И снова о пенсиях

Стас Матвеев-Крым
               
             Много копий сломано при обсуждении пенсионной реформы инициированной Правительством России. Что ж, все новое всегда встречает противодействие старого и проверенного, и это естественно. Инерция системы всегда вносит коррективы в любой проект или реформу. И нужны огромные усилия, что бы преодолеть это противостояние, сильные лидеры, и самое главное - новые идеи.
             К сожалению, в той доступной информации которую мне пришлось осмыслить нет ничего нового кроме как повышение пенсионного возраста. А это, естественно никому понравиться не может.
              Основы нынешней пенсионной системы были заложены в 1956 году.
И почти в неизменном виде сохранялась вплоть до распада СССР. Ее постулаты были простыми, понятными и доступными для каждого гражданина страны:
1.пенсионный возраст — 60 лет для мужчин и 55 лет — для женщин;
2.стаж, необходимый для назначения пенсии — 25 лет для мужчин и 20 лет — для женщин;
3.размер пенсии - половина средней зарплаты работника за последние два или любые пять лет трудовой жизни;
При этом обеспечение получателей пенсий происходило за счет отчислений от заработной платы работающих граждан, что действует и по сей день. С каждого заработанного рубля 22 копейки уходят в Пенсионный Фонд, и распределяются согласно общего стажа, и заработка пенсионера.
               Однако со времен СССР многое изменилось, например не все граждане России работают, и тем более на государственных или крупных предприятиях, где отчисления с зарплаты легко фиксируются. В настоящее время всего работающих в России около 72 миллионов, а пенсионеров 42.
То есть при средней заработной плате в 36 тысяч рублей в Пенсионный Фонд теоретически отчисляется около 570 миллиардов рублей в месяц, что при отчислениях на содержание Фонда позволяет выплатить среднюю пенсию в размере 11 тысяч рублей, хотя Госстат сообщает, что ее размер составляет 14,1 тысяча рублей. Вывод напрашивается сам собой, пенсионному фонду не хватает средств на обеспечение пенсий и дефицит покрывается за счет Бюджета страны.
                При этом при СССР при полной занятости населения и при отсутствии «серых» и «черных» зарплат, при низком уровне механизации и роботизации производства, получение средств для обеспечения пенсионеров осуществлялось автоматически. В настоящее время в этой сфере возникло много проблем. Например, один и тот же объем работ в 60-х, 80-х, годах выполняло 10 рабочих, то сейчас, за счет механизации, автоматизации, интенсификации труда, роботизации и новых технологий -3 человека, и это позволяет получать сверхприбыли владельцам активов и легально уходить от уплаты отчислений в Пенсионный Фонд. Напрашивается вывод, что нужно отказаться от начислений на зарплату работающих, и перейти к начислениям на объем подряда. То есть при фиксации факта договора на производство любой продукции, на сумму, указанную в смете, прилагаемую к договору начислять около 7%, фиксировать их в Сводном сметном расчёте как прочие затраты и направлять их, на основании подписанных актов выполненных работ, в Пенсионный Фонд. Прежнюю ставку в 22% от фонда зарплаты оставить только для Государственных, муниципальных служащих и работников образования, здравоохранения и сферы госуслуг. А вот для частных предпринимателей, работающих по патенту или само занятых граждан нужно с их согласия установить фиксированные отчисления в Пенсионный Фонд, в размере не менее расчётной суммы, варьирующей в пределах 6-7 тысяч рублей в месяц.
               Пенсии для граждан должны устанавливаться не только в зависимости от стажа занятости, и величины зарплаты но и от его заслуг перед Отечеством, Регионом и Муниципалитетом.
Эти надбавки должны формироваться за счет дополнительной нагрузки на использование недр и природных ресурсов. По моим расчётам, повышение налога на использование недр на 1% позволит решить эту проблему в полном объеме.
                Мощь государства заключается не только в наличии сильной Армии, но и в лояльном правительству населении, где «пятая колонна» не сможет найти своих подельников. Поэтому экспериментировать с пенсионным обеспечением нужно с большой осторожностью. Можно установить рекомендуемый возраст для ухода на пенсию, 55 лет для женщин и 60 для мужчин и премиальный, когда за каждый год проработанный сверх рекомендуемого, добавлять определенный процент к телу пенсии.
               Сама идея Пенсионного Фонда хороша, но ее то же нужно модернизировать. И тут есть два пути или ликвидировав Фонд, его функции передать в Казначейство, что позволит экономить приличные суммы ориентировочно в 15-17% от всех поступлений. Или реорганизовать Фонд в Пенсионный Государственный Банк, со всеми вытекающими возможностями.
                К сожалению, мои идеи вряд ли будут реализованы, но право на жизнь они имеют, и надеюсь, что найдутся умные и заинтересованные люди, которые смогут их претворить в жизнь.


Депутат Государственного Совета
Крыма                Станислав Матвеев.