Глава II Банкет

Алексей Кесарь Цыганков
  Начало: http://www.proza.ru/2018/05/16/825

  ХIII.

  В театре пусто, смолкло всё,
  И только возглас где раздаcтся —
  Как одинокие шаги
  На выход к входу устремятся.

  И лишь в фойе, глядя во вслед,
  Их провожая — "вышли ль гости?"—
  Чуть падал приглушённый свет…
  Театр пуст, как на погосте.

  Затих и обезлюдел храм,
  Жрецов манили выходные,
  Все разъезжались по домам
  С запасом строк — стихи простые

  Твердя под присказку, в словах,
  Как на зубок, твердили броско,—
  Вот так безликая толпа
  Рождает гениев подмостков.

  Одна она как часовой
  Свою ждёт смену караула…
  Вокруг восторженный покой!
  А сердце рвётся в шторм и бурю.

  В нём чувство тлеющей тоски,
  Страданье, кротость, умиленье
  И всякой разной толкотни
  От ожидания впечатленья.

  XIV.

  Шумит и празднует банкет,
  Тост за поэзию, за гостя —
  Избит затостанный сюжет,
  Все знают что там "до", что —"после".

  Гостей собрали — узкий круг,
  Что за успех мероприятия
  Всяк совершал свой скорбный труд
  На фоне общего шатанья.

  В бокалы просится вино,
  Ассортимент закуски разный,—
  Я о фужерах уж давно
  Не вспоминал, но то — неважно.

  Всё постараюсь передать,
  Рецептов блюд не обещаю,
  И стол,— как б это вам сказать…
  Из описанья опускаю.

  Присел, взяв тост, конферансье
  Между кассиршей с билетёршей;
  Как будто на одной волне
  Все пялят взгляд на стихотворца.

  И каждый раз был услужить,
  Сказать приятное пииту,
  И тут же стопку осушить
  В открытый рот, как под сюиту.

  XV.

  И наш поэт, его талант,
  Был принимаем с полуслова;
  И он, конечно, всем был рад,
  Когда священ он как корова.

  Он ничего не упускал,
  Был даже рад своей особе —
  Особо виршами скреплял
  Чужие мысли в каждом слове.

  Родить тщеславие внутри
  Ни то что важная задача,
  Задача — сердцем впереди
  Его носить, сгребая сдачу.

  И этот весь "потешный полк"
  Подлезть в лобзаньях причащался
  К великой нимфе, что Руссо
  В своих скитаниях чурался.

  И что ж за месса без попа?..
  Незнамо как и он втесался.
  Да говорил: весь смысл бытия
  Священным кругом замыкался.

  Он разгадал его секрет:
 "Греши да кайся"— свят тот грешник,
  Кто отрешит всё от себя
 "Купюрно зло" за хлеб опресник.

  XVI.

  Поэта смыл поразил
  В круговороте этой мысли,
  Однако ж, тем же он грешил,
  Но только с Музой в "поэтизме".

  Давно желал он разгадать
  Её секреты и основы,
  Определить, предугадать
  Где грань истока, сущность Слова;

  Найти то правило, закон,
  Что необузданную силу
  Возьмёт в тиски — как в эталон
  Прямой все выправить кривые.

  Но пыл… прогоркнув, онемел,
  Сбивая ритм на полуслове,
  И закругляясь — one moment!
  Вновь возвращал на круг к основе.

  И чем же выправить столпы?..
  От языка — идёт искусство,
  Как раздувают горн мехи,
  Но не в мехах проблема — в чувствах.

  Они и дышат, и горят —
  Пойди поймай, попробуй, ветер!
  Но разум в новый строит ряд…
  Теорий множество на свете.

  XVII.

  Но кто бы что ни говорил,
  У всех закрадывалась мысли:
  Да мало что и сотворил —
  Что станет после скорбной тризны…

  Учеников приобрести,
  Чтобы почаще вспоминали,—
  Нет в мире большей похвалы!
  Об этом греки ещё знали.

  Как тот, придирчивый Мелет,
  Что в дар желал стяжать признанье,
  Под обвинительный памфлет
  Бросал Сократу в нареканье:

 "Мол, дескать, он разносит ложь,
  Богов не чтя, не уважая,
  Он развращает молодёжь,
  А та — слепа, ему внимает".

  Но за пятo'й всех броских фраз
  Скрывалось чувство раздраженья:
  Пиита творческий экстаз
  Рождал в Сократе умиленье.

  И, снисходя до клеветы,
  Не понимая лжи коварства,
  Мелет менял свои мечты
  На пустомельное жеманство.

  XVIII.

  Как странно мысль нас ведёт,
  Как будто кто нас выбирает:
  Кого-то вверх несёт на взлёт,
  Кого-то в пропасть опускает;

  Кто наперёд в ней видит всё,
  Кто сделав шаг — и как в тумане
  На ощупь ищет естество,
  Играя в жмурки в балагане.

  В себе Мелет осознавал,
  Что был Сократ в том невиновен,
  Но так и не предполагал,
  Что сам останется безмолвен.

  Снискать желая похвалу
  Неоценённому таланту,
  Он сам принял свою судьбу,
  Как говорят, по прейскуранту.

  О, ученичество! Оно
  Скрепляет связь времён в скрижалях
  В которых впишут — от кого
  Свой образ мира переняли.

  И может был Мелет неплох,
  Не оценён в своём искусстве,
  Но нет его учеников,
  Кто говорил о нём бы с чувством.

  XIX.

  Да, это слово — ученик,—
  Внушает чувство уважения
  К тому, кто в ум его проник,
  Вложил в него свои стремленья.

  Оно, конечно, жить и так
  Возможно — славой себя тешить,
  И, похвалу снискав в устах,
  Ревниво к прочим, словно леший,

  Кружить всех около себя,
  Водить по замкнутому кругу
  И услаждаясь втихаря:
  К тебе идут, а не ко другу.

  Но долог ли наш век в строю
  Неуспокоенный могилой…
  Круги водить перестают,
  И скажут ли — в нём что-то было?..

  Другое дело, коль себя
  Оставишь ты в другом начале,—
  То чья поднимется рука
  Тебя чернить на пьедестале?

  Ну право же!.. банкетный стол
  Был так далёк от этих мыслей.
  А коль в поэтах был бы толк,
  То не нуждались (б) в ихней тризне.

  XX.

  Погас отлаженный восторг,
  Не так уж треплет в рёбрах сердце,
  Встаёт вопрос как приговор,—
  Кто за тобой прикроет дверцу?

  И в тот, волнующий момент,
  Когда землёй стучат об крышку,
  Что выбьют там на постамент,
  И впечатлит ли дух мальчишку?

  В стихах есть магия строки,
  Но со страниц, как в опахало,
  Её скольжением руки
  Под звук лишь сердца поднимало.

  Напрасно думают, строка
  Сама себя представит миру,
  Под треск священного огня
  Сама свою подстроит лиру —

  Весь обольстительный мотив
  Не всем открыт,— и к сожалению,
  Душа в тебе не возгорит,
  Коль нет и капли  уваженья.

  И, словно мысли сбив рукой,
  Он обратился к нашей даме:
  Хоть город ваш и небольшой,
  А есть в нём те,
                кто пишет… сами?