Патриотизм нынче не в моде

Анастасия Артми
Элитное общество. Я и трое моих бывших одноклассников эту ночь проводим в бильярде. Свет от лампы над игральным столом рассеивается в клубках дыма. Макс сидит напротив меня в кожаном кресле и, пустив последние капли коньяка себе в рот, глубоко вздыхает и запрокидывает голову вверх :

- Эх, хорошо как... Так куда ты, говоришь, переезжать собираешься? - говорит парень, опустив взгляд на Андрея, играющего за столом.

- В Германию, говорю же, - отвечает ему друг. - Понимаешь, там хоть жить можно, не то, что тут. Вот перееду и открою там свое дело, дом куплю - заживу, одним словом, и ни разу не вспомню об этой дыре и о людях наших отвратительных.

- А что же семья?

- Я тебя умоляю, у родителей денег горы! - на этом моменте он повысил тон.- Им жить-то осталось всего ничего. И без меня справятся.
Тут парни приостановили игру и, сложив палки, присели к нам, заказав еще алкоголя.

- Ох, я бы тоже так рад был уехать куда-то, - начал Денис, развалившись в своем кресле так, что все его пять подбородков, неожиданных для столь молодого возраста, так и вылезли загорать под светом торшера, - осточертело это место страшно. Да нет пока возможности, но страны я уже присматриваю : Канада, Франция. Хочу и родителей с собой взять, а то каждый вечер за ужином хором жалуются, какая у нас в стране жизнь плохая.

- А экология! - добавил Андрей. Да это же просто катастрофа : болезни всякие, на лечение которых денег нет, а причины искоренить никто не берется, это ведь еще сложнее.

- Это да, - согласились двое собеседников.

- И деньги большие, - добавил Денис.

- Почему же ты не переезжаешь никуда? - обратился к Андрею Макс.

- Хах! - усмехнулся тот и повертелся в кресле для большего удобства. - У меня планы интересней : зачем уезжать в поисках хорошей жизни куда-то, если можно устроить ее здесь? Я в чиновники пойду! - заявил парень, приподняв для важности указательный палец.

- Вот это тебе жизнь малина будет! Хитрый ход, - согласился Денис.

- От еще одного депутата, который будет на остальных наживаться все равно ничего не изменится - хуже уже некуда! - рассмеялся Андрей, обнажив свои белые зубы, после чего засунул между них толстую сигару и затянулся что было силы.
Тут нам принесли еще напитков и разговор на время прекратился, потому что все жадно накинулись на них.

- Опасно у нас жить сейчас, - продолжил Макс, - преступность высокая, благополучных районов все меньше. Вот едешь себе куда-то, а из окна и смотреть не хочется : кругом мусор и все серое, грязное такое.

- То ли дело Европа! - поддержал его Денис.

Я был очень рад, что моего мнения никто не спрашивает, потому что, глядя на моих бывших приятелей, школьных друзей, мне хотелось протереть лицо, взглянуть на них еще раз и с облегчением понять, что я просто обознался. Но, к сожалению, мне не показалось. Передо мной сидели ребята, с которыми прошли мои лучшие годы, которые когда-то были готовы поделиться последним, что у них было и с гордостью говорили, откуда они родом и как любят свои страну. Видимо, патриотизм нынче больше не в моде.

- Эй, ты чего застыл? - на меня уставились три пары глаз.

Ну вот, началось.

- Какой-то ты тихий, парень, - удивленно сказал Макс. - Расскажи и ты, что думаешь.

Я потушил окурок, плавно оторвал спину от кресла, посмотрел еще раз в лица совершенно незнакомых мне людей и сказал:

- Знаете, ребята, мы не выбираем, где нам родиться, но мы сами решаем, кем нам стать. Никто не обязан любить это место, но от того, что вы будете его поливать грязью, вы ничего не измените, разве что мнение о вас самих. А теперь езжай в Германию, - я посмотрел на Андрея, - и расскажи им все, что думаешь о своей «родине». Они это оценят!

Последние слова я просто выкрикнул ему в лицо, после чего в гневе вскочил со стола и ушел прочь, забыв забрать даже альбом с нашими школьными фотографиями, который хотел им показать. На тех фотографиях компания из четырёх ребят стояла на фоне невероятной красоты лесов, холмов и рек нашей единственной родной страны. У них были  счастливые искры в глазах, восторг на лицах, а в сердцах большая любовь.