Ребенок в обществе потребления

Владимир Микин
Технический прогресс требует от нас овладения комплексом  умений и знаний, которые нужны современному человеку, чтобы ориентироваться  в условиях потребительского общества, насыщенного непрерывно развивающейся электроникой и всякими прочими гаджетами.

Надо признать, что для современного человека  эти умения и знания действительно необходимы.  Необходимы – да.  Однако – достаточны ли для полноценной, здоровой и счастливой жизни?

А как быть с гармоничным развитием человека? 

Кнопки компьютера, исполняющие, казалось бы, любые наши фантазии, не дадут радости побед,  добытых при преодолении горных вершин или достижении вершин  в труде творческом.

Можно, конечно, с помощью кнопок заставить компьютер написать стихи или музыку, но созданное таким способом произведение вряд ли порадует вас так, как произведение, созданное вами лично.

Вот что писал Николай Михайлович Амосов,  размышляя о воспитании внучки:

«Развивать любопытство. Тогда потянется к науке, творчеству. Это большое наслаждение — искать, мучиться.

Научить работать и добиваться. Настойчивость. Тогда не упустит мечту. Будет усталость и радость отдыха.

Еще искусство. Книги, театр, музыка. Можно забыться, отринуть жизнь, улететь. А потом ходить и вспоминать, и мир преломляется через голубую призму.

Еще — общение. Есть хорошие люди, умные. Уметь найти. Беседы с ними — удовольствие… И выпить при этом хорошо. Если в меру. Не всегда умеешь оценить и удержаться. Но это не для женщины.

Не быть жадным к вещам.

И в самом деле, получается — можно научить. Я учу. Пытаюсь учить. Если бы всех детишек учили!»

Согласитесь, читатель, что речь здесь идет несколько о другом воспитании, чем то, которое предлагают для формирования умелого приспособленца к жизни в современном обществе потребления.