3. Никаких скоростных поездов

Геннадий Киселев
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

— Я ничего не понимаю, уважаемый Карабас-Барабас, — растерянно оглядываясь вокруг, произнёс Литератор, — где мы находимся? Что за странное помещение? Свечей понатыкано – не сосчитать. Почему окружающие нас люди одеты в столь допотопные одежды?
— Не вижу в этих одеяниях ничего допотопного. На вас камзол, сшитый у лучшего портного Санкт-Петербурга. А парику позавидует самый расфуфыренный франт с Невского проспекта. Я и сам одет, обратите внимание, с элегантной простотой. Красный цвет мне к лицу, вы не находите?
— Извольте объясниться, что всё это значит?
— Нет ничего проще. Вы хотели знать, в чём разница между театром кукол и театром марионеток?
— Какое отношение это имеет к нашему маскараду и к помещению, смахивающему на амбар?
— Ваш традиционный костюм-тройка и мой кожаный пиджак не пришлись бы по вкусу жителям царствования Екатерины Алексеевны. А так на нас ровным счётом никто не обращает внимания.
— Вы хотите сказать, что с помощью Золотого ключика мы очутились в эпохе славной матушки царицы, как её любовно называли придворные?
— Вы попали в самую точку, дорогой автор, пишущий для детворы, кажется, так вы отрекомендовали себя при нашей первой встрече. Что до помещения, то мы находимся в «комедиантском амбаре», построенном в столице России в 1749 году для марионеточных представлений. И сейчас иноземные гастролёры, то есть, «показыватели», как их называли в то время, начнут спектакль. Куклы, которых мы увидим, тогда же называли «выпускными». В русский язык слово «марионетка» вошло немного попозже. Считается, что это слово заимствовано из французского языка: в Средневековье так называли фигурки на нитях, которые изображали Деву Марию и инсценировали христианские сюжеты. Есть и другое мнение, что данное слово – это производное от фамилии итальянского кукольного мастера Мариони.
— Мне вариант с фамилией Мариони нравится больше, — деликатно заметил Литератор.
— Благодарю вас, мой друг, вы очень любезны. Так вот, поначалу представления давали только иностранцы. Своего марионеточного театра на Руси не было и в помине. Но сложная техника владения куклой требовала участия нескольких кукловодов. А возить с собой большую труппу удовольствие дорогое. Уж поверьте бывшему директору. И они, скрепя сердце, кому же хочется от себя заработанное отрывать, нанимали русских ребят на второстепенные роли. Новоявленные актёры, к удивлению хозяев труппы, быстро овладевали сложнейшими навыками этого жанра. Со временем дошло до того, что ваши кукольники настолько увлеклись этими нововведениями, что охладели к традиционным перчаточным куклам. И даже любимый герой русской публики Петрушка приобрёл заграничный вид. Из-за ширмы стала появляться деревянная кукла на нитках.
— Как же, — хлопнул себя по лбу Литератор, — я читал об этом ещё в изданном в прошлом веке Советском Энциклопедическом Словаре: «Марионетка – разновидность театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей».
— А вы знаете, — с затаенной гордостью произнёс Карабас-Барабас, — что самой «кукольной» страной в мире считается моя родная Италия. Поначалу наши марионетки копировали представления оперных певцов, балетных танцовщиц, драматических артистов. А уж потом появились оригинальные пьесы, которые играются по сей день. Со временем этот театр покорил многие страны: Бельгию, Англию, Германию, Францию. В Чехии, к примеру, их без малого тысяча.
— У нас, как мне рассказывали, в старое доброе время марионеток тоже можно было увидеть на любой ярмарке в Москве, Петербурге, в Нижнем Новгороде. Но… — развёл руками Литератор, — после революции наши кукольники повсеместно вернулись к перчаточным и тростевым персонажам.
 — Это не совсем так, мой друг, и скоро у вас будет возможность в этом убедиться. Однако к этой теме мы вернёмся чуточку позже. Вот-вот откроется занавес, простите, но очень хочется погрузиться в любимое мной таинство кукольного театра, которому я посвятил всю жизнь.
— Простите и вы меня, но представление пойдёт на немецком языке. И если английский я худо-бедно знаю, то…
— Не волнуйтесь, дорогой Литератор, я говорю почти на всех европейских языках, — с присущей ему скромностью заметил доктор кукольных наук. — За точность перевода ручаюсь.
— Благодарю вас. Теперь я понимаю, как нам повезло. Не каждый зритель нашего времени может посмотреть и послушать спектакль, сыгранный, в это невозможно поверить, триста лет тому назад. Да ещё вживую!
И тут раздался тихий перезвон…
— Вживую, — озабоченно произнёс Карабас-Барабас и поглядел на часы. — Боюсь, что этого удовольствия мы доставить себе не сможем. Наше пребывание в этом временном пространстве, увы, ограничено. Золотой ключик не машина времени. Тем более что нам предстоит сейчас перескочить на триста лет вперёд. Только не задавайте мне лишних вопросов. Сами всё увидите, сами всё поймёте.
И в тот же миг наши путешественники, облачённые в длиннополые кавалерийские шинели и островерхие будёновки, оказались в «Магазине случайных вещей», что на Невском проспекте. Впрочем, их появление в подобных нарядах никого не удивило. Только-только закончилась гражданская война, и посетители были сплошь в военной форме. От витрины, в которой были выставлены куклы-петрушки, не мог оторвать взгляда человек с идеальной выправкой выпускника кадетского корпуса. У него явно голова пошла кругом от восторга. А восемнадцать кукол с надеждой смотрели на него, взывая: «Господин хороший, забери нас отсюда. Наше место за ширмой. Ты же знаешь, что мы тебе пригодимся».
— Целая труппа, — с восторгом пробормотал Карабас-Барабас, жадно разглядывая куклы. — Надевай на руку и начинай спектакль. Тут тебе и Коломбина с Арлекином, Пьеро, Пьеретта, жандарм, судья и все персонажи французских кукольных комедий.
 — А вам не кажется странным, дорогой доктор, что эти игрушки смогли привлечь внимание красного командира, с Почетным знаком «Честному воину Карельского фронта» на груди. Ваш восторг понятен, но его нежность во взгляде… ума не приложу. Погодите-ка. Вижу, как вы хитро улыбаетесь в свои знаменитые усы. Уж не Евгений ли Деммени перед нами?
— Он самый. Евгений Сергеевич Деммени, родившийся 12 марта 1898 года в Санкт-Петербурге, в семье чиновника Министерства Императорского Двора. В восьмилетнем возрасте его привезли в Париж. Там он попал на кукольное представление «Гиньоля».
— Я никогда не слышал о подобном театре. Нельзя ли подробнее рассказать о нём, уважаемый Карабас-Барабас.
— Лекцию по этому поводу я вам читать не буду, она займёт слишком много времени, но в двух словах постараюсь раскрыть тему, о которой много читал. В начале позапрошлого века во французском перчаточном театре появился герой по имени Гиньоль. Его создателем стал лионский ткач Лоран Мурге. Во время Великой французской революции все фабрики закрылись, и отец десятерых детей остался без работы. Однако не растерялся. Купил перчаточные куклы и начал ходить с ширмой-будочкой, давая представления на улицах Лиона. Популярность новоявленного персонажа была так велика, что число театриков «Гиньоль» быстро увеличилось. Только в Лионе их стало восемнадцать. Потом они начали появляться в других городах Франции. В Париже театр открылся в 1818 году. Имя Гиньоля стало нарицательным не только в этой стране, но и во всей Западной Европе. «Гиньолем» нынче называют перчаточную куклу. Вот такая история.
— Благодарю вас. Теперь понятно, о чём идёт речь.
— Именно тогда родители подарили Евгению не просто куклу, а целый кукольный театр. Детский, естественно. И до пятнадцати лет, кроме учёбы, он только тем и занимался, что устраивал со своими любимыми артистами спектакли для семьи и друзей-приятелей на любой вкус.
Женя с детства мечтал стать актёром, но об этом не могло быть и речи. Потомственному дворянину была прямая дорога в Николаевский кадетский корпус. По ней он и отправился. А по окончанию оного продолжил обучение на офицерских курсах Пажеского корпуса.
— Любопытное начало жизненного пути для будущего создателя первого в России кукольного театра. Не находите, господин директор?
— Дальше будет ещё интереснее. После учебы Евгения Деммени направили в действующую армию. В чине прапорщика в инженерных войсках он воевал на многих фронтах первой Мировой войны. А с декабря 1917 года он начал воевать в Красной Армии. Ни много ни мало – помощником командира батальона. Как и почему с ним произошла подобная метаморфоза – история умалчивает. Впрочем, подобных примеров, когда дворянские дети изменяли делу своего класса, в те годы было сколько угодно. Об этом много написано. Посему обсуждать эту тему мы не будем.
В 1922 году его демобилизовали. И сегодняшняя покупка французских перчаточных кукол, которые взирают на него с такой надеждой, станет для бывшего подпоручика и красного командира поистине судьбоносной. Видите, в эту минуту для него всё перемешалось. Страсть к театру, воспоминания о парижском «Гиньоле», юношеские мечты о свете рампы.
— И он стал основоположником Российского театра марионеток, который сейчас носит его славное имя?
— Вовсе нет. О, я так и думал, на желанную покупку он готов потратить последние деньги.
— Почему вы решили, что последние?
— По тому, как он тщательно пересчитывает каждую копейку. Теперь бумажки мусолит продавец. Тютелька в тютельку. Всё. Желанные куклы можно нести на завод «Петрогубтранс», где он руководит драматическим кружком энтузиастов-любителей, состоящим из столяров, токарей и монтёров. Он, конечно же, увлечёт их идеей создания кукольного спектакля «Арлекинада».
 — Согласен, дорогой доктор, метаморфоза та ещё.
— А четырнадцатого января тысяча девятьсот двадцать четвёртого года премьера спектакля пройдёт с огромным успехом. И это не дежурные слова. Присутствовавший на триумфальном показе художественный руководитель Театра Юного Зрителя Брянцев, на спектакле которого мы с вами только что побывали, напишет ему: «Вы стоите на пути к созданию нового интересного дела. Ваша постановка является несомненным художественным достижением и с полным правом может быть предъявлена даже требовательному зрителю».
Так родился режиссёр Деммени. Так родился первый в России, как вы заметили, Театр Кукол. В скором времени название «Театр «Гиньоль» сменится на «Театр Петрушки». Позже этому коллективу будет предложено войти в состав Брянцевского театра. Возвращаясь к вашему вопросу, скажу, что в 1918 году группой питерских художников был создан Петроградский государственный театр Марионеток. А возглавила его Любовь Васильевна Шапорина-Яковлева. Его занавес впервые поднимется 12 апреля 1919 года. Зрители увидят «Сказку о царе Салтане» Пушкина и «Вертеп» Кузьмина. Среди первых зрителей окажется Евгений Деммени. И только в 1930 году его театр соединится с театром Марионеток. Но уже под новым названием: Ленинградский государственный кукольный театр. Руководителем станет заслуженный артист Российской Федерации  Евгений  Деммени. И уже с этим коллективом, для которого пьесы писали и Евгений Шварц и Самуил Маршак, художественный руководитель начнёт создавать спектакли в куклах по произведениям Сервантеса, Шекспира, Мольера, Свифта, Анатоля Франса, Пушкина, Гоголя, Чехова, Метерлинка. Вот такие метаморфозы. Странно, дорогой друг, что в сегодняшних наших высказываниях частенько возникает это словечко. Но иного слова, что бы рассказать о жизни и творческом пути великого мастера театра Марионеток, я подобрать почему-то не могу.
— Кстати, дорогой доктор, мне  всё-таки до сих пор не очень понятно, чем отличаются марионетки от других кукол?
— Этот вопрос вы сможете адресовать Народной Артистке России, которая ожидает нас в Петербургском театре Марионеток. А поскольку самым большим грехом в театре считается опоздание…
Карабас-Барабас не успел договорить, как наши друзья уже поднимались по лестнице, а им дружески, из всех своих кукольных душ широко улыбались герои сказок, застывшие в разнообразных живописных позах на движущейся винтовой карусели.
Создатель Крокодила Гены и Чебурашки известный детский писатель Эдуард Успенский заявлял во всеуслышание: «Собрание кукол театра Деммени может украсить любой музей мира. А ночами,  — тут он невольно переходил почему-то на шёпот, — я это знаю не понаслышке, они собираются вместе и обсуждают свои кукольные дела. Даже дежурная вахтёрша боится в это время подниматься к ним на второй этаж».
Композитор Андрей Петров, народный артист Советского Союза, со свойственной творцу экзальтированностью, заметил: «Замечательно, что у нас в Петербурге среди величественных монументов и скульптур есть удивительное собрание чудесных маленьких персонажей – кукол марионеток. Прекрасное творение художников, скульпторов. Наши марионетки – это целый мир красоты, фантазии и изящества».
К нашим путешественникам уже спешила Народная Артистка. — Добрый день, дорогие гости.
Карабас-Барабас и Литератор церемонно поклонились и произнесли в один голос:
— Добрый день.
— Знакомьтесь с нашими ведущими артистами. Прошу любить и жаловать. Это вам подмигивает главный персонаж ещё русского дореволюционного театра кукол – Петрушка. В ту пору его уважительно называли Петром Ивановичем Уксусовым. А это вздёрнул нос, который он считает самым прекрасным в мире, Пиноккио. Рядом насмешливо копирует выпендрёжную позу итальянского мальчишки его побратим – Буратино. Чиполлино насвистывает весёлую итальянскую песенку. Он их знает великое множество. Крокодил Гена, конечно же, играет на гармошке, а Чебурашка преданно смотрит ему в глаза. Всех не перечесть.      
             — Мы рады — произнёс Литератор, — что у нас имеется возможность познакомиться с ними лично.
— Вживую, как любит выражаться наш детский писатель, — лукаво добавил Карабас-Барабас.
— А ещё наши куклы очень любят путешествовать,— с доверительной улыбкой сообщила Народная Артистка. — Признаюсь вам по секрету, что они активно участвуют не только в творческих, но и в житейских делах всего коллектива.
— Это как же? — искренне удивился доктор кукольных наук.— С подобным мне ещё сталкиваться не приходилось. Был у меня конфликт с Буратино, когда мы с ним не могли поделить Золотой ключик. Потом нашли общий язык. Но что бы куклы брали на себя общественные нагрузки… невероятно.
— Вот вам весьма яркий пример. Проводили в театре много лет назад ремонт. Затянули его до невозможности. Достижением такой халтуры строителей стали груды мусора, громоздящиеся по всему театру и протекающая крыша. Приехало к нам телевидение – помочь разобраться в проблемах. И тут на эти намокшие развалины героически взбирается, с моей помощью, естественно, героиня одного из наших спектаклей по имени Забытая кукла Катя. Мужественно стоит под дождём, заливается слезами и взывает, к власть предержащим, о помощи. Эту передачу вместе с внуком посмотрел наш градоначальник. Я думала, что подобное встречается только в сказках. Однако он проникся нашими бедами, и дело разом сдвинулось с мёртвой точки. Взгрел-таки нерадивых строителей. Ремонт был завершён в кратчайший срок. А ещё, — продолжила ведущая актриса, — мы частенько с нашими деревянными артистами выступали на заводах и фабриках в порядке шефства. Как-то с любимцем всей страны Чебурашкой…
 — Позвольте вставить небольшую реплику, уважаемый гид?— Учтиво поклонился ей Карабас-Барабас. — Я хочу, что бы вы знали. О том, что Эдуард Успенский специально для театра написал эту пьесу, что вы первая исполнительница роли Чебурашки, что спектакль появился раньше мультфильма и с огромным успехом прошёл полторы тысячи раз, известно всем вашим поклонникам, от мала до велика. От имени благодарных зрителей, от нас с Литератором я хочу поздравить с поистине всенародным успехом лучшую исполнительницу роли, столь любимой многими поколениями наших детей. — Восторженно  завершил свою прозаическую оду доктор кукольных наук.
— … вот я и говорю, приехали мы с Чебурашкой на фабрику имени Крупской, — как ни в чём не бывало, продолжила Актриса, поскольку подобные панегирики ей, за её долгую творческую жизнь, приходилось выслушивать не один десяток раз. — Её сладости когда-то славились на всю страну. А сопроводительные документы, разрешающие доступ на фабрику, впопыхах забыли. Как быть? Пока за ними кто-то съездит, у людей перерыв закончится. Концерт будет сорван. Тогда вместе с Чебурашкой мы отправились к заместителю директора за разрешением провести концерт. Я одела моего любимого героя на руку. Он, как увидел Чебурашку, заулыбался, глаза у него засветились, и немедленно дал добро. Так что могу подтвердить слова Эдуарда, ночью нашим куклам есть о чём поговорить и что вспомнить.
— И конечно вы сами всё это слышали? — взволнованно спросил Литератор.
В ответ Народная Артистка только загадочно улыбнулась.
— Понимаю вас, понимаю. Если вы сейчас об этом скажете нам даже по секрету, куклы могут больше не принять вас в свои ночные посиделки.
— Тогда позвольте задать вам вопрос, на который мой друг предпочёл не отвечать, сославшись на то, ваш ответ будет вернее. Чем же отличаются марионетки от остальных своих кукольных собратьев?
— Попробую ответить. Хотя об этом вы могли бы прочитать в бесчисленных публикациях наших театроведов.
Я считаю, что секрет вот в чём. Марионетка повторяет анатомию персонажа – человека или животного – и приводится в движение при помощи нитей. В руках опытного кукловода марионетки способны выполнять мельчайшие движения. Управлять ими – особое искусство, которому обучаются годами. И этим искусством в полной мере обладал создатель и бессменный руководитель театра на протяжении сорока пяти лет Евгений Сергеевич Деммени.
— А как он это делал, расскажите, пожалуйста, — попросил Литератор.
— Пожалуйста. Однажды в какой-то вечеринке что-то отмечали. Евгений Сергеевич запаздывал. А когда вошёл, в патефон вставили пластинку. И полились дивные трогательные мелодии из фильмов Чарли Чаплина. Вся компания умоляюще посмотрела на непревзойдённого кукольника. Он помедлил и кивнул головой. Тут же соорудили из того, что попалось под руку, ширму. И вот на этой импровизированной сцене появилась кукла. Дружеский шарж на знаменитого актёра. С ней Деммени выступал в концертах. Кукла пошла. И все увидели семенящую походку Чаплина. Вывернутые наружу носками ступни ног, свободно вертящуюся тросточку. Чарли уморительно стряхивал с себя пыль концом тросточки. И вдруг у него в руках неведомо откуда появилась полуметровая лента. Он стал играть с нею. Подымать вверх, описывать круги. Неожиданно вечный бродяга уронил свой знаменитый котелок за ширму. Все вскочили, что бы поднять его, но… представляете, котелок самостоятельно взмыл вверх и привычно пристроился на голове Чаплина. Кукла поклонилась. А когда поняла голову, перед восхищёнными зрителями возникли её грустные глаза. У всех перехватило дыхание… — Актриса умолкла. Наши друзья безмолвно не сводили с неё умоляющих глаз: «А дальше… что же было дальше?»
— А дальше раздались, как говорят на театре, горячие продолжительные, несмолкающие аплодисменты.
Путешественники захлопали изо всех сил.
— Надеюсь, я исчерпывающе ответила на ваш вопрос, — обратилась она к Литератору.
— Более, нежели я мог ожидать! – воскликнул он.
— Хочу добавить, что особое внимание он обращал на драматургию. Основой всех его спектаклей всегда была профессионально написанная пьеса.
Наш художественный руководитель часто повторял слова великого реформатора русского театра Константина Сергеевича Станиславского «Театр живёт не блеском огней, не роскошью костюмов и декораций, а идеями драматурга». При этом Деммени считал, что в развитии сюжета и конфликтов пьесы драматург обязан учитывать наличие действия кукол.
— А как же иначе, — подхватил Карабас-Барабас. — Ведь каждую фразу пьесы я, как режиссёр-постановщик, всегда раскладывал на язык действия и жестов. На поворот головы, взмах руки, на любое движение ног.
— За долгую творческую жизнь Евгений Сергеевич поставил около ста пятидесяти спектаклей по произведениям Шекспира, Мольера, Сервантеса, Гоголя, Чехова. И, конечно же, на современные темы.
И во время Великой Отечественной войны театр не прекращал работать. В январе тысяча девятьсот сорок второго года в Ленинграде отключили свет и воду, и тогда куклы «пошли на фронт». Самуил Маршак написал памфлет «Юный Фриц». Злая сатира – жанр, по сути близкий к народной кукольной комедии, не чуравшейся грубого юмора и хлесткого слова, – на войне пришлась как нельзя кстати. Этот спектакль был показан бойцам более шестисот раз.
Увы. Большинство оставшихся в блокадном городе артистов погибло. Из мобилизованных в армию не вернулся никто. К счастью, часть труппы эвакуировали в Иваново, где театр продолжил работу.
Сейчас в репертуаре театра восемнадцать названий. Коллектив много гастролирует: Канада, Южная Корея, Испания, Швейцария, Франция, Финляндия, Дания, Израиль, Болгария. А дома за год играет триста тридцать спектаклей, принимая сорок две тысячи зрителей. А теперь у вас есть возможность увидеть всё, о чём мы сейчас говорили, — Народная Артистка поманила наших друзей за собой. — Я приглашаю вас в зрительный зал на спектакль «Приключения Гулливера в стране лилипутов» Он был поставлен Евгением Сергеевичем много лет назад. Вы, надеюсь, помните, что Гулливер служил на корабле врачом. В один из походов корабль, на котором находился отважный и благородный мореплаватель, попал в сильный шторм и разбился о скалы. Выжить сумели только пять человек, которые успели забраться в шлюпку, среди них был и Гулливер. Шлюпка не выдержала штормовых волн и перевернулась, потянув за собой оставшихся моряков. Но любимый герой детворы выплыл и оказался в удивительном мире лилипутов.
Гулливера играет прекрасный актёр, обладающий невероятным сценическим обаянием и мягким бархатным голосом. А король, королева, министр, овечки, лошадка – это те же марионетки, которые играли в этой постановке ещё в тысяча девятьсот тридцать шестом году. Они до сих пор прекрасно сохранились. Кстати, Евгений Сергеевич был первым режиссёром, соединивший на сцене человека и куклу.
После просмотра Актриса пригласила немного утомлённых от обилия впечатлений путешественников в фойе. Там их окружили ребята. Она посчитала, что обсуждение спектакля вживую принесёт будущей книге Литератора намного больше пользы, нежели чтение профессиональных рецензий на эту тему.
Литератор вздохнул про себя. Представление об увиденном спектакле он уже составил. А ждать, пока педагог начнет вытягивать из своих питомцев фразу за фразой, а те будут тянуть резину, его нисколько не устраивало. Но он ошибся. Ребята сразу взяли быка за рога, нисколько не смущаясь, присутствием взрослых.
Катя сразу подняла руку.
 — На мой взгляд, этот спектакль одинаково интересен взрослым, и нам детям. Марионетки совсем не похожи на кукол. Они двигались и разговаривали, как живые маленькие человечки. Из всех героев мне больше всего понравился король. Он добрый, дружит с Гулливером, но ему приходится исполнять все прихоти королевы. В общем, он, как говорит моя бабушка, – подкаблучник.
Лена безапелляционно заявила:
— Такого уникального театра нет нигде в мире. Все мои друзья в него влюблёны. Спектакль потрясающий. Куклы, как живые.
Женя со знанием дела высказался:
— Никогда бы не подумал, что по такой серьёзной книжке можно сделать такой легкий и приятный спектакль. Я чуть живот от смеха не надорвал. Живой актёр и куклы действуют на сцене одновременно. Это классно. Наш театр, как всегда, шагает в ногу со временем.
Толя задумчиво произнёс:
— Я предпочитал комп всему на свете. Щёлкнул мышкой и тебе на блюдечке любой фильм, любую рок-группу преподнесут. В театр я шёл безо всякой охоты. Но… как говорится, охота пуще неволи. Иначе бы пару влепили по литературе и все дела. К моему удивлению от этого наивняка я получил огромное удовольствие. И вообще, здесь всё, как говорит моя мама, а она у меня театралка, пронизано театральным духом. Теперь я понимаю, что она имела в виду. По возможности буду ходить на все представления, перечисленные в афише.
Никто из гимназистов не промолчал. Литератор решил, что в своей книжке он обязательно посоветует читателям побывать в этом чудесном и неповторимым театр Марионеток.
На прощание Народная Артистка вручила ему пачку зрительских писем.
— Ну-с, дорогой доктор, — преувеличенно бодро, потягиваясь на ходу, произнёс Литератор, — направим стопы в Москву. Сейчас сядем в «Сапсан» и…
— Нет, — решительно отрезал Карабас-Барабас. — Никаких скоростных поездов. Ночной поезд «Красная стрела» станет нашим Ноевым ковчегом. Два билета в мягкий спальный вагон у меня в руках. Надо же, в конце концов, отдохнуть, выспаться, да просто осмыслить то, что мы за это время увидели и услышали.
Литератор смиренно кивнул головой.
Удобно расположившись в купе, он всё же не удержался, достал из кармана письма и умоляюще поглядел на доктора.
— Прочтём хотя бы парочку, а?.. потом попросим чайку и баиньки.
— Что с вами поделаешь. Но, только одно письмо. На большее меня не хватит. И вас, думаю, тоже, несмотря на то, что вы искусно пытаетесь скрыть зевоту.
Литератор надел очки и торопливо достал листок.
— Корреспондента зовут Анастасией, — торжественно начал он.
Карабас-Барабас поморщился.
—.Читайте, мой друг. Какая разница, как её зовут.
— Мы с дочкой заказали билеты через интернет на спектакль "Кем быть?" по поэме Владимира Маяковского. Казалось бы, что можно придумать для детей за короткое сценическое действие, длящееся всего пятьдесят минут? Да ещё так смешно обыгрывать непростой стихотворный текст. Во время представления даже декорации, предметы мебели – всё приходило в движение. Самый настоящий паровоз двигался на огромной скорости в зрительный зал! После спектакля дочка попыталась свою комнату превратить в нечто похожее на то, что увидела на сцене. Правда, кроватка никак не превращалась в самолет! Спасибо режиссёру и артистам. После этого посещения мы стали постоянными зрителям театра. Покупаем билеты на каждый новый спектакль.
—Всё? – с надеждой спросил Карабас-Барабас.
— Всё… с сожалением ответил Литератор. — Я бы ещё…
—Никаких ещё. Я отправляюсь за чаем. — Он поднялся, вышел из купе и захлопнул дверь.
Замок внушительно щёлкнул.
— Мне кажется, вы меня основательно закрыли.
— Не волнуйтесь. Я скоро вернусь.
Через несколько минут с двумя подстаканниками в одной руке и с пакетом снеди в другой Карабас-Барабас, покачиваясь в такт стучащим колёсам, подошёл к двери и попытался плечом распахнуть её. Бесполезно. Вспомнил, что надёжно прикрыл её, чертыхнулся про себя, переложил пакет с едой под мышку, нашарил в кармане ключ, поднёс его к скважине и…

(Продолжение следует)