Технический прогресс требует от нас овладения комплексом умений и знаний, которые нужны современному человеку, чтобы ориентироваться в условиях потребительского общества, насыщенного непрерывно развивающейся электроникой и всякими прочими гаджетами.
Надо признать, что для современного человека эти умения и знания действительно необходимы. Необходимы – да. Однако – достаточны ли для полноценной, здоровой и счастливой жизни?
А как быть с гармоничным развитием человека?
Кнопки компьютера, исполняющие, казалось бы, любые наши фантазии, не дадут радости побед, добытых при преодолении горных вершин или достижении вершин в труде творческом.
Можно, конечно, с помощью кнопок заставить компьютер написать стихи или музыку, но созданное таким способом произведение вряд ли порадует вас так, как произведение, созданное вами лично.
Вот что писал Николай Михайлович Амосов, размышляя о воспитании внучки:
«Развивать любопытство. Тогда потянется к науке, творчеству. Это большое наслаждение — искать, мучиться.
Научить работать и добиваться. Настойчивость. Тогда не упустит мечту. Будет усталость и радость отдыха.
Еще искусство. Книги, театр, музыка. Можно забыться, отринуть жизнь, улететь. А потом ходить и вспоминать, и мир преломляется через голубую призму.
Еще — общение. Есть хорошие люди, умные. Уметь найти. Беседы с ними — удовольствие… И выпить при этом хорошо. Если в меру. Не всегда умеешь оценить и удержаться. Но это не для женщины.
Не быть жадным к вещам.
И в самом деле, получается — можно научить. Я учу. Пытаюсь учить. Если бы всех детишек учили!»
Согласитесь, читатель, что речь здесь идет несколько о другом воспитании, чем то, которое предлагают для формирования умелого приспособленца к жизни в современном обществе потребления.