9. невербальная коммуникация

Виктор Тарасенко
9. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.
Убедительность невербального языка конкурирует с убедительностью членораздельной речи. Человек, удачно использующий средства мимики и пантомимики, обычно добивается нужного ему результата с большей лёгкостью, чем тот, кто эти средства использует плохо. (4.ст.27).
Однажды в Одессе на ул. Дерибасовской мне довелось наблюдать одну картину: один паяц зарабатывал деньги только благодаря использованию этих невербальных средств. Он корчил гримасы и застывал в неподвижном состоянии до тех пор, пока в его сумку кто-нибудь из зевак не клал деньги. В ответ на это, он менял позу своего тела, корчил очередную гримасу, и вновь застывая в неподвижности. Надо сказать, что этот номер пользовался успехом у публики, и вокруг этого необычного зрелища столпилась небольшая толпа. Что же «заставляло» людей расставаться со своими деньгами? Его яркая внешность, экстравагантная одежда, но более всего его необычайна мимика и пластичность, а также способность выражать своим телом и лицом всю ту гамму чувств, которую каждый человек испытывает в своей жизни, будь это гнев, радость, раздражение и т.д.
Французский психолог Франсуа Сюлже делает ряд интересных выводов. Оказывается, при разговоре люди придают словам лишь 7% значимости, интонации 38%, а мимике и жестам 55%. Всего один жест может изменить смысл произнесённого слова.
Таким образом, дополнительные средства невербальной коммуникации играют большую и значимую роль в коммуникационном процессе.

9.1. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ.

9.1.1. Внешний вид. Одежда, соответствие моде, опрятность, элегантность, экстравагантность, украшения, прическа, обувь и т.д. могут либо помочь в общении, либо, наоборот стать непреодолимым барьером в процессе коммуникации.
9.1.2. Манеры поведения (развязность, скромность и т.д.). Как мы себя ведём, во многом определяет успех или неуспех проповеди. Нельзя быть наглым, но также нетерпима и чрезмерная скромность, граничащая с полной неуверенностью провозглашающего вечные истины проповедника.
9.1.3. Используемые приёмы выражения внимания. Это характерно для памятных дней, праздников – подарок цветов, упоминание всеми известного и почитаемого события, праздника, традиции, или человека в той аудитории, где вы проповедуете. Знание некоторых местных особенностей, традиций (вспомните речь Павла в Афинах) и упоминание их в вашей речи позволит быстрее наладить мост коммуникации между проповедником и аудиторией.
Исследования показали, что студентами всё подвергается критике: форма изложения материала (преподаватель пользуется описательным, рассуждавшим или полемическим стилем), его эрудиция, характер и т.д. 37,8% студентов воспринимают преподавателя по внешним данным, 34% по первой лекции (речь, эмоциональность, увлечённость, убеждённость, умение излагать материал), 16% по характеру отношения к студентам, 8,5 % по проявленной эрудиции и интеллекту. (24. ст.28).
Эти статистические данные, я думаю, будут уместны и по отношению к проповеднику, т.к. действительно от его внешности, начала проповеди и умение её изложения во многом зависит успех коммуникации (общения) его с аудиторией и аудитории с самим Богом.
«Захватывающее начало просто необходимо в проповеди, предвидеть – значит управлять» - говорил Паскаль (19. ст.109).
Никто ещё не предпринимал попытки дать описание всех возможных языков невербальной коммуникации. Спорить о том что старше – звуковая речь или визуальная коммуникация смыла нет: сразу нужны были обе. (12 ст.109).
Однако, социально-культурный опыт человека выступает прежде всего и раньше всего в форме общения младенца с матерью – именно общения, т.е. бескорыстно-духовного контакта, хотя бы в форме улыбки, выражающей душевное расположение, любовь. (18 ст.193).
Изучением невербальной коммуникации занимаются специалисты разных областей знания: философы, психологи, социологи, лингвисты.
Различают движения чисто физиологические, и движения коммуникативного характера и значения. Вот человек почесал в затылке, потому что чешется – это только физиология. Но вот он почесал в затылке в знак озадаченности, досады – это уже передача информации – «жест говорящий». Можно потереть лоб, чтобы снять головную боль, а можно в знак припоминания чего-то. Можно приподнять плечи, пошевелив ими, когда они устали, а можно пожав плечами сказав этим: не знаю, не уверен и т.д.
Среди невербальных средств коммуникации более всего изучены жесты и мимика.

9.2. ЖЕСТЫ.
Существует очень много самых разнообразных жестов, есть различные деления их по признакам в различные группы, например, различают:
9.2.1. Кодицированные жесты – как невербальные знаки осознанного характера.
9.2.2. Некодицированные жесты – жесты биосемиотического характера, информативные в плане определения состояния, характера, эмоций, чувств, настроения.
9.2.3. Паралингвистические жесты.
9.2.3.1. Символические, ритуальные и условные: предписывающие, запрещающие, утвердительные, отрицательные.
9.2.3.2. Изобразительные (описательные) – предметные (фирма, размер, число), указательные (место, движение, направление); квантитативные (ритможесты).
9.2.3.3. Экспрессивные (выразительные) – модальные и эмоциональные. Символические и изобразительные жесты обладают и планом выражения, и планом содержания. Ритможесты не обладая каким-либо содержанием, участвуют в коммуникативно-значимом членении речи. (49 ст.31)

Коммутативных жестов очень много: мы грозим пальцем и подзываем кого-то кистью руки, прижимаем руку к сердцу т указываем на себя (пальцем в грудь).
Общение буквально пронизано жестами. Жесты бывают простыми, состоящими их одного движения (например, поднять руку в аудитории, выразив этим желание сказать) и сложносоставными, употребляющие несколько неоднородных движений.
В установлении и поддержании коммуникативного контакта жестам отводится особая роль: с их помощью поддерживается контакт понимания (с помощью кивков головы) особых движений рук. Также постоянен в беседе контакт этический, оценочный, эмоциональный. Мы нередко отдаём жестам и мимике особую роль в общении, освобождая собственно языковой канал для логического сообщения и содержания. Жесты акцентируют самое важное в речи, заполняют паузы, время поиска слова, ритмизируют речь.
С помощью указательных жестов мы показываем предмет. Изобразительные жесты рисуют фрагменты ситуации, символически-ритуальные настраивают на особую волну восприятия, ритмические упорядочивают речь, придавая ей тактовое членение, эмоциональные жесты выплёскивают наружу бурные эмоции и состояние аффекта. (45. Ст.125).

Жест является динамическим движением какой-либо части тела (головы, руки, ноги и т.д.). Развести руками – выражение удивления и невозможности что-то сделать. Руки опускаются – отсутствие желания что-то делать в виду безнадёжности усилий.
Жесты должны исходить из вашего естества, из вашего сердца, ума, интереса к затрагиваемому предмету, из вашего стремления заставить других видеть так, ка вы видите, наконец, из ваших собственных инстинктов.
Жест является внешним выражением внутреннего состояния. Спонтанность - жизненность – именно они являются высшим благом.

Различают также мимику как динамичное движения мышц лица и выражение лица, как застывшую мимику. С помощью мимики передаётся вся палитра человеческих эмоций. Недаром психологи уделяют такое огромное внимание изучению мимики, как способа выразить эмоциональное отношение.

9.3. ВЗГЛЯД.

Мимика и взгляд передают множество оттенков во взаимоотношениях. Не случайно мы пристально вглядываемся в лицо собеседника: невольно ищем подтверждения словам. Мимика безотчётнее, а потому достовернее.
Особое внимание заслуживает взгляд «язык глаз», собственно глазами можно выразить любое чувство: радость, печаль, гнев, восторг, любовь, ненависть, презрение, сомнение, доверие и многое другое.
Через глаза изливается душа, они светлеют, когда душа ощущает радость, тускнеют, когда она прискорбна. Их смежает и щурит, или на один предмет неподвижно вперяет человек подозрительный и чёрствый.
Учёные говорят, что взгляд выполняет при беседе функции синхронизации. Говорящий обычно меньше смотрит на партнёра, чем слушающий. Считают, что это даёт ему возможность более концентрироваться на содержании своих высказываний, не отвлекаясь. Но примерно за секунду до окончания длинной фразы, говорящий вглядывается в лицо слушателю, как бы давая сигнал: я закончил, теперь ваша очередь.
М. Арджайл показал, что взгляды помогают поддерживать контакт. Взглядом как бы компенсируется действие факторов, разделяющих собеседников. (45. Ст.118).
По степени использования взгляда в его контактоустанавливающей функции все общества делятся на «контактные» и «неконтактные».
В контактных культурах, к которым относятся в основном южные народы: испанцы, итальянцы, португальцы, латиноамериканцы, арабы – взгляд при разговоре и общении имеет гораздо большее функциональное значение.
Неконтактные по взгляду: скандинавы, люди, населяющие север Европы, японцы, индийцы, пакистанцы.
Выяснилось, что женщины, независимо от культуры, используют прямой взгляд гораздо чаще, чем мужчины.
Взгляд может выражать не только половое или национальное различие, уровень воспитания, культуры, но и определять социальный статус.
Частота прямых взглядов на собеседника зависит от того, «выше» или «ниже» вы себя считаете.
У считающего себя выше по статусу, количество прямых взглядов оказывается намного больше. Вспомните многочисленные картины художников, где запечатлены беседующие – один пристально всматривается, другой отводит взгляд. Даже не зная сюжета картины, вы могли бы довольно точно определить социальный статус говорящих. Обратные примеры немногочисленны, один из них, картина Николая Ге «Что есть истина?». Там изображены: вопрошающий Пилат и ответствующий ему взглядом Иисус Христос. И то, что здесь, такой взгляд может восприниматься Понтием Пилатом как признак дерзости, или болезненности ума, Иисусом Христом понимается как свидетельство собственной силы, знания Своего места в Божественном Триединстве.
Взгляд – это не только информация, но и большая психологическая нагрузка. Мало кому нравится, когда его долго и пристально рассматривают. Поэтому в некоторых странах мира даже салоны в метро делают не такими как в нашей стране, а так, чтобы человек был защищён от нескромных и «липких» взглядов, и то, что многие в метро читают, является своеобразной формой психологической защиты. (12. Ст.135).
Конечно же, будет неправильно, если проповедник постоянно будет не сводить своих глаз с одного сектора аудитории, но чем объяснить способность некоторых проповедников, смотреть поверх голов слушающей аудитории? Психологической защитой? Но ведь в этом и задача проповедника, с помощью взгляда удерживать установленный контакт с аудиторией, а не отделяться от неё – защищаясь.
Есть ещё одно средство улучшения контакта с аудиторией, которое в наших церквях используется крайне редко – это улыбка.

9.4. УЛЫБКА.
Улыбка социализируется (т.е. становится средством социального общения у ребёнка раньше, чем крик, плачь и даже похныкивание).
Улыбка создаёт «силовое поле положительного знака» и также как вежливость существует только для другого, никакой само ценностью не обладает, а посланная собеседнику, поистине, имеет «магическую» силу. (45. Ст.120).
Экспериментально установлено, что не менее 10-15% теряется при «неподвижном» лице лектора (12. Ст.27).
Улыбайтесь на кафедре чаще, м вы почувствуете, какой отклик произойдёт в сердцах и душах ваших слушателей.