Хозяин

Сергей Демченко
               
                *** 
 Он лежал на развороченном им трухлявом комле дерева. Тепло , сухо ..Лес жил своей повседневной жизнью, где нет суббот и воскресений, праздников и широких гуляний. Каждый лесной обитатель живет своей жизнью. Каждому из них нужно только поесть , попить , а потом отдохнуть в безопасности.  Вот и он сейчас , пришел и разлегся на своем пне, прислушиваясь к окружающим его звукам. О безопасности он давно уже не беспокоился , имея в потенциальных врагах только человека, кторый здесь практически не появлялся, для остальных же он был слишком большим и сильным. Он хорошо попировал на рассвете, напасшись на желтом поле одуванчиков, потом разорив найденный муравейник, потом поковырялся в найденной им после зимы шкуре оленя. А сейчас просто скучал, слушая , что происходит в его владениях.

 Он знал каждый кустик, каждый уголок здесь, где он родился и вырос и мог опознать каждого здесь живущего по голосу или звуку шагов. Вот протопали олени, совсем недалеко, по меже старой вырубки и матерого леса. Пройдя несколько шагов останавливаются, чтобы тоже послушать , что происходит вокруг. У них то здесь врагов много. Кто только не пытается оставить на снегу их шкуру в сезон. Волки, которые рыщут стаей, одинокий самец рыси , живущий на этой же территории, но никогда не встречаемый хозяином. Старый медведь часто чувствовал его отвратительный запах, особенно когда он ставил свои метки там же , где метил территорию медведь. Но он никогда не появлялся на глаза , стараясь заблаговременно убраться повыше на деревья. Еще время от времени сюда наведывалась пума, собирая дань с оленьего стада , но территория ее обитания была значительно больше медвежьей, в связи с чем вероятность встречи была минимально возможной. Только раз в своей жизни медведь столкнулся с нею. Это было осенью, когда снег уже укрыл землю белым покрывалом и хозяин готов был отправиться в берлогу, которую он давно уже облюбовал в брошеном бобровом доме , на сухом болоте, но что то все удерживало его. Сначала он не мог удержаться от созревшей сои на фермерском поле , за лесом, а потом ходил на найденное им заснеженное кукурузное поле, почему то не убранное вовремя и сейчас поникшие под весом снега початки, не давали ему покоя. Он был уже круглый  и лоснящийся , с животом висящим почти до земли, шумно пыхтящим при каждом следующем шаге, но все еще продолжающим посещать кукурузное счастье.

 Ранним утром он брел к болоту , с облюбованной берлогой, когда его тонкое обоняние уловило запах свежей крови. Поводя носом из стороны в сторону , он определил , что это не так уж и далеко, на сухой гривке, среди болота, после чего решил проверить, что там происходит. Пыхтя и громко пробираясь сквозь ветровал, он оповещал заранее, невидимого пока хозяина добычи, о своем приближении. Любой зверь не станет дожидаться неприятностей , постараясь улизнуть пораньше. Так уже было, когда он отбирал добычу у волков и у рыси. Но в этот раз его ждал сюрприз. Выбравшись к окровавленному пятачку , он увидел ее. Желтый , сухой , с рельефно выпирающей мускулатурой зверь , сместившись за свою добычу от приближающегося медведя, нервно колотил длинным хвостом по снегу, злобно щерился шипя и рявкая , но не уходил. Удивительно пластичный , с крупными когтистыми лапами, крепко державшими добычу и чувствовавшейся даже на расстоянии силой он внушал уважение.

 Медведь стоял в раздумье, подняв голову и громко втягивая черным носом запахи исходившие от разорванного оленя и шипящей лесной фурии.

 Нет , лучше уйти подобру-поздорову, решил он, понимая , что просто так она добычу не отдаст, а идея уйти в берлогу с многочисленными рваными ранами, от похожих на длинные ножи когтей, ему не очень то понравилась. И он ретировался, под продолжающееся шипение и рявканье огромной разъяренной кошки. Больше они никогда не встречались.

 Время от времени на старой вырубке появлялись койоты. Конечно же они могли задрать оленя, но сюда они приходили охотиться за зайцами, которых развелось превеликое множество после появления молодого осинового подроста. Медведь часто слышал победный хор койотов после удачных охот, но здесь они долго не задерживались имея в конкурентах ближайших родственников -волков, которые не упускали случая растерзать зазевавшегося в охотничьем азарте молодого койота. После быстрого охотничьего набега , они быстро ретировались в поля , не досаждая хозяина территории.

 А однажды здесь завелся человек. Медведь слышал, как ранним утром по весне, шипя и булькая по лужам лесной дороги , он приехал к вырубке. Оставив машину и прихватив ружье, он направился по дороге к болоту. К одуванчиковому полю, туда ,куда постоянно по весне наведывался и он. Он медленно брел по дороге , присматриваясь к ее поверхности , пока не нашел, то что искал. Это были следы большого медведя, т.е. его следы. Побродив по влажным открытым местам, человек уехал вскорости. А через несколько дней появился опять, притащив на своей машине бочки, наполненные зерном . Так вкусно пахнущие бочки! Медведь , покинув свое належанное на теплой трухе место, долго наблюдал , как человек таскал  перекатывая бочки, потом вязал их тросами к ближайшим пихтам, потом строил из дерева стул на высоких ножках , на которых посидел какое то время. Потом уехал..

 Медведь конечно же проверил, что он там делал , на его территории. Погреб и наелся овса, пропитанного жареным маслом, покатал бочки, пытаясь оторвать их с троссов и укатить подальше в лес, потом залез и посидел на стуле , смастеренным человеком, оставив следы своих когтей на лестнице и сиденье. Он нашел , что стул не очень надежен для его веса и спустился по стволу дерева, обломав пости все сучья до самой земли.

 После этого он ушел, но недалеко. Он нашел новое место для лежки под густой кроной пихты,вывернутой ветром, но не сломаной. Пихта жила, широко разбросав по земле свою пышную крону. В ней то он и сделал себе лежку, натаскав обломанных лап. С этого места он видел , что происходит вокруг бочек, оставаясь невидимым. Он видел , как к рассыпанному зерну стали наведываться птицы и белки. Время от времени на запах подходили олени, не приближаясь и держась насторожено. Потом пришел небольшой медведь. Старый пугнул его от занятой кормушки, сделав ложный бросок , но потом вернулся к своему месту. Молодой далеко не ушел. Он бродил вокруг дармового корма, отвисая постоянно в пределах слышимости старого.

 А к вечеру опять прохлюпала по лужам машина и к бочкам пришел человек. Пришел крадучись, как делал обычно медведь во время скрадывания добычи. Так же тихо забрался на сиденье и затих. Уже вечерело, когда к бочкам, прислушиваясь и посматривая в сторону лежки старого, опять пришел молодой. В ту же секунду загрохотало и молодой завалился на бок, загребая воздух лапами. Но встать он не мог , как не пытался, потом затих. Старый понял, что он мертв, он знал , что такое смерть. Человек спустился к бочкам, крадучись подошел к медведю и толкнул его ружьем. Тот не шевелился. Он ушел к машине , а затем вернулся с тележкой на колесах.  Уже изрядно завечерело, но старый видел, как человек затащил молодого на тележку и  ушел с поклажей к машине, повесив ружье себе на грудь и постоянно озираясь. Старый никак себя не выдал, оставаясь недвижимым на своей лежке, но с тех пор он знал, что к бочкам можно приходить только тогда, когда там точно никого нет.

 Далеко за полночь он все наведывался к бочкам, поедая овес, до тех пор пока они не были вычищены и вылизаны, но всегда предварительно обходя из-под ветра место кормежки, чтобы быть уверенным, что там никого нет.  Человек больше не появился в этом году. Не появился он и в следующем...

  И опять наступили скучные будни. Медведь лежал днями на остатках трухи, слушая своих соседей днями напролет, ночами же он бродил в поисках корма. Все у него было. Черемуха и голубика , грибы и орехи, а к осени созревал урожай в полях, которым он пользовался на правах хозяина, выкатывая лысые поляны в созревающем овсе, потом в кукурузе..Потом пришла зима и он отправился к своему , ставшему уже постоянным дому – накрытому толстым слоем снега старому жилищу бобров. Ранняя весна разбудила его оттепелями еще в марте.  Он выбрался из своего жилища все в той же теплой, блестящей шубе, которая была жарковата сейчас. Посидел возле берлоги на заледеневшем насте , посмотрел по сторонам , понюхал воздух, еще не пахнущий весной, но уже прогреваемый солнцем и поднявшись, грузно зашагал в свой пихтарник с трухлявой колодой. Мощными лапами сгреб остатки снега и мокрую рыхлую поверхность гнилушки . Долго нюхал , пытаясь понять, кто пользовался его местом долгой северной зимой и хрюкнув завалился на гнилуху, прислушиваясь к окружающим его звукам.

 Жизнь текла размеренно и скучно, пока он опять не услышал звуки громко хрустящей по заледенелому насту машины. Машина остановилась недалеко от вырубки, на большой поляне, еще закрытой снегом. Медведь радостно встепенулся . Заинтересованно прислушиваясь в начале, хозяин поднялся со своего теплого места и обрадованно заспешил к машине. Не выходя из леса, он ,обойдя из-под ветра, приблизился к копошащемуся в машине человеку. Тот долго рылся внутри, накладывая что то в большой рюкзак. Потом загрузив все это себе на плечи, проваливаясь в наст , захрустел к клину осинника, острым носом выдающимся на вырубку к которому шла зверовая тропа. Медведь пошел параллельно, шагая шаг в шаг с человеком и останавливаясь и замирая , когда останавливался человек. Он был рад появившемуся развлечению в его серой жизни, несказанно рад! Следуя тропе , человек вошел в лес, осмотрелся, сбросив свою поклажу. Странно, но ружья у него не было. Медведь , конечно же помнил, что это такое. Притаившись в густейшем подлеске он держал человека ” на чутье” , иногда подсматривая за его действиями. Тот достал большой голубой блок и разрыв снег под деревом, заложил его в образовавшееся углубление. Потом вытащил пластиковую коробку и прикрепил ее к дереву, направив блестящими глазками на углубление с блоком. В какой то момент, человек напрягся, резко обернувшись и всматриваясь в направлении медведя. Смотрел долго, но ничего не увидев , продолжил свои хлопоты. Медведь притих в это время , уткнувшись мордой в лапы и отведя взгляд. Он знал ,что такое “чувствовать чей то взгляд на себе”. Закончив свои дела , человек удовлетворенно осмотрелся и ушел в направлении машины. Медведь  следовал параллельным курсом, никак себя не обозначив и , когда машина уехала, заспешил к осиновому клину. Он не был голоден, после зимы он все еще имел солидные жировые запасы , позволяющие ему дождаться молодой зелени.

 Первым делом он проверил блок голубого цвета. Лизнул и съежился весь , высунов свой язык до самого корня. Соль, это была соль.. ! Он терся мордой и хватал мерзлый снег, чтобы стереть эту гадость с языка. Потом перешел к коробке на дереве. Она засветилась тусклым красным светом, внутри что то произошло.. Медведь потыкался носом в стеклянные окошки, потом попробовал коробку на зуб. На корпусе остались две дырки от клыков, больше ничего не произошло. Он потянул за коробку и ремень крепления лопнул, оставив коробку в медвежьей пасти. Послюнявив ее и не найдя никакого удовольствия в этом занятии он плюнул ее рядом с деревом. Он долго еще стоял на месте, поворачиваясь и слушая лес то в одном направлении, то в другом, пытаясь понять, что же здесь происходит, вокруг этого просоленого места. Но лес жил той же ранневесенней жизнью, еще очень тихой и медленной. Медведь ушел к своему облежанному пню в конце концов.

 Человек вернулся не раньше чем через месяц, когда  зелень уже вовсю пошла в рост. Весна на севере приходит стремительно, только вчера еще лежал снег , а через пару дней , только парующая под яркими лучами лесная почва напоминает о нем. Медведь услышал машину издалека и заранее направился к поляне, притаившись в темном хвойнике.

 Клацнув , дверь машины открылась и из нее вышел человек, тот самый . Он сразу же направиля по тропе в лес и опять с ним не было оружия. Распираемый любопытством зверь, следовал за посетителем тщательно таясь в лесу.

 Человек вышел к своему облюбованному месту, зашарил вокруг глазами, не находя своей пластиковой коробки, проверяя все деревья вокруг . В конце-концов он увидел ее,валяющуюся в палых листьях. Он поднял коробку, покрутил в руках оторванный ремень и воткнул палец в одну из двух дыр на корпусе, оставленных медвежьими клыками. В отверстие входил указательный палец.  Медведь услышал его отрывистую, злобную речь и увидел сжавшиеся кулаки и сердитые глаза, но в то же время он увидел, как человек испугался, начав озираться вокруг и прислушиваться. Подхватив коробку , он спешно двинулся из леса к машине, озираясь и прислушиваясь на каждом шаге, вздрагивая от каждого шороха, сжавшийся от напряжения и готовый к бегству каждую секунду. Медведь медленно шел за ним, заинтересованно наблюдая за всеми его скованными страхом движениями, пока тот не сел в машину. Было видно, как почувствовав себя в безопасности, человек выдохнул из себя страх и повеселев, завел машину. Хозяин долго слушал звук хлюпающих луж на дороге под ее колесами, застыв без движения и приоткрыв пасть, пока все не стихло. Он вернулся к месту , обследуемому человеком. Ничего не изменилось. Тот же синий блок на месте, в этот раз он его ни лизать , ни даже нюхать не стал, но обратил внимание , что вся земля вокруг блока была измочалена оленьими копытами.
 
  - Зачем он сюда ходит? -  хозяин понять не мог,
                ***

 Продолжение-http://www.proza.ru/2018/07/12/120