рубаи! Сколько мудрых мыслей, философских размышлений на самые разные темы!!! Спасибо Вам за великий труд и умение так великолепно выражать свои мысли и чувства в стихах!!!
Вдохновения Вам и всех благ!!!»

Этот отзыв без имени и тем более он ценен для меня! Значит мое служение каждой человеческой душе – в действии и подлинно! А это и есть самое настоящее писательское счастье!!!

С любовью,
Раиса Рябцовская.