Одесские маневры 1927 года

Ковалев Сергей Юрьевич
Окончание Гражданской войны не принесло России умиротворения. Результаты империалистической войны и перспективы мировой революции не давали Советской России возможности рассчитывать на длительную мирную передышку. Нищая и голодная страна вновь должна была готовиться к войне с целым миром.
В 1923 году началась грандиозная военная реформа. Она была призвана решить практически невыполнимую задачу – при радикальном сокращении численности вооруженных сил и, соответственно, расходов на их содержание, необходимо было создать армию, не уступающую армиям вероятного противника. Воздушный же флот необходимо было создать практически заново. Вместе с глобальными организационными мероприятиями, для закупки новых самолетов, необходимы были и обильные денежные вливания. Государство обратилось с призывом к голодному советскому народу, и (это может сегодня многим показаться невероятным) результат не заставил себя долго ждать. Всего через несколько лет на народные рубли были закуплены за границей и построены на советских заводах сотни новых самолетов. Сотни летчиков, летнабов и механиков ежегодно пополняли вновь формируемые эскадрильи. Растущую мощь реформируемых сухопутных, морских и воздушных сил необходимо было оценить. Проверка боевого потенциала вооруженных сил всегда оценивалась, как и ныне, в ходе учений и маневров.
Впервые всерьез о проведении маневров подумали в 1925 году. До этого среди высшего командного состава РККА существовал взгляд, что проведение маневров «имеет значение для проверки высшего комсостава, а не для усиления мощи самой армии». Маневры 1925 года показали ряд недочетов в системе боевой подготовки – если каждый из родов оружия в отдельности можно было признать подготовленным, то совместные действия различных родов войск не всегда удавались. Первые маневры выявили недостаточно совершенную подготовку комсостава и неготовность штабов к боевой работе в условиях полевой обстановки.
Учтя эти пробелы, штаб РККА издал наставления по организации войсковых маневров и по полевой службе штабов. Особое внимание было обращено на взаимодействие в бою всех родов войск. Результаты маневров 1926 года Заместитель начальника штаба РККА тов. Пастухов оценил как «положительные, выявив несколько сдвигов в тактической подготовке Красной армии».
1927 год. Гневные дипломатические ноты премьер–министра Великобритании Чемберлена, не менее оскорбительные «наши ответы Чемберлену», налет на полпредство СССР в Пекине, разрыв торговых и дипломатических отношений СССР с Великобританией, убийство в Варшаве советского полпреда П.Л.Войкова. Любое из этих событий, могло бы послужить поводом к началу широкомасштабного вооруженного конфликта, поэтому излишне пояснять, какая обстановка сложилась к лету 1927 года на западной границе СССР. В связи с создавшейся ситуацией, боевую подготовку войск активизировали – весь летний период был занят малыми и большими учениями, наиболее крупными из них явились учения, прошедшие в начале сентября на Северном Кавказе, а также начавшиеся одновременно, 20 сентября, Одесские и Ленинградские маневры.
На фоне многочисленной череды разнообразных военных «игрищ» Одесские маневры стоят особняком. Впервые в них принимали участие не только части Красной армии и флота, но и «широкие массы» гражданского населения, организованного в целые батальоны и полки. Ход маневров подробно освещался в печати и по радио. И самое интересное, что была предоставлена возможность гражданскому населению наблюдать непосредственно за действиями сторон. Причем для этого были специально срежисированны эпизоды маневров (названные ходами), выбраны места их проведения, подготовлены площадки для зрителей. Такое военизированное шоу в СССР состоялось впервые. Да пожалуй, ничего, в подобных масштабах, больше не повторилось. Но обо всем по-порядку.
Накануне начала маневров, 20 сентября, в Одессу, на эскадренном миноносце, прибыл Наркомвоенмор и Председатель Реввоенсовета СССР К.Е.Ворошилов. В тот же день в Одессу прилетели на самолете из Минеральных Вод член Реввоенсовета начальник ПУР А.С. Бубнов (возможно – главный режиссер-постановщик «шоу») и командующий войсками Северо-Кавказского военного округа И.П.Уборевич. На маневры прибыли также член Реввоенсовета, инспектор кавалерии РККА С.М.Буденный, заместитель Наркомвоенмора М.Н.Тухачевский, начальник Военно-Морских Сил Р.А.Муклевич и многие другие не менее известные лица, т.е. весь «цвет» РККА. Руководство Военно-воздушных Сил на маневрах было представлено Начальником штаба ВВС РККА С.А.Межениновым и начальником тактического управления ВВС РККА В.В.Хрипиным.
Суммарная численность авиационных сил, участвующих в маневрах превысила 200 самолетов. Сосредоточение эскадрилий на полевых аэродромах выявило первые недостатки, так С.А.Меженинов отмечал, что «некоторые (авиационные части – авт.) летели в район маневров 9 часов, имея технический ресурс на 30 часов. На один перелет мы затратили одну треть ресурса». Девятичасовой перелет, по самым скромным оценкам, свидетельствует о переброске сил и средств на расстояние более 1000 километров. В этом радиусе от Одессы были расположены практически все основные аэродромы базирования авиабригад Украинского (Киев, Харьков и др.) Белорусского (Смоленск, Витебск, Брянск и др.) и Северо-Кавказского (Ростов-на-Дону, Новочеркасск) военных округов.
К 20 сентября завершилось сосредоточение «синих» в районе Одессы и «красных» в районе Вознесенска. Авиация «красных» была представлена одной бригадой, включающей в себя три легкобомбардировочные и три истребительные эскадрильи. Размещались эти внушительные силы на пяти аэродромах. Основной ударной силой «красной» авиации являлись эскадрильи вооруженные самолетом Р-1. К 1927 году численность этой модернизированной копии английского «DH–9» составляла более трех четвертей от общего количества самолетов ВВС РККА. Достаточно весомой была и доля голландских разведчиков Fokker C.IV. Наиболее массовым самолетом-истребителем был Fokker D.XI.
Основу воздушных сил «синих», базировавшихся на двух аэродромах в районе Одессы, составляли эскадрильи ВВС Черноморского флота. Хотя они значительно уступали «красным» в численности, но имели в своем составе, кроме легких бомбардировщиков и истребителей, тяжелые бомбардировщики и гидросамолеты. На конец 1926 года ВВС Черноморского флота состояли из 54 самолетов: SIAI S.16 – 25 штук; Dornier Val – 2 штуки; Fokker D.VII – 11 штук; Ansaldo Balilla – 11 штук; И-2 (?) – 4 штуки; Ю-20, Ю-21, ЮГ-1 – по 1 штуке. В июне 1927 года 60-я эскадрилья ВВС Черноморского флота получила еще три поплавковых ЮГ-1. Безусловно, кроме перечисленных сил авиация «синих» была усилена и значительным количеством вездесущих Р-1.
Первой фазой маневров предусматривалась высадка «красного» десанта в районе Одессы, для чего в Николаеве была выполнена погрузка десантируемых войск на транспорты и их проводка в ночь на 20 сентября в Очаков. Интересно, что еще до официального начала маневров началась работа авиации, так «красная» сторона решила послать истребителей в Очаков для усиления зенитной обороны. Отряд был подчинен командиру группы береговых батарей, потому что другого подходящего командования на месте не оказалось. Тот же С.А.Меженинов заметил: «Отряд прибыл в обстановку, где он не мог организованно приступить к работе, так как не получал четких заданий и не знал зон зенитного обстрела. Командование Отряда, будучи инициативным, организовало оборону самостоятельно, без связи с тем, что делалось в Очакове».
Такая «организация» имела вполне предсказуемые последствия. Самолеты-разведчики «синих» 20 сентября нащупали стоянку транспортов и флота прикрытия в районе Очакова, при чем разведка велась с высот более 2000 метров (через разрывы облачности), что обеспечило скрытность, и последующий налет торпедоносцев был полной неожиданностью для флота «красных».
В 8 часов 15 минут на основе данных разведки, торпедоносцы «синих» атаковали корабли «красного» флота. Истребители «красных», поднявшись со своего аэродрома, в момент появления торпедоносцев над районом Очакова, могли произвести лишь запоздалую атаку, когда торпедирование было закончено.
В 21 час десантные суда с потушенными огнями вышли в море. В 3 часа утра 21 сентября показались огни Одесского порта. Дул сильный ветер с силой до 8 баллов. Неожиданно в темноте со штабного судна был дан сигнал тревоги – «неприятельский самолет». Самолет «синих» сбросил три бомбы, однако вреда судам «красных» они не причинили – спасла темнота. «Красные» не обстреливали самолет, чтобы не обнаружить своего расположения.
Вторую атаку по десанту и судам прикрытия «синяя» авиация провела в 7 часа 30 минут, в момент высадки десанта в Одесской гавани, причем тяжелые бомбардировщики под прикрытием отряда истребителей бомбардировали суда десанта, а тяжелые гидросамолеты торпедировали суда прикрытия. Тяжелые бомбардировщики выполняли бомбометание с 1500 — 2000 метров, а торпедоносцы действовали на высотах от 0 до 400 метров.
Прибывшие в зону обеспечения истребители «красных» атаковали истребителей прикрытия, а затем и самих «тяжелых бомбовозов». Последние поспешили оставить зону столкновения и, никем не преследуемые, быстро из нее вышли. Истребители завязали борьбу между собой над гаванью, на высоте от 1000 до 1500 метров. Развивались индивидуальные бои истребителей, при чем «синие» пытались уходить по горизонтали, но быстро достигались «красными» и принуждались к бою.
Торпедоносцы, зайдя со стороны открытого моря, произвели торпедирование судов прикрытия с малых высот, судовая артиллерия при повторном заходе их обстреляла. Истребители «красных», дежурившие на малых высотах, не сразу заметили торпедоносцев.
Последовавшая в 8 часов 15 минут атака легкими бомбардировщиками транспортов с десантом со средних высот была проведена двумя заходами, залповым бомбометанием, при чем первый заход со стороны открытого моря для десанта был совершенно неожиданным. Ко второму заходу войска приготовились, в тоже время построение нападающих расстроилось, в результате неудачно выполненного крутого разворота против ветра, отставшие самолеты были атакованы истребителями «красных». В 8 часов 45 минут при высадке пехоты и артиллерии, «синими» «боевиками» (штурмовиками) на очень малой высоте выполнены атаки десанта, при чем первый заход для «красных» вновь оказался неожиданным, при последующих вся система противовоздушной обороны была приведена в действие, а истребители «красных» последовательно атаковали, отбившиеся от группы, самолеты «синих».
Бомбардировочная авиация «красных» совместно с корабельной артиллерией наносила удары по береговым батареям противника, с целью их нейтрализации. Командованием «красных» было организовано продолжительное воздействие на «противника» последовательными ударами отрядов.
Грандиозное шоу развернувшееся «на земле, в небесах и на море» наблюдала вся Одесса. Вот как описывает свои впечатления очевидец:
«В городе — бессонная ночь. С 12 часов вечера непрерывные колонны горожан движутся к Жеваховой горе. Резкий студенящий ветер на горе переходит в ледяной ночной ветер. Толпы, однако, растут, заполняя и соседние холмы.
С 4 часов утра трамваи, переполненные, подобно московским, подвозят тысячи стремящихся увидеть открытые маневры. Участие высоких специалистов-посредников обеспечивает объяснение сильнейшего взаимодействия морских, сухопутных и воздушных сил.
Первые этапы в розыгрыше боя на взморье вызывают у многотысячных граждан впечатление исключительной новизны. Введены понимание боевой согласованности аэропланов, мощных бомбовозов... Маневры на воде, белые дымки, падающие с бомбовозов, передвижение пехоты синих...
С горы видим, как красные истребители отбивают воздушную атаку бомбовозов.
Флот нападающих идет к берегу, защищаемый в воздухе своими истребителями, и входит в гавань, перестроив план десанта из-за сильного ветра. Перевес на стороне десанта... Толпы неохотно покидают гору…».
22 сентября части Сивашской дивизии «красных», высадившиеся десантом со всей артиллерией и обозом, заняли и укрепили оборонительную полосу на перешейке между Черным морем и Куяльницким лиманом, а также между Куяльницким и Хаджибеевским лиманами.
«Синие» в течение ночи готовились вновь атаковать десант и начали перебрасывать свои части через Куяльницкий лиман на западную его сторону. Для переброски частей были построены мосты.
С рассветом разведывательные партии «синих» вошли в соприкосновение с обороняющимися частями «красных». Южнее села Протопоповка, у хутора Корсунцы в 7 часов утра завязался бой. Обе стороны вели интенсивный ружейный и пулеметный огонь, поддерживаемый со стороны «красных» мощной артиллерийской канонадой военных кораблей, стоящих на рейде в Одесском заливе. Маневрируя и маскируясь дымовой завесой, крейсеры, миноносцы и канонерские лодки «красных» вели огонь по частям синих».
Авиация обеих сторон в этот день ограничилась ведением разведки и корректировкой артиллерийской стрельбы.
Данной операцией закончился первый ход Одесских маневров.
23 сентября, участвующие в маневрах, войска перегруппировываются для второго хода. В районе станции Березовка разгружается стрелковая дивизия «красных», а в районе станции Раздельная — кавалерийская дивизия «синих».
Сосредоточение большого количества воинских эшелонов, процесс разгрузки, наконец, движение выгрузившихся войск для занятия исходного рубежа представляют заманчивую цель для воздушно-химического нападения.
Командование «синих» приняло энергичные меры к охране Раздельной от возможного воздушно-химического нападения «красных». Установлены зенитные орудия, пулеметы. Отряды Осоавиахима выполнили необходимые предупредительные мероприятия на случай газовой атаки. Высадка прошла вполне благополучно.
В тоже самое время, «красные» готовили высадку Первомайской территориальной дивизии у станции Березовка. Здесь также были приняты все необходимые оборонительные меры, установлены, тщательно замаскированные, орудия и пулеметы. Местные ячейки Осоавиахима выделили в помощь военному командованию отряды для воздушного наблюдения, для организации химубежищ и оказания помощи населению.
Незадолго до высадки патрули Осоавиахима заметили многочисленную группу бомбардировщиков «синих». Истребители «красных», дежурившие на полевых аэродромах, оперативно поднялись и завязали бой. Во время боя самолеты «синих» сбросили ракету, означавшую, что Березовка подвергнута химической бомбардировке. Отряды Осоавиахима приступили к оказанию помощи пострадавшим, к раздаче противогазов и укрытию населения в химубежищах.
Бомбардировка «синих» оказалась успешной – высадка эшелонов была задержана, а затем, из предосторожности, была произведена не в Березовке, а на станции Косовка.
24 сентября, на рассвете благополучно высадившиеся в районе Косовки части «красных» начали наступление двумя колоннами на Одессу. Одновременно с юга двигались тремя колоннами, защищающие Одессу части Перекопской дивизии «синих». В 5 часов утра авиационной разведкой «синих» и «красных» выявлено расположение отдельных частей, участвующих во втором ходе маневров.
Около 8 часов утра головной отряд «красных» у деревни Мариново был атакован многочисленной группой бомбардировщиков «синих». Не ограничиваясь сбрасыванием бомб, часть самолетов снижалась до 50 метров, обстреливая пехоту и конницу из пулеметов. Движение «красных» было задержано.
Через час «красная» авиация ответила нападением на конницу «синих» в районе Большого Буялыка. Для удара были выделены три бомбардировочные эскадрильи, которые последовательно, отрядами, в течение длительного времени наносили удары и держали противника в постоянном напряжении. Первый удар по левой колонне с артиллерией произошел у деревни Андреевка в момент, когда главные силы «синих» начали свое развертывание. Удар по главным силам задержал развертывание войск и, самое главное, артиллерии. Атака производилась мелкими бомбами с малой высоты, при этом было выполнено около десяти заходов, что в условиях реального боя привело бы к неоправданным потерям.
Вслед за бомбардировщиками колонну «синих» на марше атаковали истребители. Причем при подходе к цели их боевой порядок рассыпался на отдельные звенья, каждое из которых сохранило единство действий, выбирая себе определенную цель, таким образом, атака велась по широкой площади, что еще больше задержало развертывание.
Между 13 и 14 часами завязался упорный бой на левом фланге «синих» в районе деревень Гудовичи — Волково — Герасимово. Здесь обе стороны стремились охватить друг друга с фланга. Бой выиграли «синие», получив подкрепление — кавбригаду, которая угрожала правому флангу «красных».
В 15 часов был дан отбой. Второй ход маневров закончился.
Атакованные с воздуха части понесли значительные потери. В свою очередь авиация условно потеряла от наземного огня 10 процентов самолетов.
Кстати, еще один малоизвестный факт касается участия в Одесских маневрах авиеток.
В этот день в маневрах было замечено участие легкомоторной авиации, включенных в состав воздушных сил «синей» стороны. Так, например, авиетка Раф-1, «прекрасно справилась с порученной ей задачей обслуживания связи главного руководства. Авиетка опускалась в непосредственной близости штаба на совершенно необорудованном поле».
Начиная с 1923 года, самодеятельные конструкторы активно создавали легкомоторные самолеты под девизом: «Прочность, простота и дешевизна — три лучших друга воздушного флота», и к 1927 году их количество и качество позволило провести оценку их практической ценности. Продемонстрировать свои возможности в ходе маневров должны были одноместные авиетки Раф-1, «Дзержинский», «Буревестник» С-4 и двухместные легкие самолеты «А.И.Рыков-1» и Раф-2 «С.С.Каменев». К началу маневров в Одессе собрались все авиетки, кроме Раф-2, которая, вылетев 9 сентября из Москвы в Одессу, «застряла» в Киеве на две недели из-за перегрева двигателя. «Буревестник» хотя и прилетел в Одессу еще 18 сентября, вероятно, активного участия в маневрах не принимал. Да и другие маломощные одноместные авиетки (Раф-1 и «Дзержинский») в осенних погодных условиях с сильными ветрами (до 20 м/сек) не смогли составить конкуренцию АИР-1.
В то же время АИР-1 безотказно нес службу при штабе, ежедневно выполняя задания по связи с передовыми частями, что требовало посадок на небольшие неподготовленные площадки. За время маневров АИР-1 налетал 17 часов 55 минут в 39 полетах. Самолет работал безупречно, не имея ни одной, даже незначительной поломки или вынужденной посадки, и блестяще доказал свою выносливость и пригодность к самой интенсивной эксплуатации. А однажды он еще и доставил запчасти и инструмент для ремонта потерпевшей аварию авиетки «Дзержинский».
Успех АИР-1 на маневрах – «лучшей из советских авиеток» – был отмечен грамотой, подписанной заместителями наркома по военным и морским делам.
Но вернемся к хронике Одесских маневров. 26 сентября, в воскресенье, в 2 часа 45 минут дня, в Одессе неожиданно раздались тревожные гудки заводов и сирены Воронцовского маяка. Предупрежденное население знало, что гудки означают сигнал к воздушно-химическому «нападению» на Одессу. Над фабричной частью города, Пересыпью, показалось несколько «красных» самолетов-разведчиков, за которыми летело несколько бомбардировщиков в боевом порядке. Их прикрывало несколько истребителей.
В распоряжении «синих», защищающих Одессу, имелось лишь несколько истребителей, которые немедленно атаковали эскадрильи «красных». Завязался упорный бой. Среди боя по воздуху вдруг поползли белые газовые сигналы — условные обозначения бомб. В короткое время «красные» успели сбросить условно 50 пудов взрывчатых газовых веществ, а также ряд фугасных бомб. «Подожжены» крупнейшая мельница Укрхлеба, электростанция, водопроводная станция, здание Церабкопа, окрсуда, а также «повреждены» железнодорожные и трамвайные пути.
Поднятая тревога немедленно привела в полную боевую готовность аппарат военно-химической обороны Одессы. Три трамвайных вагона и ремонтная бригада железнодорожников сейчас же выехали для исправления путей; пожарные команды города в полном составе были разбросаны по районам пожаров, на улицах появились указатели химубежищ и санитарные отряды. Команды Красного Креста и Осоавиахима быстро развернули пункты помощи отравленным, на носилках переносили и отвозили в каретах условно убитых и раненых.
Две улицы, Прохоровсквя и Дальницкая, были «отравлены» газами и их немедленно изолировали, а затем приступили к дегазации. Большинство улиц поливалось известью и другими дегазирующими средствами.
26 сентября, в 5 часов утра, «красные» и «синие» части заняли исходное положение для боевых действий третьего этапа маневров. В частности, «красные» заняли оборонительную линию протяженностью восемь километров в районе деревень Мариново – Балайчук. «Синие» в составе Перекопской дивизии и одного дивизиона тяжелой артиллерии должны были действовать против главных сил «красных». Кроме того, кавдивизия «синих» расположилась на левом фланге с целью ударить во фланг и тыл «красных» и противодействовать их переправе на Березовку через реку Тилигул.
На рассвете «синие» части левого фланга перешли в энергичное наступление в направлении севернее Мариново, где были сосредоточены главные силы «красных». Благодаря превосходству в силах, удачной поддержке артиллерии и авиации «синим» удалось продвинуться вперед.
Несмотря на численное превосходство авиации «красных», слабая «синяя» авиация в утренние часы была свободна в своих действиях над полем боя. Причиной тому утренние туманы, которые долго держались в районе дислокации «красных», в то время как аэродромы «синих» уже были готовы к выпуску и приему самолетов. «Красные» все сидели на аэродромах, ожидая пока рассеется туман, а «синяя» авиация хозяйничала на поле битвы.
Около 8 часов утра на левом фланге «синих» показалась кавдивизия, перешедшая в атаку у деревни Нейково. Наткнувшись на огонь стрелковых и артиллерийских частей «красных», конница понесла некоторые потери, но все же в 9 часов заняла хутор Ламзаки. Ударная авиация «синих» атаковала артиллерийские батареи. Она сумела отыскать район сосредоточения артиллерии «красных» и бомбардировала его с высоты 1200 метров. Кроме ударов по орудийным расчетам, штурмовики парализовали и подвоз боеприпасов к батареям. Удачный удар был нанесен в момент, когда батареи готовились к перемене позиций.
Комдив «красных» отдал приказ об отступлении. Выход из боя в условиях действия артиллерийского и авиационного огня — серьезная и сложная операция. С этой задачей «красные» справились. Действия авиации «красных», прикрывавшей отход своих пехотных частей, были оценены командованием маневров как «блестящие».
Когда аэродромы «красных» освободились от тумана, авиация «синих» уже пошла на посадку. Теперь над полем боя господствуют «красные». Первоочередным объектом атак истребителей становятся разведчики «синих», которые потенциально могут поставить под угрозу результаты всей войсковой операции.
Характерным эпизодом стала атака кавалерии бомбардировочной авиацией «красных» под прикрытием истребителей. Над полем боя сопровождающие истребители, увидев истребители «противника», тотчас же набрасываются на них. Вверху завязывается отчаянный бой, а бомбардировщики свободно идут для атаки кавалерии. Повторяется то же, что было и в десантной операции: истребители пришли «массой» и начали драться с истребителями, а бомбардировщики, выполнив свои задачи, ушли на аэродром. Более грамотный и решительный «противник» мог бы воспользоваться создавшимся положением и нанести удар по бомбардировщикам, оставшимся без истребительного прикрытия.
В 11 часов 30 минут был дан отбой, а затем состоялся разбор третьего хода маневров.
В ночь на 27 сентября был произведен второй авиахимический налет на Одессу.
В начале первого часа ночи штаб воздушно-химической обороны Одессы получил донесение с наблюдательного пункта на станции Буялык о появлении «неприятельского» самолета. Была объявлена тревога, и город мгновенно погрузился во мрак. Движение на улицах приостановилось, сигнальные гудки заводов, паровозов и пароходов оповестили население об опасности. Лучи прожекторов начали «нащупывать» невидимого «неприятеля». Вскоре зенитная артиллерия и береговые батареи открыли огонь по обнаруженному самолету.
Несмотря на обстрел, самолет успел сбросить несколько зажигательных и газовых «бомб» в различных районах города. Команды Осоавиахима немедленно оцепили зараженные районы, дегазировали местность и оказали помощь отравленным и раненым.
В час ночи «неприятельский» самолет скрылся. Однако, через час над городом появился другой самолет, который также сбросил несколько «бомб», упавших на станцию Одесса-Товарная.
27 сентября, утром начался последний, четвертый ход маневров, являющийся одним из наиболее интересных. Было разыграно наступление на укрепленные позиции.
«Синие» в составе Перекопской дивизии в ночь на 27-е заняли позиции вдоль линии железной дороги Березовка — Одесса в районе Максимовка — Сербка. С востока их должны были атаковать «красные» в составе тердивизии, подкрепленные частям Сивашской, а затем и кавдивизией. На рассвете «синие» спешно приступили к укреплению своих линий и к полудню закончили фортификационные работы и их маскировку.
Утром еще в тумане вылетели на разведку эскадрильи обеих сторон. «Синие», однако, не могли обнаружить «красную» кавалерию, хотя примерно знали район ее расположения, так хорошо она замаскировалась.
Одновременно «красные» авиаторы усиленно фотографировали оборонительные линии «синих». Эти фотографии оказались бесполезными. Снимки были почти совершенно чистые, новые окопы совершенно не распознавались, благодаря отсутствию теней. Земля была настолько суха, что, выброшенная на бруствер, она не дала затемнения. Фотоснимки не позволили выявить действительное состояние укрепрайона «синих».
Следующее фотографирование было выполнено в 13 часов и доставлено в штаб командования в 16 часов. Артиллерия рассчитывала, что авиация определит положение оборонительных сооружений, а между тем, в первом случае подробностей было слишком мало, а во втором, они были даны слишком поздно. Видимо, поэтому атака «синих» была перенесена на рассвет следующего дня.
28 сентября. Ночью самолеты «синих» и «красных» производили ночную разведку, освещая позиции «противника» специальными парашютными ракетами.
В 5 часов 30 минут «красные» начали энергичную артиллерийскую подготовку. Картина огневого «боя» привлекла массу крестьян из соседних деревень.
Здесь и там непрерывно поджигались специальные взрывпакеты, создающие полную иллюзию разрыва орудийных снарядов. Интенсивный пулеметный «огонь» «красных» стремился сбить «синие» самолеты.
Артиллерийские орудия заняли позиции, к ним в течение ночи было подтянуто достаточное количество снарядов, возле каждого орудия штабеля снарядов, поэтому авиации очень выгодно бомбардировать район артиллерийских позиций. Задача «синей» авиации – нанести удар по батареям противника и складам боеприпасов. А истребители «красных» получили задание обеспечить прикрытие района артиллерийских позиций. Истребители с той и другой стороны пришли в установленный час, заняли зоны над районом расположения своих батарей, при этом сразу были атакованы разведчики, затем бой продолжился между истребителями.
Бомбардировщики использовали этот бой в своих интересах и выбрали удачный момент для атаки батарей. Сами они подверглись атаке истребителей лишь после сбрасывания бомб. Результаты атаки бомбардировщиков были весьма успешными и, тем не менее к 6 часам «загораются» «подожженные» артиллерией здания станции Сербка. Окутанная облаками дыма станция условно разрушена.
Закончив артиллерийскую подготовку, «красные» сосредоточили ударный кулак на фронте в 3 километра между Сербкой и Максимовкой. Быстрой и энергичной атакой «красные» захватили станцию Сербку и продвинулись вглубь расположения «синих». В это время в правый фланг «синих» ударила «красная» кавдивизия. Успешно продвинувшись в тыл «синих», кавалерия готова была прорвать их центр. Завершением атаки укрепленной позиции «синих» закончились в 10 часов утра показательные маневры РККА в Одесском районе.
В тот же день в 16 часов, в районе Сербки состоялся грандиозный парад войск, принимавших участие в Одесских маневрах. Среди степи выстроились на протяжении нескольких километров части всех родов войск. Над выстроившимися частями пролетели многочисленные группы самолеты. Приняв рапорт командира Н-ского корпуса т. Зонберга, тов. Ворошилов в сопровождении членов РВС объехал части, здороваясь с красноармейцами и приветствуя их. Слова Ворошилова покрываются бурными перекатами «ура».
В 18 часов пехота, артиллерия и конница прошли церемониальным маршем. Парад закончился.
29 сентября в полдень над Одессой состоялся парад воздушного флота, участвовавшего в Одесских маневрах. Десятки эскадрилий, численностью от 5 до 17 самолетов, в боевом порядке звеньев прилетели из района маневров в Одессу и несколько раз в парадном строю прошли над городом. На улицы высыпали десятки тысяч людей. Зрелище действительно было весьма эффектным.
Командование военно-химической обороны Одессы решило использовать парад для новой проверки готовности населения к «газовой» атаке. К 13 часам все эскадрильи сконцентрировались над центральной частью города — площадью Красной армии. Была дана тревога, а затем началась атака. С бомбовозов были брошены «бомбы», от которых «загорелось» несколько крупных зданий, были «повреждены» трамвайные пути. Движение в атакованном районе было прервано на 35 минут.
Немедленно после сигнала тревоги на площадь явились отряды конной и пешей милиции в противогазах и химические отряды. Пожарные команды через пять минут были на месте пожаров в полной готовности. Химические отряды Осоавиахима и кареты скорой помощи Красного Креста ежеминутно отвозили условно раненых и убитых.
29 сентября утром в степи, между станцией Сербка и Буялык, в присутствии Ворошилова, Буденного, Тухачевского, Муклевича и других членов Реввоенсовета авиаторы продемонстрировали показательную воздушную бомбардировку железнодорожной станции.
Станция была изображена в поле ротой инженерных войск, имитировавшей здание станции, железнодорожные пути, мосты, станционные сооружения, входные, и выходные стрелки, подъездные пути и пр. Помимо этого, было сооружено несколько десятков мишеней, которые изображали роту в походе. Вся территория на расстоянии более километра была оцеплена конницей, которая не допускала жителей к району бомбардировки.
Около 9 часов 30 минут утра на горизонте появился первый отряд самолетов-бомбардировщиков, который начал атаку станции. С высоты 1000 - 1200 метров самолетами было сброшено на станцию несколько крупнокалиберных бомб большой мощности. Спустя полчаса появился второй отряд самолетов, который приступил к бомбардировке железнодорожного пути и станционных сооружений. На этот раз было сброшено несколько десятков бомб. Наконец, к 11 часам утра с появился третий отряд самолетов–истребителей, который, начал расстреливать с высоты 1000 метров макетные мишени, которые изображали роту в походе.
Несмотря на неблагоприятные метеорологические условия, самолеты хорошо справились со своей задачей, и 70 % попавших в цель бомб вполне подтвердили результативность их действия.
По окончании бомбардировки Ворошилов осмотрел пораженную бомбардировкой станцию и прилегающую к ней местность, которая была испещрена воронками.
Так закончились Одесские маневры. Оценка результатов действий авиационной группировки, участвовавшей в маневрах, была дана в Приказе РВС СССР №540 от 7 октября 1927 года. В нем говорилось:
«В течение всего времени маневров авиация с полным успехом выполняла все задачи, ставившиеся ей как высшим командованием, так и войсками, несмотря на то, что работа авиации происходила в тяжелых условиях: сильный порывистый ветер достигал у земли 18 — 20 метров в секунду, в утренние часы самолеты подымались и шли к цели в тумане, воздушные течения в приморском районе затрудняли полеты в группе.
В области оперативного управления авиацией необходимо отметить следующие положительные факты:
а) крупные массы авиации были сосредоточены точно к назначенному сроку; переброски авиачастей по воздуху на большие расстояния выполнены во всех отношениях хорошо;
б) управление мощными авиасилами над ограниченным пространством проводилось организованно и в полном соответствии со складывающейся обстановкой;
в) авиачасти своевременно и точно выполняли полученные задания;
г) между общевойсковым и воздушным командованием было надлежащее взаимное понимание».
Полученный в ходе маневров опыт был обобщен и проанализирован командованием ВВС РККА, причем результаты этих исследований публиковались в открытой печати. Так, например, в №11 за 1927 год журнала «Вестник воздушного флота» появилась статья В.В.Хрипина, в которой он критически оценил действия воздушных сил и указал на основные недостатки, выявленные в ходе маневров.
Одним из основных недостатков в действиях авиации в ходе нанесения ударов по наземным целям указывалось несвоевременность прибытия частей и подразделений «по вызову» и отсутствие учета быстро меняющейся оперативной обстановки при планировании боевых действий.
«… Авиачасти появлялись в районе назначенных им действий иногда с запозданием и проводимые атаки несколько обесценивались, в виду того, что теряли во внезапности и не приходились в наиболее выгодные для нападения с воздуха моменты по условиям земной обстановки…
Динамичность обстановки требовала от авиации особой точности в работе, чего нельзя было достичь при прерывающейся проволочной связи, бездействующем радиотелефоне и при мало удовлетворительном несении дежурства авиационными работниками на концах прямого провода.
… использование разведывательных данных, добываемых соседом, разведка в своих собственных интересах, наблюдение за целью наводящего самолета с дежурством части в воздухе, в районе ожидания и, наконец, подача команд ожидающей в воздухе части знаками с земли.
Эти последние способы авиация применяла мало. В некоторых случаях командир вел свою часть к полю боя без предварительного изучения обстановки и искал цели в течение значительного времени (10 и более минут), обнаруживая свое присутствие».
Положительно оценивая тактические приемы, используемые авиацией, В.В.Хрипин с иронией отмечает при этом оторванность большинства экипажей от реальности боевых условий.
«Атаки выполнялись по преимуществу обычно звеньями, действовавшими поочередно, причем каждое звено атаковало по 6 — 10 и больше раз, что выходило за нормы, допускаемые запасом огневых средств.
Обычно, одна авиаэскадрилья поражала войска в известном районе в течение 12 — 15 минут и затем переносила свои усилия на другой объект, в другой район.
Эффект действий в некоторых случаях был, несомненно, очень высоким (главные силы синих с артиллерией при встречном наступлении были фактически расстроены и на 2 часа задержались с развертыванием, артиллерия при перемене позиций на обеих сторонах подверглась упорной, согласованной атаке и т. д.).
Экипажи проявили большую настойчивость и смелость в атаках, но некоторые из них действовали так, как будто на самолетах имеется неисчерпаемый запас огня и самолеты неуязвимы с земли».
Далее В.В.Хрипин сетует на чрезмерное внимание к нанесению ударов по наземным целям и, при этом, недостаточное воздействие на воздушного «противника».
«Увлекаясь атаками с воздуха, экипажи забывали о воздухе. Много раз наблюдались картины, когда самолеты обеих сторон одновременно вели атаки своих земных противников с большим упорством и не обращали никакого внимания друг на друга...
Ошибка эта была допущена обеими сторонами, а поэтому разведывательная авиация могла свободно летать и выполнять свою работу. Но если бы один из противников действовал иначе, то он с полной гарантией в успехе лишил бы войска этой рабочей авиации. Результат этого совершенно ясен».
Учитывая, описанные ранее, эпизоды действий истребителей, чрезмерно увлекавшихся воздушными боями и забывавшими о «подшефных» бомбардировщиках, можно сделать вывод о несогласованности действий родов авиации.
Подводя итог В.В.Хрипин, при общей положительной оценке действий авиации выделил следующие тактические недочеты:
«1. Подход к полю боя авиаэскадрилий в полном составе, что их демаскировало и влекло за собой лишние потери от земного огня, так как при атаках звеньями значительная часть сил, ожидая своей очереди, кружилась тут же, близ атакуемых войск и на виду у соседних войсковых частей.
2. Атаки со снижением до недопустимых пределов; когда велись атаки по войскам в оврагах, то самолеты скрывались за скатами оврагов, а стрелки, разбросанные по гребню, получали возможность вести огонь в горизонтальной плоскости.
3. Выход из атак с подъемом и разворотом в сфере действительного ружейного огня.
4. Не всегда отчетливое проведение атак бомбами: не было видно эшелонированности в ударах и планомерной последовательности в атаках пулеметным огнем и бомбами; нельзя было установить, какими атаками начиналось нападение (у штурмовиков и легко-бомбардировщиков).
5. Излишняя длительность в нападении на одну цель в данном пункте.
6. Слабо организованный сбор авиачасти по окончании атак: очевидно, командиры не определяли точно пункта и порядка сбора».
Увы, оцененные В.В.Хрипиным как незначительные недочеты, выше перечисленные тактические ошибки в реальных условиях свели бы результаты воздушных ударов к нулю. Ведь, в бою с опытным противником, для подавляющего числа самолетов, участвующих в боевой работе, первый вылет стал бы и последним.
Интересные выводы сделал В.В.Хрипин и из анализа действий штурмовой авиации.
«… Поле боя при современной тактике земных войск не позволяет авиации успешно выполнять задачи по оказанию непосредственной поддержки пехоте при ее атаках или при отражении атак противника…
… чрезвычайно большая опасность поражения самолетов от земного огня, которая может иметь место при наличии у земных войск надлежащей подготовленности и стойкости в бою, говорит за то, что объем задач по штурмовым действиям должен быть ограничен…
Штурмовая авиация, а в случае необходимости, и все прочие виды боевой авиации …, могут быть с большой пользой применяемы для атак с воздуха по войсковым тылам (обозам), по войскам, не развернувшимся для боя, по артиллерии на позициях, по частным резервам в составе не менее батальона, по артиллерии при переходе на новые позиции, против конных масс при всякой боевой обстановке.
Все эти цели при отступлении противника становятся более уязвимыми и здесь авиация может развивать свои действия с наибольшим эффектом моральным и материальным, стремясь достичь не только расстройства, деморализации противника, но и уничтожения его.
При наступлении противника штурмовые действия направляются первоначально на объекты дальние (в рамках данного сражения) и затем, в зависимости от развития боев, переносятся ближе к дерущимся войскам, достигая наибольшего напряжения над полем боя при критической обстановке для своих войск».
Работы А.Н. Лапчинского, В.В. Хрипина и других советских авиационных стратегов, свидетельствуют, что уже в конце 20-х – начале 30-х годов на основе анализа действий авиации в ходе мировой войны, а также первых советских маневров, ими были заложены фундаментальные основы тактики ВВС. Способы и методы ведения боевых действий всех родов боевой авиации разработанные советскими учеными-военачальниками успешно применялись и в ходе Второй мировой войны. К сожалению, большинство теоретических выводов в течение предвоенного десятилетия не удалось внедрить в массовое сознание советских летчиков и научить их грамотно применять теоретические находки в реальном бою. В итоге, вышеуказанные недостатки боевой подготовки, выявленные в ходе Одесских маневров, остались практически «неизлечимыми недугами» нашей авиации, с которыми ВВС РККА вступили в Великую Отечественную войну. Война же лечила «застарелые болячки» не скальпелем, а мечом.