День Воздушного флота СССР

18 августа – День Воздушного Флота СССР. В сознании нескольких поколений российских авиаторов это непреложная истина. Разнообразные сайты многократно размножили официальную историю Авиационного Праздника, а на авиационных форумах развернулась полемика по поводу обоснованности празднования Дня Авиации 12 или 18 августа, а может в третье его воскресенье. Уважаемые ветераны отстаивают «единственно верную» дату – 18 августа, основываясь лишь на своем богатом опыте, не пытаясь углубиться в суть проблемы, и в запале полемики награждают оппонентов малоприятными эпитетами.
В прошедший, юбилейный для отечественных Военно-Воздушных сил, год, казалось, должен был проявиться интерес к истории авиационных праздников в нашей стране. Но, увы, ни в парадных изданиях, ни в журнальных публикациях, ни на многочисленных сайтах и форумах мне не удалось обнаружить хотя бы мало-мальски внятную информацию о Дне Воздушного Флота. Ответы на многочисленные вопросы этой многогранной темы пришлось искать в пыльных подшивках старых газет. Предлагаемый вашему вниманию материал – плоды этого поиска, представляющий собой своеобразный дайджест отечественной периодической печати в период с 1933 по 1991 годы. Разумеется, преобладает в статье описание воздушных парадов, как наиболее яркого индикатора отношения к Авиации и властей предержащих, и «широких народных масс». В этой публикации я не ставлю своей задачей ответить на все вопросы. Скорее даже наоборот, хотелось бы, чтобы статья послужила отправной точкой в более масштабных исследованиях.
А начну я с первоосновы – Авиационного Праздника, зародившегося во времена первооткрывателей отечественного воздухоплавания. Еще в начале прошлого века сложилась традиция отмечать День «летающих людей» в Ильин день – 2 августа. Продолжилась традиция, и после революции – до 1923 года его праздновали повсеместно.
Потребность реанимировать Воздушный Флот страны в условиях послевоенной разрухи, вернула к жизни испытанный метод – так называемый «кружечный сбор». Именно ради сбора необходимых средств под лозунгом «Трудовой народ, строй Воздушный Флот!», в 1923 году было создано Общество Друзей Воздушного Флота (ОДВФ). В 1924 году партийные функционеры стоящие у руля этого добровольно-принудительного общества, решили перенести явно религиозную дату праздника авиации на более пролетарский день, выбрав для этого ближайший идеологически корректный День взятия Бастилии – 14 июля.
Объединение в 1925 году ОДВФ и Доброхима изменило статус праздника – в 1925 и 1926 годах он стал называться Днем советской авиации и химии (Авиахима). В перечень праздничных мероприятий на центральном аэродроме имени Троцкого (Ходынка), кроме традиционных полетов, вошли и «опыление» зрителей с воздуха, и сухопутные «бои» в противогазах.
В 1927 году произошло очередное укрупнение, и с Авиахимом слилось Общество содействия обороне (ОСО). Гигант Осоавиахим требовал и грандиозных праздников, и в июле вместо одного праздничного дня появилась целая неделя – Неделя обороны. К сожалению, в этой неделе авиационный праздник окончательно затерялся, да и сама Неделя, почему-то, очень скоро сошла на нет. Возможно, планы масштабных свершений первой пятилетки отодвинули проблемы патриотического воспитания на второй план.
Обострение политической ситуации в начале 30-х годов вновь «поставило ребром» вопрос об укреплении Военно-Воздушных Сил. Теперь же основным лозунгом, в отличие от предыдущего (образца 1923 года), стал – «Комсомолец – на самолет!», призывающий пополнять ряды ВВС. Именно, «дальнейшей популяризации гражданской и военной авиации в массах» и должен был служить новый Праздник авиации.
В ноябре 1932 года Командующий ВВС РККА Я.И. Алкснис внес на рассмотрение Революционного Военного Совета предложение ВВС об учреждении нового праздника – «Дня авиации». Праздник предлагалось проводить ежегодно в августе – «наилучшем времени по метеоусловиям, после подготовки в летних лагерях личного состава ВВС», в виде авиационных парадов, с демонстрацией лучших образцов военной и гражданской авиации, пилотируемых лучшими военными и гражданскими летчиками, а также с участием выдающихся спортсменов авиаторов и парашютистов.
28 апреля 1933 года Совет народных комиссаров СССР принял постановление № 859, в соответствии с которым празднование Дня воздушного флота СССР должно было проводиться ежегодно 18 августа.
18 августа 1933 года тысячи москвичей и «гостей столицы», не избалованных в ту пору ни хлебом, ни зрелищами, собрались на Центральном аэродроме имени М.В. Фрунзе. Впервые в стране состоялся масштабный смотр авиационных достижений. Посмотреть было на что. И головокружительный пилотаж лучших летчиков страны, и, не ставшие еще обыденными, парашютные прыжки десятков спортсменов Осоавиахима с огромных воздушных кораблей (АНТ-14 и АНТ-9), и невероятные полеты автожиров, и степенная мощь дирижабля.
В следующем, 1934 году воздушный парад обрел на долгие годы постоянную прописку, став легендарным – Тушинским. Сформировался и традиционный сценарий праздника. Обязательными элементами стали: воздушные шары с портретами лидеров партии и правительства, пролет самолетов строем, изображающим слова, в зависимости от пожеланий руководителей страны, «ЛЕНИН», «СТАЛИН» и т.п. В первом отделении Тушинских воздушных парадов свое мастерство демонстрировали летчики и планеристы Осоавиахима, показывали свою технику и летчики Гражданского Воздушного Флота (ГВФ). Второе, наиболее яркое, отделение было отдано Военно-Воздушным Силам (ВВС). Безусловно, наиболее ожидаемым, был пилотаж знаменитой «красной пятерки». Но самым масштабным действом, была имитация боевых действий, так, например, образно описанная в советских газетах августа 1940 года:
«Тревожно ревет сирена. Ее звуки несутся со стороны заводских корпусов, выросших на границе летного поля. Это макет большого завода. Сюда мчатся сопутствуемые истребителями, скоростные бомбардировщики. Навстречу взлетают истребители обороны. Залп зениток, взрывы бомб воссоздают зрелище настоящего военного действия. Груз бомб обрушивается точно в цель и взрывает заводские корпуса. Под ударами истребителей замолкают зенитные батареи».
Заканчивался традиционно Тушинский парад грандиозными воздушными десантами.
С 1933 по1942 год Дни Воздушного Флота отмечались 18 августа, в тот же день проводились и воздушные парады, исключая, разумеется, годы войны. Из общей стройной последовательности выпадает 1936 год, когда парад по метеоусловиям были вынуждены перенести на 24 августа.
В тридцатые годы дата 18 августа была вполне оправданной и рациональной для празднования, так как этот день был выходным днем по шестидневке, введенной Постановлением СНК СССР от 21 ноября 1931 года и отмененной 26 июня 1940 года указом Президиума Верховного Совета СССР. Фактически 18 августа было третьим выходным днем августа.
Впервые День Авиации был перенесен на воскресенье 15 августа в 1943 году. Естественно, в военные годы, праздничные мероприятия были скромными, но любовь к своим «сталинским соколам» у Советского народа была всеобщей и искренней. Праздничные выпуски центральных газет 1942 – 45 годов были «украшены» указами о награждении авиаторов.
Тушинский воздушный парад 19 августа 1945 года должен был стать демонстрацией триумфа Советских авиаторов-победителей, но погода внесла свои досадные коррективы. Газеты констатировали:
«В связи с неблагоприятной погодой авиационный праздник в Тушине был отменен. Однако к вечеру дождь прекратился. Москвичи вышли на улицы, заполнили Красную площадь.
В 20 часов Москва от имени Родины салютовала нашим доблестным авиаторам двадцатью артиллерийскими залпами из 224 орудий. Вечернее небо столицы расцветилось огнями ракет».
18 августа 1946 года стал первым послевоенным авиационным праздником с воздушным парадом на аэродроме в Тушино. Кроме традиционных номеров программы праздника, зрителей поразили эффектные пролеты реактивных самолетов и полеты вертолета конструкции И.П.Братухина с вертикальными взлетами и посадками, зависаниями на малой высоте. Интересна была и имитация воздушного боя, где участвовали трофейные «Хейнкели» и «Фокке-Вульфы».
На авиационном празднике 3 августа 1947 года в традиционную программу впервые вошел групповой пилотаж на реактивных машинах.
На протяжении 12 лет, с 1947 по 1958 годы, День воздушного флота СССР ни разу не праздновался 18 августа (см. таблицу). Акцентирую внимание на том, что переносился не воздушный парад, а именно – День Воздушного Флота СССР. В эти годы дата Праздника устанавливалась постановлением Совета Министров СССР, о чем примерно за месяц до события «население» извещалось центральными газетами.
Безусловно, многие годы главным событием Дня воздушного флота СССР был воздушный парад, деградировавший позднее в авиационно-спортивный праздник, и причиной перемещения по времени праздника являлись условия проведения воздушного парада. Могу предположить, что главным доводом в пользу переноса праздника являлась метеорологическая статистика, вероятно, оценивающая июль как наиболее благоприятный период для проведения «авиамассовок». Колебание дат проведения авиационного праздника (см. таблицу), наверное, было связано с планами боевой подготовки (учения, маневры и т.п.) ВВС – основного действующего лица воздушных парадов. Нельзя исключать и субъективный фактор – пожелания «руководителей партии и правительства». Надеюсь, что со временем появятся материалы, которые помогут обоснованно ответить на эти вопросы.
Из года в год воздушный парад работал как отлаженный механизм, строго следуя установленному сценарию, становясь с годами еще более масштабным и убедительным, демонстрируя потенциальным врагам и друзьям растущий количественный и качественный уровень воздушного флота «страны победившего социализма». Лишь иногда силы природы заставляли либо переносить Праздник (1948, 1953 годы), либо даже отменять его (1950, 1957 годы).
20 июля 1958 года впервые воздушный парад прошел без участия ВВС. И в тоже время впервые в Тушинском празднике приняли участие иностранные авиаторы – спортсмены стран народной демократии. Несмотря на отсутствие военной авиации, этот Праздник представляется мне наиболее ярким и необычным. Судите сами:
«Первое отделение — планерное... Над полем — двухместный планер КТ-2. Его ведет мастер спорта, чемпион Румынской Народной Республики Мирча Финеску. Одна за другой следуют сложные фигуры высшего пилотажа. Румынского спортсмена сменяют в воздухе представители других братских социалистических стран. Тадеуш Сливак (Польша) показал акробатический пилотаж на планере «Ястреб»... Заслуженный спортсмен Венгерской Народной Республики Эндре Коршаи продемонстрировал акробатический пилотаж на планере «Бёке» («Мир»), а польский планерист Ежи Адамек порадовал зрителей серией выполненных им сложных фигур. Групповой пилотаж на планерах «Луняк» показали чехословацкие мастера спорта Франтишек Тума, Иржи Черви и Карел Валашек.
Интересным был встречный полет на двух планерах «Приморец». Пилотаж демонстрировали москвичи — рабочие Виктор Махов и Василий Охонько...
Специальное отделение праздника было посвящено вертолетной технике ... Присутствующие на празднике восхищались, колонной вертолетов — Ми-6, Ми-1, Як-24, Ми-4 и маленьким вертолетом Ка-15...
Еще ни на одном из авиационных праздников зрители не видели столь разнообразного индивидуального пилотажа на вертолетах различной конструкции... Всем очень понравились «воздушные качели». Свое высокое мастерство продемонстрировал на машине Ка-15 летчик Олег Яркин. Всеволод Виницкий летал на маневренном Ми-4. Настоящим сюрпризом явился пилотаж на вертолете Ка-10...
Зрители восторгались исключительной смелостью, мастерством воздушных гимнастов Доната Моруса и Льва Гуляева. Вертолеты подняли их на высоту до 150 метров. Спортсмены работали один на кольцах, а другой на трапеции так свободно, уверенно, как будто их гимнастические снаряды укреплены на земле.
К летному полю подходят семь вертолетов, высота 50 м. Машины снижаются, повисают в воздухе и опускают веревочные лестницы. По этим трапам из кабин сходят девушки. Через несколько минут под горячие аплодисменты они вручают букеты цветов руководителям Партии и Правительства...
В третьем отделении праздника — самолетном вместе с советскими летчиками выступили их чехословацкие и румынские друзья.
Индивидуальный акробатический пилотаж на самолете «Тренер-226» показал советский спортсмен Федор Белушкин. Гамму упражнений отработал Константин Манолаке (Румыния) на самолете «Бюккер-133». Румынские летчики Штефан Калота, Семен Оцою и Константин Ончу выполняли фигуры высшего пилотажа на трех самолетах ИАР-813. Завершая упражнения, они выключили моторы, и самолеты, как планеры, пошли на посадку.
Два интересных номера демонстрировали чехословацкие спортсмены. Летчик Франтишек Новак и планерист Ярослав Гудец показали ряд фигур без отцепки планера от самолета. Одновременно делали петли Нестерова, полупетли, перевороты на самолетах «Тренер-226» летчики Мирослав Пршикрил, Вячеслав Кадльчек, Карел Кренч и Мирослав Поглидал.
Своеобразный воздушный футбол показали летчики Александр Коробов и Николай Давиденко на самолетах Як-18. Это было веселое, интересное зрелище. Самолеты винтами таранили воздушные цветные шары…
По радио объявляют, что к аэродрому приближаются новейшие самолеты гражданской авиации. Взоры всех устремлены к огромному пассажирскому самолету Ту-114 ... Летят другие машины: Ту-104А, Ил-18, Ан-10 и шестиместная «Пчелка»…
Много интересного было и в парашютном отделении праздника...
Болгарские спортсмены Илия Георгиев, Емануил Георгиев, Николай Андреев выполнили групповой акробатический прыжок с задержкой раскрытия парашюта в 30 секунд. Дэжи Габор (Венгрия) дважды менял парашюты в воздухе. Гимнастические упражнения под куполом парашюта на кольцах виртуозно выполнил Боживой Вейвара (Чехословакия).
… Сергей Киселев и Юрий Агеев совершили одновременный прыжок с двух самолетов Як-18, а Александр Дунаев – с самолета, выполняющего полупетлю.
Начинаются групповые прыжки. Крепко обхватив руками друг друга, от самолета Ан-2 отделяются трое парашютистов. Эта своеобразная «пирамида» стремительно падает вниз. С интервалом в несколько секунд за ней устремляется к земле вторая такая же «пирамида» из трех спортсменов. Парашютисты разжимают руки и веером расходятся в стороны. Еще несколько секунд свободного падения, и только после этого над фигурками смельчаков вспыхивают купола парашютов... Пять парашютистов прыгали со сменой одного парашюта в воздухе и свободным падением в течение десяти секунд... Наконец после пристрелочного прыжка с самолета Ил-12 показалась целая армада таких машин. Они шли волна за волной — 36 воздушных кораблей.
Мгновение — и от каждой машины отделились фигурки. Вскоре небо запестрело голубыми, зелеными, красными, белыми, полосатыми куполами. Несколько сот человек одновременно находились в воздухе. С земли им горячо аплодировали...
В заключение авиационного праздника в небо поднялось множество шаров со знаменами союзных республик. Апофеозом явился дневной фейерверк под торжественную музыку «Славься» Глинки».
Думаю, что зрители, бывшие свидетелями этого необыкновенного представления, не могли даже предположить скорый закат Тушинских воздушных парадов. Победы советской космонавтики, косвенно демонстрирующие и всемогущество боевой ракетной техники Советского Союза, принесли новые приоритеты. Полеты спутников, межпланетных станций, и, наконец, первых космонавтов отмечались всенародным ликованием. Вчерашняя любимица «вождей народов» — Авиация, оказалась в тени Космонавтики, стала лишь ее «колыбелью».
В 1959 году авиационный праздник прошел без воздушного парада. Ограничились проведением торжественных собраний и народных гуляний. Вечером 23 августа в Москве гремел двадцатью артиллерийскими залпами салют.
В отсутствии «высочайшего» спроса на авиационные парады, руководители ДОСААФ старались хоть как-то поддерживать былой статус Праздника, и радовать зрителей, прежде всего молодежь, авиационно-спортивными праздниками. Несколько лет подряд в августовские дни проводились чемпионаты страны по самолетному, вертолетному, планерному и парашютному спорту.
С 17 по 20 августа 1960 года в Воронеже состоялись Всесоюзные соревнования спортсменов-парашютистов ДОСААФ, посвященные 30-летию со дня зарождения массового парашютизма в нашей стране. Соревнованиям предшествовал большой авиационный праздник, в котором принимали участие летчики, планеристы и парашютисты.
С 21 по 29 августа того же 1960 года на Тушинском аэродроме проходил чемпионат страны по самолетному спорту.
9 июля 1961 года состоялся масштабный авиационный праздник. В тот год широким фронтом шли организационные реформы Военно-Воздушных Сил. Резали по живому, и складывается впечатление, что авиаторы вышли в свой «последний и решительный бой», и продемонстрировали все свои достижения, пытаясь переломить ситуацию. Армады бомбардировщиков Ту-95, Ту-16, Ту-22 с ракетами класса «воздух-земля», Бе-10, Як-28, Су-7Б, Су-9, МиГ-19 и МиГ-21 и, конечно, М-50 оставили неизгладимое впечатление, как у многотысячной публики, так и у многочисленных иностранных специалистов. Интересно, что в описании этого воздушного парада часто остаются за кадром первые два отделения праздника, где не менее ярко выступили спортсмены ДОСААФ, вертолетчики, парашютисты, пролетела колонна пассажирских Ту-114, Ту-124, Ту-104, Ил-18, Ан-10, Ан-24. Но, увы, этот воздушный показ не сыграл отведенной ему роли.
Наступили годы забвения, которые лишь иногда, усилиями ДОСААФ, скрашивались авиационно-спортивными праздниками. Наиболее яркими событиями в этом ряду, на мой взгляд, стали: Международные товарищеские соревнования по высшему пилотажу в 1963 году, авиационно-спортивный праздник в 1965 году и IV чемпионат мира по высшему пилотажу в 1966 году. Но сложилось впечатление, что даже такая активность ДОСААФ «на верху» не приветствовалась, так, например, как объяснить проведение авиационно-спортивных праздников в День Воздушного Флота с участием ведущих авиационных спортсменов страны в Ярославле (1963 г.) и Калуге (1964 г.), вместо традиционного Тушино.
Очередной прорыв произошел 9 июля 1967 года. Команда Л.И.Брежнева, пришедшая на смену сторонникам абсолютного ракетно-ядерного щита, вновь вспомнила об авиации (вероятно, это было последствием «вьетнамского урока»). Возникла политическая потребность продемонстрировать очередной раз авиационные «мускулы». Тушинское поле уже не могло удовлетворить сценаристов грандиозного воздушного парада. Новый аэропорт Домодедово в полной мере соответствовал масштабности замысла. Поводом для проведения авиационного смотра, естественно, объявили предстоящий 50-летний юбилей Октябрьской революции. Не буду подробно рассказывать о, многократно описанном, Дне Воздушного Флота. Могу лишь констатировать – праздник удался и остается лишь пожалеть, что он стал последним советским воздушным парадом с участием ВВС.
После 1967 года, в течение десяти лет, руководители страны не вспоминали о Дне авиации. Да и руководители Оборонного общества, вероятно, устали плыть против течения, и в период с 1968 по 1976 годы рупор ДОСААФ – газета «Советский патриот», в праздничных своих номерах, печатала лишь приказы Министра Обороны, парадные статьи и скучный план проведения недели, посвященной Дню Воздушного Флота СССР:
«… августа 19… года — День Воздушного Флота СССР. Советский народ торжественно отметит этот праздник, ознаменует его новыми достижениями в борьбе за претворение в жизнь решений … съезда КПСС.
… постановили провести в организациях ВЛКСМ и ДОСААФ с … по … августа 19… года Неделю Воздушного Флота СССР...
В День Воздушного Флота СССР комитетам ВЛКСМ и ДОСААФ совместно с политорганами воинских частей, военно-учебных заведений ВВС, гражданской авиации и спортивными организациями провести массовые спортивные праздники, спартакиады, соревнования но авиамодельному спорту, сдачу норм комплекса ГТО, показательные выступления лучших спортсменов ДОСААФ. У братских могил и памятников погибшим воинам выставить почетные караулы, провести митинги, торжественные линейки…».
21 августа 1977 года в Тушино состоялся авиационно-спортивный праздник, посвященный 60-летию Великого Октября. В празднике, демонстрируя миролюбивую политику Советского Союза, участвовали только спортсмены ДОСААФ.
Следующий авиационный праздник, приуроченный к 60-летию СССР, в небе над Тушино состоялся лишь пять лет спустя – 15 августа 1982 года. Вновь свое мастерство демонстрировали спортсмены ДОСААФ на самолетах Як-50, Як-55, Л-29, вертолетах Ми-1. Впервые зрители увидели парапланеристов, взлетающих на буксире за автомобилем. Добавились и элементы «шоу» - «…на летном поле свое мастерство демонстрировали мотоспортсмены. Они совершали прыжки с трамплинов, играли в мотобол. В другом секторе показывали скоростное маневрирование автомобилисты… Когда над Тушинским аэродромом смолк гул моторов, в небо взлетела песня. Для москвичей и гостей столицы был дан праздничный концерт».
Смена лидера партии и государства в 1985 году принесла свежую струю и в авиацию. Не буду оценивать неоднозначные реформы М.С.Горбачева, отмечу лишь «ренессанс» авиационных праздников. Вместе с возрождающимся воздушным парадом в Тушино, стал набирать силу праздник авиаторов и в Жуковском.
16 августа 1987 года, в День Воздушного Флота СССР, в Тушино состоялся авиационно-спортивный праздник, посвященный 70-летию Октябрьской революции. Впервые продемонстрированы групповой пилотаж летчиков Вяземского аэроклуба на Л-39 (ныне, пилотажная группа «Русь») и пилотаж четверки Су-26, полеты дельтапланов и мотодельтапланов.
20 августа 1989 года впервые с 1965 года на тушинском аэродроме отмечали только День Воздушного Флота СССР без дополнительных идеологических поводов. Казалось бы, эта недавняя наша история, должна быть хорошо известна многим. Но, увы, вероятно перипетии 90-х быстро стерли память о Тушинских праздниках конца 80-х, поэтому приведу некоторые подробности:
«Все было, как и обещано! Суперсовременная военная, гражданская и спортивная авиатехника, планеры и воздушные шары, полеты на сверхлегких летательных аппаратах, парашютная акробатика. И ни сильный, порывистый ветер, ни тучи, то и дело закрывавшие яркий диск солнца, не могли притушить радостного ощущения праздника.
Рассказать обо всем в коротком репортаже — задача невыполнимая. Шутка ли — сорок четыре номера в программе! И против большинства пометка: «Впервые!»
Ну как не прийти в трепетный восторг при виде самолета ВМ-Т, несущего на своей «спине» топливный бак ракеты-носителя «Энергия» длиною в 44 метра! Зрелище поистине фантастическое! Как не восхититься детищем ОКБ имени С. В. Ильюшина — широкофюзеляжным пассажирским самолетом Ил-96-300 … Какая это мощная и красивая машина!
Ее сменяет еще одна новинка — пассажирский самолет Ту-204, который, по мнению конструкторов, будет самым экономичным в Аэрофлоте...
Поистине чудеса маневренности продемонстрировали вертолеты: сначала корабельный вертолет Ка-27, а несколько позже самый грузоподъемный в мире Ми-26 и Ми-28 — новейшая боевая машина, оснащенная мощным ракетно-пушечным вооружением и высокоэффективной прицельной системой. Этот, последний, перемещался в пространстве так, словно ему неведомы законы аэродинамики: резко менял траекторию полета, вращался вокруг собственной оси, зависал над землей под самыми невероятными углами...
У кого из зрителей не захватило дух, когда над их головами стремительно промчался самолет-перехватчик МиГ-25, а его собрат – МиГ-29 … с необычайной легкостью выполнил сугубо спортивную фигуру высшего пилотажа — «колокол»…
В Тушине был показан учебно-тренировочный самолет Су-25УТ, являющийся модификацией штурмовика…
Ну а показ этого самолета можно без преувеличения назвать сенсацией. В небе над аэродромом новейший сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 с изменяемой стреловидностью крыла …
Совместный пилотаж двух перехватчиков Су-27 с вертолетом Ми-24 также смело можно причислить к разряду «очевидное — невероятное». Еще никто в мире не выполнял такого номера — сверхзвуковые машины идут на одинаковой скорости с вертолетом, равной примерно 200 км/час.
К аэродрому приближается истребитель-перехватчик Су-27, ставший в этом году сенсацией авиасалона в Париже! ... В небе над Тушином Су-27, пилотируемый Героем Советского Союза Виктором Пугачевым, выполнил сложнейший маневр, названный по имени летчика — «кобра Пугачева». Смотреть на этот уникальный номер без восторга невозможно...
Когда дикторы объявили, что к аэродрому приближается «Альбатрос», сразу стало понятно, что речь идет о самолете-амфибии А-40...
Завершила демонстрацию военной и гражданской авиатехники четверка самолетов-истребителей МиГ-29, прошедших строем «ромб».
А затем началась спортивная часть праздника, и мы услышали множество знакомых имен: Ирина Адабаш, Николай Никитюк, Светлана Кабацкая... Свое мастерство демонстрировали не только москвичи, но и их коллеги из аэроклубов ДОСААФ Калуги, Вязьмы, Краснодара, Вильнюса и других городов».
18 августа 1991 года авиационные праздники состоялись и в Тушино и в Жуковском. К сожалению, о последнем Дне Воздушного Флота СССР в Тушино пресса в те драматические дни лишь скупо известила – «…состоялся авиационно-спортивный праздник…». Надо отдать должное редакции «Красной звезды», которая нашла возможным вместе с репортажами с «баррикад» рассказать и о праздничных мероприятиях в Жуковском:
«В наше трудное время красный листок календаря далеко не всегда приносит нам праздничное настроение. Однако День Воздушного Флота СССР стал приятным исключением.
В этот день в Москве, Ленинграде, ряде других городов состоялись авиационно-спортивные праздники, работали авиационные выставки, по всей стране открыли двери для многочисленных гостей авиационные части и летные училища. По Центральному телевидению транслировался репортаж о воздушном празднике в Тушине. Мы же хотим познакомить читателей с тем, что в День Воздушного Флота СССР происходило в подмосковном городе Жуковском … Событий там было много. Но главными, безусловно, стали торжественное открытие памятника Валерию Павловичу Чкалову и состоявшийся после этого воздушный парад...
Начался парад буксировкой за вертолетом Ми-8 парашютиста-испытателя, мастера спорта СССР Николая Рослякова.
Не успел Росляков приводниться, как внимание зрителей уже было приковано к бомбардировщику Ту-22Р и сопровождающему его истребителю МиГ-21. Пилотировали эти машины заслуженный летчик-испытатель СССР Виталий Жильцов и летчик-испытатель, космонавт-испытатель Урал Султанов. Выйдя в заданную точку, они веером разошлись в стороны и устремили машины в синеву неба…
То, что продемонстрировали на Як-38 — самолете вертикального взлета и посадки — летчики-испытатели Леонид Лобас и Андрей Синицын, не могло не восхищать.
Неповторимое зрелище продемонстрировали во время пилотажа на самолетах МИГ-29 в составе пары многократный участник международных авиасалонов в Англии и Франции заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Квочур и летчик-испытатель Александр Бесчастнов.
Пилотажем экстра-класса порадовал зрителей автор знаменитой «кобры» Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Пугачев. На этом параде им впервые был продемонстрирован корабельный вариант самолета Су-27К … Под стать Пугачеву пилотировали свои машины летчики-испытатели Игорь Вотинцев и Евгений Фролов, летчик-инструктор 1-го класса Борис Васильев.
Одной из характерных особенностей настоящего парада было то, что зрители имели возможность увидеть в полете уникальные крылатые машины. Такие, скажем, как М-17МР «Стратосфера» …
Неподдельный интерес вызвал у зрителей самолет ВМ-Т «Атлант». На внешней подвеске самолета был установлен элемент ракеты-носителя «Энергия»…
Аплодисментами встретили зрители демонстрационные полеты тяжелого стратегического бомбардировщика Ту-160 и многоцелевого сверхзвукового истребителя-перехватчика МИГ-31.
Особый колорит параду придала демонстрация новых пассажирских самолетов Ил-96-300 и Ил-114 и уже эксплуатирующихся в Аэрофлоте лайнеров Як-40 и Як-42, пожарного варианта транспортного самолета Ил-76П …, патрульного самолета МАИ-89.
Большой авиационно-спортивный праздник состоялся также в Монино, где на базе музея Военно-Воздушных Сил работала выставка авиационной техники».
Так закончилась история праздников советской авиации. Следующий день, 19 августа, памятный обращением ГКЧП к советскому народу, поставил страну перед пропастью гражданской войны. Спустя полгода «единый могучий Советский Союз» рассыпался. Вместе с империей распался и имперский воздушный флот. Для авиации Российской Федерации начался (и, похоже, не закончился до сих пор) новый сложный период. Но это уже другая история.
Нам же пора подвести некоторые итоги. Первый, так волнующий многих, вопрос о датах Праздника Авиации. Предлагаю читателю самому ответить на этот вопрос. Я лишь представлю вашему вниманию скупую статистику (см. таблицу). Итак, с 1933 по 1991 год советские авиаторы отметили профессиональный праздник 59 раз. Из них, 24 раза День Воздушного Флота СССР состоялся 18 августа. Как уже было сказано ранее, с 1933 по 1940 год (восемь раз) праздничный день – 18 августа, был и выходным по, так называемой, шестидневке. Шесть раз 18 августа, по воле календаря, пришлось на воскресенье. В итоге, из 59 лет существования Дня Авиации СССР, 18 августа являлся только праздничным днем лишь десять раз. Здесь я вынужден констатировать – именно эти годы (исключая годы войны) стали годами забвения Праздника. С 1960 по 1971 год, за редким исключением (парады 1961 и 1967 года), не возникало необходимости переносить с 18 августа Праздник, стремительно теряющий статус всенародного, и превращающийся в один из многих профессиональных. Празднование Дня Воздушного Флота СССР свелось к протокольным мероприятиям. Основной задачей авиаторов в столице и на местах являлось проведение торжественных собраний с речами, из года в год, писанными под копирку, праздничного концерта и, естественно, застолья с традиционными здравицами.
В 1971 году во властных умах появилась мудрая мысль – свести к минимуму производственные потери, связанные с неизбежными последствиями праздничных мероприятий, и перенести День Воздушного Флота СССР на третье воскресение августа (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 ноября 1971 года). С тех пор и по сей день, мы празднуем День Воздушного Флота России ежегодно в третье воскресенье августа.
В 1997 году, благодаря инициативе Петра Степановича Дейнекина, появилась, документально подтвержденная дата рождения Военно-Воздушных Сил России. Вероятно, в ходе поисков архивных документов, достойных стать отправной точкой в истории ВВС России, основным критерием было желание приблизить дату к уже существующему Дню Воздушного Флота. И нашли! Петр Степанович в одном из интервью так описал это событие: «… 12 августа 1912 года наш государь в бухте Новый Свет на своей яхте «Штандарт» написал на законе Государственной думы о финансировании военной авиации: «Быть посему. Николай». Ну и, естественно, прихлебнул брюта за это дело. И вот Борис Николаевич Ельцин эту дату нам утвердил как День ВВС. А праздновать ее повелел как раз в воскресенье».
Сегодня, на мой взгляд, сложилась достаточно сбалансированная «неделя Авиации», которая начинаясь Днем ВВС, обычно «захватывает» ностальгическое 18 августа и заканчивается воскресным Днем всех авиаторов России. И, конечно, в нечетные годы День Воздушного Флота России украшается «МАКСом» - подлинным праздником для настоящих авиаторов.



Год Дата проведения Место проведения авиационного праздника (примечания)
Дня Воздушного Флота СССР Авиационного праздника
1933 18 августа 18 августа Центральный аэродром имени М.В.Фрунзе
1934 18 августа 18 августа Тушинский аэродром
1935 18 августа 18 августа -«-
1936 18 августа 24 августа Перенос по метеоусловиям
1937 18 августа 18 августа Тушинский аэродром
1938 18 августа 18 августа -«-
1939 18 августа 18 августа -«-
1940 18 августа 18 августа -«-
1941 ? августа - Не планировался
1942 18 августа - Не планировался
1943 15 августа - Не планировался
1944 20 августа - Не планировался
1945 19 августа - Отмена по метеоусловиям
1946 18 августа 18 августа Тушинский аэродром
1947 3 августа 3 августа -«-
1948 18 июля 25 июля Перенос по метеоусловиям
1949 17 июля 17 июля Тушинский аэродром
1950 16 июля - Отмена по метеоусловиям
1951 8 июля 8 июля Тушинский аэродром
1952 27 июля 27 июля -«-
1953 9 августа 23 августа Перенос по метеоусловиям
1954 20 июня 20 июня Тушинский аэродром
1955 3 июля 3 июля -«-
1956 24 июня 24 июня -«-
1957 30 июня - Отмена по метеоусловиям
1958 20 июля 20 июля ДОСААФ, ГВФ
1959 23 августа - Не планировался
1960 18 августа 21 – 28 августа Чемпионат СССР по самолетному спорту на Тушинском аэродроме
1961 9 июля 9 июля Тушинский аэродром
1962 18 августа 17 – 19 августа 2-е всесоюзные соревнований по высшему пилотажу на Тушинском аэродроме
1963 18 августа 30 июня – 7 июля Международные товарищеские соревнования по высшему пилотажу на Тушинском аэродроме
1964 18 августа - Не планировался
1965 18 августа 8 августа Тушинский аэродром
1966 18 августа 7 – 14 августа IV чемпионат мира по высшему пилотажу на Тушинском аэродроме
1967 9 июля 9 июля Аэропорт Домодедово
С 1968 по 1971 – 18 августа
С 1972 по 1991 – третье воскресенье августа.
Воскресенье пришлось на 18 августа в 1974, 1985 и 1991 годах.
1976 15 августа 25 июля – 8 августа VIII чемпионат мира по высшему пилотажу в Киеве
1977 21 августа 21 августа Тушинский аэродром
1982 15 августа 15 августа Тушинский аэродром
1985 18 августа 18 августа Тушинский аэродром
1987 16 августа 16 августа Тушинский аэродром
1989 20 августа 20 августа Тушинский аэродром
1991 18 августа 18 августа Тушинский аэродром


Рецензии