3. Разъяснения, которые никому не нужны

Михаил Самуилович Качан
"А почему бы и нет? - продолжает Бурштейн, - У меня ко всему прочему были и собственные мотивы заняться этим. Мой первый брак не сложился, и мне нужна была точка опоры вне семьи, чтобы отдалиться и разомкнуть порочный круг. Что-то подобное или же просто одиночество подтолкнуло некоторых из присутствовавших сплотиться вокруг меня и начать действовать.

Впрочем, очень скоро из них осталось лишь несколько молодых женщин, преданно выполнявших все, что требовалось».

хотя здесь А.И. Бурштейн не называет  имена этих «преданно выполнявших всё, что требовалось» женщин, их имена всё же известны. По крайней мере, двух из них я хорошо знаю. Это Юлия Вильевна Лихачева и Зоя Шмеровна Яновицкая (тогда Овсюк).Известно и третье имя. Третьей была Татьяна Винникова.

Эти три молодые женщины - действительно удивительные люди, и о них речь впереди, потому что они не только сыграли значительную роль в жизни Академгородка в тот период, создав клуб "Под интегралом.  Например, Ю.В. Лихачёва явилась одной из основательниц музея Марины Цветаевой в Новосибирске.

А дальше Толя Бурштейн пишет несколько удивившую для меня фразу о том, что у истоков «Интеграла» стоял академик Лаврентьев. Вот этот абзац:

«А требовалось многое: и челобитные, и справки, и связи. Однако на первых порах все шло гладко: Президиум Сибирского Отделения во главе с «дедом» (академиком Лаврентьевым) вошел в положение и выделил нам деньги на реконструкцию одной из столовых в молодежное кафе-клуб и приобретение дорогостоящей музыкальной аппаратуры. Последнее оказалось простейшим делом, и мы начали функционировать на временных площадках как филиал Дома культуры «Академия».

Здесь необходимы уточняющие комментарии.

Начать нужно, прежде всего с о того, что идея создания молодёжного клуба была с самого начала поддержана научным руководителем Бурщтейна заместителем директора Института Химической кинетики и гораения членом -корреспондентом АН СССР В.В. Воеводским (в июне 1964 г. он был избран академиком). А Воеводский, имевший большой авторитет у академика Лаврентьева, заручился его поддержкой. Даже было решение Президиума СО АН поддержавшее клуб и определившее его место в строящемся ТБК.

На самом деле, «Президиум во главе с дедом», никогда ничего не выделял. Он мог поручить рассмотреть просьбу клуба и выделить необходимые средства заместителю председателя СО АН по общим вопросам Л.Г. Лаврову. Но дальше без участия профсоюзного комитета дело бы встало.  У клуба не было никакого официального статуса. И Президиум Сибирского отделения такой статус предоставить не мог.

Потом клуб попробовад занять столовую на Морском проспекте (до ТБК было ещё далено). И тоже ничего не вышло.

Всё начало получаться только после разговора Бурштейна со мной, как я и писал ранее.

Со столовой № 8 на Морском проспекте (тогда ещё это была Академическая ул.) у группы энтузиастов ничего не вышло, а вот помещения в ППО после разговора со мной они получили. Но не сразу. ППО к приёму не был готов. Он же строился под бытовые нужды. Поэтому надо было уничтожить следы его прошлого предназначения и обновить интерьер. Прошло немного времени, и начались работы по приспособлению помещений ППО под нужды клуба.

Поверьте мне, что работы было достаточно много. Повсюду из пола торчали кабели к бытовому оборудованию, было залито несколько фундаментов под него. Надо было снести несколько перегородок, снять кое-где керамическую плитку. Наконец, подправить полы и перекрасить стены. а до этого надо было разработать проект реконструкции, подготовить необходимое оборудование и материалы.

До столовой №7, следующего дома клуба "Под интегралом", было ещё далеко, – целый год, – в столовую №7 напротив института гидродинамики «Интеграл» переехал лишь в середине 1965 года. Хотя, даже получив ППО, клуб не рассавался со своей мечтой - занять помещение какой-нибудь столовой.

Деньги на инструменты для джаз-оркестра Володи Виттиха были выделены Управлением делами тоже не несуществующей структуре - клубу, а по нашей смете для ДК «Академия», дочерним учреждением которого клуб стал официально.

Замечу, что филиалом ДК «Академия» клуб "Под  Интегралом" никогда не был. Он был, повторяю, его дочерним учреждением, как и другие клубы, созданные в Академгородке в те годы.

Так что, на самом деле, "Созвездие клубов" было при ДК "Академия". Но присоединяясь на словах к клубу "Под интегралом", клубы многое выигрывали: их руководители становились министрами, они получали возможность проводить свои заседания в помещении "Интеграла", могли и привлекать к своей работе при необходимости творческих людей из других клубов, используя авторитет "Интеграла".

Написал я всё это и подумал. А кого это сейчас может волновать?

Есть красивая сказка об интеграле. Очень правдоподобная.

Тем более, что главные события в нём происходили: дискуссии, конкурсы красоты, кабачковые дни, Красный рейс по Оби, фестиваль бардов, бал неучей.

И это главное. А что касается деталей? Да, кому они нужны, эти детали?..

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/22/524