Ложь и правда культуры

Михаил Анохин
                (продолжение.)
              http://www.proza.ru/2010/09/10/1139

Необходимость продолжить тему вызвана мнением ненецкой писательницы Анны Неркаги.
Так что и начну  с развёрнутой цитаты этой писательницы.
«Я считаю, что все, что мы делаем в области культуры, — это все ложь. Мы свою культуру возвели в ранг абсолюта. Это неправильно. Нельзя из культуры, даже если она является совершенной, высокой, делать идола. А человечество превратило все свои собственные культуры в идолов. Нельзя рассматривать собственную культуру отдельно от Бога. Мы вообще Бога выкинули из своего сознания и занялись только собой».

Вот эта мысль, что «мы занялись собой»  и побудила меня написать продолжение и вовсе не потому, что я не согласен с Анной.  Напротив я  полностью согласен с тем, что  занятие собой в её плоском потребительском значении, вплоть до права свободно распоряжаться собственным телом, практически убила в человеке - ЧЕЛОВЕКА и начался регресс – оскотинивание его. Превращение в животного обладающего огромной единичной мощностью.

Что там мифические богатыри разнообразных народных мифов и легенд? Сейчас один человек вооружённый автоматическим оружием может противостоять целым ордам диких кочевников или в железо закованным рыцарям средневековья.

Гуманизм Вольтера, Гольбаха Дидро, Руссо, Гельвеция только расцарапал кожу прежнего христианского человека, и тут же из каждой царапины заревело по чудовищу. Но оно ещё сидело внутри католика, протестанта и ревело из этих кровавых ран. Оно ещё не вырвалось оттуда на свободу, не воплотилось. Это была ещё модернизация прежнего человечества, прежней Европы.

Постмодерн – это уже воплощение! Сорваны с человека модерна все личины, все маски и миру предстал во всей своей блестящей (гламурной) мерзости человек постмодерна.
Время постмодерна вывело на передней план политической и экономической жизни НОВОГО ЧЕЛОВЕКА, или «Человека-Зверя.

Можно сконструировать и латинский эквивалент – Animal homo.

Такова правда о нас. Мы потеряли образ и подобие Бога окончательно и бесповоротно. В этой бесповоротности общемировая трагедия. Тут истоки лживости современной культуры и особая лож литературы, идущей на поводу у Animal homo.
 
И уже, как справедливо говорит Анна Неркаги, даже высокая культура, превращённая в идола, делает человека зверем. И высокая литература не способна облагородить человека-зверя и тем более не способна обратить процесс деградации вспять.

Нужно совершенно ослепнуть, чтобы не замечать, что европейский человек в своей культуромании превратил Европу в фабрику идолов?

Решительно всё от маркетинга с его рекламой до средств масс-медиа, работают на этих идолов. И даже экономика превращённая постмодерном в свою противоположность – хрематистику питает этих идолов своими соками.
Почти всякий объект культуры здесь стал идолом. Поэтому наше время – это, прежде всего, время идолопоклонства. Ни один континент так не наводнён идолами, как современная Европа. Нигде так не пресмыкаются  перед вещами и нигде столько не живут ради вещей и для вещей, как в Европе.

И тут уместно сказать о Морисе Матерлинке, но не о его фантастической феерии «Синяя птица»,  о чем я уже писал раньше в статье: «Синия птица Мориса Матерлинка» http://www.proza.ru/2011/12/22/891.

Речь идёт о его последней работе: «Перед великой тишиной» где писатель подводит трагичный баланс своей философии, своему творчеству. Трагический!
А иначе и быть не могло, ведь и он жертва европейской эпидемии – гуманизма, человекопоклонства. Он хотел все свести  к человеку, все объяснить человеком, и наконец, тот ему опротивел.

Всякий в ком есть смелость заглянуть в собственную сердцевину души  испытает тошноту от того, что он там обнаружит. А обнаружит он там требуху и только требуху и ничего более кроме этой вопящей о своей потребности требухе! И, конечно же, такой человек опротивет.

Без Христа нельзя возлюбить ближнего своего. Без Христа нет любви!

Вот почему так много стало суицидов среди молодёжи! Вот почему, так распространены в мире горизонтальные связи в интернете учений, призывающих умереть. Ведь что такое умереть? Спрашивают они. И отвечают – умереть, это уснуть. Разве в снах  небыли счастливы? Зачем видеть мерзости жизни, несправедливости её? Умрём вместе!

В гуманистическом порыве Метерлинк не пожелал опереться на Христа, потому и онемел в безумном отчаянии перед неразрешимою загадкой мира.

Человеку-зверю и не дано, разрешить эту загадку,  увидеть небеса! Перед ним открывается только холодный космос с миллиардами галактик и он бредёт воображением по этой холодной пустоте, бредя «братьями по разуму», которые спасут его от самого себя.

Но как уже было сказано – единичная мощь и противостояние всех против всех, иначе сказать борьба за лидерство, конкуренция во всех сферах разорвёт этого, пост модерного человека и все, что он создал – создано себе на погибель.