Круиз. Северная Европа

Игаль
  Начну с того, что круиз и для меня и для остальных членов семьи абсолютно новый неизведанный вид путешествия.  По сути, корабль это огромный отель со всеми удобствами, который переезжает, вернее переплывает с места на место,  предоставляя на все время массу немыслимых услуг, чтобы отдых стал незабываемым, с ощущением роскоши.

После длительных выборов и раздумий, мы решили остановится на странах северной Европы, где никогда не были. Некоторые сомнения возникали лишь от относительно низких температур в этих краях. Северная часть Исландия почти у северного полярного круга со средней температурой в июне около 13 градусов. Да и северная часть англии тоже не особо жаркая часть земли. И все-таки, после нашей жаркой страны хотелось хоть чуть чуть перемен.

Про перелеты скажу лишь вскользь. Я вообще не любитель долгих перелетов, а чтобы добраться до места, предстояло пережить их два. К счастью, все прошло относительно хорошо, если упустить момент с потерявшей сознание в самолете девушкой. Благо на лайнере оказался даже  переизбыток врачей, а с девушкой ничего серьёзного не произошло. Иначе можно было опоздать на второй рейс и даже на сам корабль.

Очереди на проверку в двух аэропортах оказались не таким страшным делом по сравнению с ожиданием прохождения записи на корабль. Ничего не поделаешь, он просто огромен и людей собралось много. Девятнадцати этажный красавец лайнер, которому едва исполнился год,  ожидал своих гостей в порту Гамбурга. Каких нибудь два часа очередей, и мы ступили на палубу это чудесного корабля.
Четыре с половиной тысячи пассажиров собралось  в этом круизе. Даже представить себе трудно такое большое количество людей. Как мы узнали чуть позже, люди собрались со всего мира. Больше всего немцев - две с половиной тысячи. Дальше испаноговорящие туристы. Испания, Португалия, Мексика, Бразилия, Аргентина. Чуть меньше итальянцев и по чуть чуть из других уголков земного шара - англичане, американцы, русские, китайцы, японцы, индийцы, филиппинцы, турки, арабы. Все это огромное количество туристов обслуживало полторы тысячи членов экипажа корабля.

Потрясающая роскошь - первое, что возникло в голове, когда мы поднялись на борт корабля и вошли на первую, вернее пятую палубу.  Оценить ее всю просто невозможно,  особенно в первый день, да ещё после долгих перелетов и бесконечных очередей.

Добравшись до нашей каюты, расположенной на двенадцатой палубе, мы выдохнули. Теперь начинается истинный отдых и расслабление. Каюта, похожая на отличную комнату в дорогом пятизвездочном отеле встречала нас праздничным убранством. Ещё одно вау. Красиво, роскошно, приятно. Бросив чемоданы, мы конечно вышли на балкон оценить вид с высоты птичьего полета.
Особой красоты пока не наблюдалось - вид с задней стороны одного из гамбургских каналов это не шедевр красоты, но все равно сердце трепетно колотилось от предвкушения других видов с этого балкона.

День подходил к вечеру и сейчас остро ощущалось чувство голода. Ужин у нас только в семь тридцать. Однако, есть возможность посетить буфЭ, который открыт двадцать часов в день. Ха! - вырвалось у нас, когда мы поднялись на пятнадцатую палубу, где это буфет располагался. Он занимал третью часть корабля со стороны кормы с двух сторон. Из еды там было … или лучше сказать - чего там только не было. Это скорее ресторан, чем перекусочная , да ещё работающая по принципу шведского стола.  Огромное количество блюд, к тому  же очень вкусных не оставило нам шансов на ужин. Правильнее сказать, это все-таки столовая по шведскому типу, а не буфЭ.
Однако к восьми вечера, скорее для проверки, мы все-таки спустились в ресторан на ужин. В отличии от ужина во многих гостиницах четырёх и пятизвездочного уровня, тут был полноценный ресторан, где за все уже заплачено, кроме напитков. Шикарная обстановка, прекрасное обслуживание, забронированные за каждой каютой столики добавляли очередное вау в наше впечатление. Есть мы конечно не стали. Только перекус. Но и это оставило приятное ощущение.

В программу ознакомительного дня на лайнере входило много мероприятий, но осилить их мы уже не могли. Решили только прогуляться по улице с названием плаца меравилья, на которой расположились специализированные рестораны, магазины известных фирм и  всяких закутков по разной тематике мы решили не оставлять на завтра. Есть у этой улице и еще одна особенность. Потолок. Это полукруглый экран длинною в двести метров. Несколько раз в день там меняется рисунок, и кроме этого несколько раз  проводятся короткие дом-шоу с показом клипов по разной тематике.
И снова мы были приятно удивлены. Красота, сверкание огней, переливы потолка, бриллианты, бары, восхищенные лица туристов со всего мира.
Все это говорило - вы попали в сказку. Если кто-то не понял это с первого взгляда, то всегда оставался и второй и третий, а мнение все не менялось.

Уставшие, но беспредельно довольные, мы вернулись в каюту как раз к отплытию.
Медленно и незаметно сдвинулась земля, уплывая вправо. Вспомнилось ощущение наблюдение перона из окна поезда.
Проплывали мимо разноцветные крыши домов окрестностей Гамбурга, бесконечные каналы, доки, пустынные пляжи.
Ночь, весь следующий день и ещё одна ночь  пройдут в северном море, а сейчас спать. Ведь день выдался таким длинным и насыщенным.




ДЕНЬ ВТОРОЙ.
За ночь несколько раз просыпался от ощущения покачивания, но снова засыпал, видя через балконную стеклянную дверь морскую гладь. К счастью, никого из членов семьи не тошнило, голова не кружилась.
 
Просыпаться утром оказалось очень приятно. Вчерашнюю усталость сняло, как рукой, а утренний душ добавил приятных ощущений и внёс заряд бодрости. Позавтракать мы решили в ресторане - нужно все-таки оценить достоинства роскоши. И снова все то же приятное, даже щенячье ощущение сказки на королевском уровне. В брошюрах предлагалось идти в ресторан в костюмах,  а на некоторые мероприятия даже взять напрокат смокинг. Не многие воспользовались этой рекомендацией, судя по вольной одежде. В конце концов, люди приехали сюда отдыхать и ощущать свободу.
 
После завтрака, конечно, пора как следует обойти весь корабль. Девятнадцать неповторимых этажей развлечений. Какое счастье, что сказка продолжалась. Хотелось попробовать все. В каждом закоулке что-нибудь интересное или вкусное и обязательно неожиданное. Путешественников ожидал бродвейский театр, итальянский цирк, караоке бар, танцевальные площадки для всех возрастов, игровые комнаты, 4-Д кинотеатр, казино, плавательные бассейны, спортивный зал по последнему слову техники, беговые дорожки вокруг корабля и множественные прогулочные и смотровые площадки. И это далеко не все, как выясниться позже.
 
 
Открытый бассейн мы вынуждены были отклонить по причине низкой температуры. Утром за бортом было всего двенадцать градусов, а с ветерком ощущалось градусов на пять меньше.
Промелькнули незаметно обязательные мероприятия, такие, как  визовый контроль для посещения объединенного Королевства, и лекция по выживанию на корабле при нестандартных ситуациях. Теперь мы знаем, куда бежать в случае развития сценария Титаника.
 
Почувствовали мы сегодня и качку. Не очень сильную, но  более ощутимую, чем ночью. Наверняка, людям со слабым вестибулярным аппаратом сегодня было не по себе. Хорошо, что мы не страдаем морской болезнью.
 
Решили мы и организационные вопросы. Заказали экскурсии, которые присмотрели заранее в Англии, Шотландии и Исландии.

За всеми мероприятиями время бежит незаметно. После обеда в буфете, мы с трудом выползли на палубу. Я не гурман. И шведский стол я видел не раз, но вкусная еда не оставляла выбора. Чтобы хоть немного убрать лишние калории, делаем прогулку по палубе вокруг корабля. Хотя при чем тут калории?  Это такое приятное ощущение прогулки после завтрака!  И тут замечаем загорающих людей, купающихся в открытом бассейне. Точно сумасшедшие немцы - подумали мы, проходя мимо. Но дальше закрытый бассейн, джакузи, солярий.  Это же надо!
Понятно, что через пять минут мы были переодетыми в этом бассейне. Радости добавилось в очередной раз.
Ужин. Не сговариваясь, мы снова отправились в буфет. Ну кому нужен этот ресторан, если подают почти ту же самую еду, нет питья, да ещё и ждать нужно.

Чуть позже нас ждало цирковое представление. Не цирк в широком понимании, как выяснилось позже, а акробатические номера, но поставленные в виде отличного шоу со спецэффектами. Кроме того, сидели в зале на удобных стульях с коктейлями и шоколадом на столиках. Снова вау, снова ощущение продолжения королевской роскоши. неужели к этому можно привыкнуть?

День промчался в восхищении и приятных открытиях. Спать, спать, спать. Завтра прибываем в порт южный квинсферри. Недалеко от столицы Шотландии.


ТРЕТИЙ ДЕНЬ.

Часы показывали пять утра. Но это время нашей страны. С учетом перевода часов, тут уже семь. Организм требовал вставать, но все вокруг мирно спали. Недолго думая, решил отправиться в спортзал. И время пройдёт и для здоровья хорошо.  Огромный спортзал, тренажеры по последнему слову техники, мониторы не беговых дорожках и тренер. Ощущение после занятий утром просто великолепное.
 
К семи утра мы уже стояли на рейде возле Квинсферри. Это небольшой городок, километрах в двадцати от столицы Шотландии.  Оказалось, что корабль в порт не заходит и было интересно, каким образом тысячи путешественников переберутся на сушу. Оказалось все просто. До берега нас перевозили на штатных спасательных шлюпках  корабля. Так сказать, и проверка и необходимость. Шлюпки большие, закрытые, двухпалубные с автономными двигателями. Так что, плыть на них можно далеко даже в случае непредвиденной ситуации.
 
Мы решили не брать предлагаемые компанией организованные экскурсии по Эдинбургу. Учитывая прежний опыт путешествий, мы заранее  подготовились и спланировали самостоятельный поход по этому городу.
 
 
Паровозная станция расположена в пяти минутах ходьбы от пирса, как мы уже знали. Поезда до Эдинбурга идут каждые пятнадцать минут. Что может быть лучше похода по утреннему перелеску? Зелень, влага, деревья. Все, от чего мы отвыкли в нашей жаркой стране, здесь воспринималось как продолжение сказки. 
Двадцать минут на электропоезде с прекрасными видами зеленых полей и лесов и мы в центре Эдинбурга. Первым номером у нас было запланировано посещение эдинбургского замка. Расположенный на горе замок виден со всех сторон. Единственное неудобство - нужно идти в верх так называемую королевскую милю. Это название старинной булыжной улицы, длинной в километр и семьсот метров.  Все улицы в старом городе мощеные булыжником. Наша физическая подготовка к счастью, не подвела, и уже скоро мы оказались в длинной очереди у касс красивого шотландского замка.
 
Немного удивило, что евро берут с неохотой и по сумасшедшему курсу. Вероятно, это результат выхода соединенного королевства из Евросоюза. Поэтому проще оказалось воспользоваться банковской карточкой. Неожиданно оказаться в городе, когда у тебя в карманах и кошельках евро, а мороженное или легкий перекус купить на улице ты не можешь. Но это мелочи. В конце концов, всегда можно найти обменный пункт.
 
Замок, как и большинство зданий в городе древние- возраста около трехсот до пятисот лет. Я люблю старинные постройки. Есть в них что-то мистическое.
Сам замок особого впечатления не оставил. Наверное из-за того, что посмотреть можно лишь окружающие его постройки, а внутрь центрального здания пройти нельзя.  Многие предметы культуры, быта, оружия прекрасно сохранились, что доставляет удовольствия их рассматривать. В некоторые дни на площади перед замком проходит парад в национальных костюмах, с оркестром и волынками,  но нам сегодня не повезло. Не тот день.  Однако звуки волынки слышались со всех сторон. В основном от уличных музыкантов, с которыми можно сфотографироваться за пару фунтов.
 
Огромное количество туристов, наводнивших город, мешало наслаждаться и ощутить настоящий дух города, почувствовать его историю и древность. Ничего не поделать - я и сам один из них.


Часа за три ходьбы по городу начала ощущаться усталость, и развеять ее можно в зеленых красивых парках и в кафе-ресторанах, которых по всему городу разбросано немало.

Не успел я почувствовать связь с городом или привязаться настолько, чтобы продолжить экскурсию. Ещё и младший сын устал от ходьбы вверх-вниз. Он сильный малый и может запросто все эти три часа играть в футбол, но чтобы ходить по городу и смотреть то, что ему не интересно, это выше его сил. А когда он начинается нудиться, тут уже ничего не поможет. В другое время, в другой обстановке я бы сюда вернулся, но сегодня придется возвращаться на корабль. Одного дня для столицы Шотландии, конечно не достаточно. В этом минус круиза. Галопом по европам. 

Зато на корабле нас ждала роскошь и  отличная еда. В этот день вдруг захотелось снова вернуться в ресторан. Бесконтрольное поглощение пищи в буфете наверняка не очень правильное решение. Так что вечером мы спустились на пятую палубу в ресторан, где нас ждал зарезервированный на весь круиз столик.  И снова все потрясающе красиво и вкусно. Плюс обслуживание, роскошь.  И вот, вчерашнее решение об удобстве буфета потускнело, уступив место сегодняшним впечатлениям. Прекрасная еда, каждый день новая,  опять приятно удивляет. 
К этому времени корабль покидает уютную бухту между северным и южным квинсферри, и мы берем курс на следующий порт.

Аттракции на корабле не прекращаются, но сегодня уже нет сил. Ну, разве что спуститься пройтись по единственной двухсотметровой улице с чудесным потолком перед тем, как пойти спать.
 

ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ.

Ночь проходит быстро и незаметно. Ни волн ни качки в северном море. Но видимость очень плохая из-за постоянного тумана.  Мы тихо движемся в белесой пустоте, словно летучий голландец.


Едва открыв глаза, мы наблюдаем, как наш огромный лайнер осторожно причаливает к пирсу. А дальше просто сказочно красивый пейзаж пригорков, покрытых зеленью и чуть дальше слева небольшой городок.

Сегодняшний порт это шотландский город Киркволл на оркнейских островах чуть севернее Британии. Совсем маленький город с населением в восемь тысяч человек. Наверняка, статья туризма в нем значительная.  Ежегодно сюда прибывают около двухсот тысяч туристов. После хорошего завтрака мы сходим на берег, где ожидают автобусы, везущие нас в город, до которого собственно около пяти минут езды или минут двадцать ходьбы.

Маленький уютный город, сохранивший культуру  Шотландии, в котором ощущается спокойствие и благодать. До нашего прибытия. Туристы с корабля увеличивают на пятьдесят процентов население городка, и тут вдруг становится шумно и многолюдно. 

Древних зданий не осталось. Разве что старинная церковь, возрастом около тысячи лет. Предлагают посетить развалины графского  замка. Это скорее хорошо сохранившийся остов некогда красивого и богатого здания.

Почти весь городок сделан из гранитной слоистой породы толщиной в три-пять сантиметров. Это единственный камень на островах. Наверное нелегко было строителям. Более современные здания уже сделаны  из дерева. Дома одно , двух и реже трех этажные. Несколько центральных широких улиц и  в основном Узенькие дорожки, где с трудом разъедуться две машины. Зелени в городе не много и растёт она участками.

Графский замок некогда был красив и величественен. Ты ходишь среди голых каменных стен, подземных переходов замка, заглядываешь в сырые комнаты и башни, пытаясь воссоздать в воображении былое убранство и понимаешь, что фантазии не хватает,  чтобы представить в полном объёме давно ушедшие времена. 

Местное население почти не видно на улицах. Люди тихие и спокойные с белой кожей. Медленно течёт тут время, нет суеты и спешки. Все идет своим чередом.   Мне показалось, что так и должна выглядеть глубинка.
За полтора -два часа можно обойти весь городок, хотя это и не нужно. мы возвращаемся на корабль. Нужно перекусить и отдохнуть перед организованной экскурсии по острову после обеда. 
Плотно пообедав, мы снова сходим по трапу и садимся в экскурсионный автобус.

К сожалению нет экскурсий на русском языке. Наш гид женщина лет пятидесяти пяти из местных. Она говорит достаточно медленно и очень красиво на английском языке и ее тут же переводит девочка на испанский. Конечно, нашего английского не достаточно, чтобы точно понять ее рассказ, но все равно нет ощущения, что ты дуб дубом, потому что очень много доступно для понимания даже на нашем уровне.

Автобус едет вдоль красивейших зеленых полей и пригорков, ровной глади озер. Деревеньки тут маленькие, в основном на несколько домов. Иногда это всего пять -десять домиков, а иногда и просто отдельно стоящие дома. Реже до двадцати. Весь остров в самой широкой части всего восемьдесят километров.

Сельское хозяйство основная часть дохода и жизни местного населения. Гид говорит, что местные животные считаются самыми счастливыми  в мире. Чистейшая природа, зеленые пастбища, которым нет конца и края. Повсюду пасутся коровы, козы, овцы.

Много и заброшенных домов с провалившейся крышей, от которых веет запустением и тоской. Наверняка, чтобы жить в этих краях, нужно иметь особый характер. Даже не знаю, какие тут бывают развлечения у местного населения, когда даже в гости к соседям сходить иногда бывает трудно, если соседи живут километрах в пяти от тебя.

Постепенно мы доезжаем до противоположного конца острова и останавливаемся у скалистого берега с видом на Атлантический океан. Красивое место, захватывающее дух, при взгляде вниз, где накатываются огромные волны на темные почти черные скалы.  Как раз здесь и собирают те самые слои гранита для постройки домов на острове. Завораживает смотреть на изумрудного цвета воду.
Высокий Берег зеленый и красивый.  Большинство растений мне не знакомо. Красиво, тихо, грандиозно. Чистейшей воздух. Полчаса, отведенные нам на скалистый берег, пробегают незаметно, и мы вновь садимся в автобус, а гид продолжает рассказ об истории острова, Вторую Мировую войну, которая не обошла и и этот забытый край.

Вторая остановка нашей двухчасовой экскурсии возле кольца камней. Называемое кольцо бродгара. Вкопанные в землю Камни расположены по кругу диаметром в сто метров метров. Памятник культуры уходящий примерно в третий век до нашей эры, но точная дата пока неизвестна, так как круг еще не исследован.  Считается более древним, чем знаменитый стоунхендж.
Мистическое сооружение. Согласно легендам, эти камин в далеком прошлом светились при восходе и заходе солнца. Согласно сборнику легенд от G. F. Black (1903 г.) этот мегалитический монумент назывался храмом Солнца. В нем совершалась мужская (вторая) часть трехэтапного обряда обручения.

 На сегодняшний день из шестидесяти камне осталось всего двадцать семь плит.  Место несомненно с сильнейшей энергетикой. Или место силы. Даже находясь за кругом, ощущаешь эту энергию, которая, словно переворачивает всю твою энергию. Чувство течения времени тут тоже нарушается. В середину круга да и к самим камням  не пускают, мотивируя охраной не обследованного памятника древности.
Впрочем, меня это не остановило, и я подошёл к самим камням.  Это плиты из того же гранита, что есть повсюду, вкопанные в землю. Высотой около двух-трёх метров. Разные по форме и размеру. Некоторые плиты двойные - между ними зазор около пяти -десяти сантиметров. Камни старинные, покрытые мхом и лишайником, которому занимает сотни лет, чтобы прижиться на камне. Так что сомнений в древности сооружения у меня нет.  При прикосновении в пальцах ощущается покалывание. Потрясающее магическое место, которое несомненно влияет на энергетические структуры человека.
К сожалению, полчаса, отведенные  на посещения этого культового места, пролетают незаметно, и мы возвращаемся к автобусу. 

Снова красивые зеленые пригорки, озера. Снова тишина и забвение.

Некоторая грусть остается от посещения этого острова, но общее впечатление прекрасное. Жаль, что так мало времени. Сюда хочется вернуться.
Несколько минут езды, и мы возвращаемся на корабль. Через полчаса медленно и плавно лайнер отходит от пирса и берет курс на Исландию. Буквально в нескольких километрах от берега горизонт  снова заволакивает туман, погружая нас белесый непроглядный мир, в котором скользит наш корабль.

Вечер после ужина мы решили провести активно и разучить аргентинское танго. Каждый день на корабле пара профессиональных танцоров  дает уроки танцев. Венский вальс днём раньше мы пропустили, впрочем, уроки за время круиза будут повторяться. Ну а сегодня танго. Я никогда не танцевал танго.
К нашей радости, объяснения очень простые и понятные.  И каждое движение, каждое па неоднократно показывается.
В центре зала стоят множество пар разных возрастов, так же, как и мы пришедшие изучить танец. В начале изучение идет врозь, но одновременно,  так как мужская и женская партия немного отличается. Обучение идет с шутками на всех языках мира. Веселая и непринужденная атмосфера раскрепощает людей. Никто не боится делать ошибки или выглядеть глупо.  Движения повторяются, пока они не усвоятся до автоматизма. И вот, минут двадцать -тридцать спустя, все пары танцуют венский вальс, словно знали его всю жизнь. У всех восторг и хорошие впечатления. А еще большая часть людей, сидящих вокруг танц поля, аплодируют.


ДЕНЬ ПЯТЫЙ.

Этот день и следующую ночь мы проведем в море. Вернее в атлантическом океане. За балконным стеклом все тот же молочный туман. Лайнер, покачиваясь на волнах, движется на северо-запад. Одна из программ телевизора показывает данные навигатора, и говорит, что мы находимся посередине между Оркнейскими островами Шотландии и островом Исландия. За бортом всего шесть градусов тепла, северный ветер и почти километр глубины под килем. Мы вздыхаем, понимая, что в открытый бассейн сегодня тоже не пойдём. Впрочем, каждый вечер под дверь подсовывают листочки с культурной программой на корабле на следующий день, а там длиннющий список по часам для всех возрастов. Скучать точно не придется. А успеть все нет возможности ни у кого.

Отличный завтрак мы проводим  в буфете по просьбе ребёнка. Ему ресторан нравится гораздо меньше, чем нам, и нужно уважать и его желания.  К тому же, разнообразие никому не помешает. Снова удивляемся разнообразию еды. И снова все прекрасно и вкусно. 
Время течёт лениво, торопиться некуда. За окном белесый мир и вполне ровная гладь океана. Лайнер лишь чуть чуть, лениво, словно нехотя покачивается то влево-вправо, то вперед-назад.  К счастью, мы абсолютно хорошо переносим это покачивание.

Ребенок после завтрака бежит в спортзал играть в футбол, а мы отправляемся путешествовать по кораблю.  На открытых палубах крайне неуютно без верхней одежды. И очень быстро на меня находит усталость и желание поспать. Тем более, время уже на три часа сдвинуто от нашего, что сказывается на ощущении потерянности органзима, что добавляет ранний рассвет, поздний заход солнца и почти все время светлое время суток.

Незаметно пробегает время сна. И вот, уже снова обед.
 С удовольствием иду позаниматься в спортзал. Съеденные калории нужно куда-то девать. Да и покачать мышцы никогд не помешает.
 
Чуть позже иду в один из баров с чудесным видом на море-океан и пишу свои дорожные Заметки. 
Вечером мы спускаемся на главную улицу корабля и идём учить венский вальс. Обучение, как и в прошлый раз проходит доступно и юмором. Неожиданно для меня этот танец оказался не просто танцем. По нагрузке он похож на хорошую пробежку.

Уставшие но довольные мы поднялись в буфет чтобы выпить воды и перекусить. На сегодняшний вечер мы планировали посмотреть закат, который по геоданным должен был состояться в 23.45.  Горизонт к счастью, оказался чист, небо красивое голубое с редкими тучами. Даже туман остался где-то там позади.
Корабль к тому же повернулся правильным боком, и заходящее солнце стало видно из нашей каюты. Мы ждали, пока оно сядет и скроется за горизонтом, но не тут-то было. Оказалось, геоданные были точны на точку в сто миль южнее, а в этих краях, за полярным кругом, за шестьдесят шестой параллелью,  солнце в это время года садиться вообще не собиралось. Прождав полчаса и сделав несколько снимков, мы отправились спать. Это был чудесный , наш первый полярный день.


ДЕНЬ ШЕСТОЙ.

Исландия, город акюрейри.
Ещё на подходе нас встречали потрясающей красоты виды. Невысокие горные склоны со снежными шапками и низкими облаками.  Темная морская вода и фонтанчики сопровождающих корабль китов. Вроде спать легли вчера поздно ночью, но все равно проснулся рано и сейчас рассматривал, открыв рот, потрясающие картины вдоль берега.

На сегодняшний день мы заказали организованную шести часовую экскурсию по местному ландшафту, которая начиналась почти в полдень, поэтому можно выспаться как следует.

Корабль аккуратно причалил у пирса небольшого городка в то время, как мы сели завтракать в полюбившемся буфете. Приятно делать все не торопясь. Есть не торопясь, думать не торопясь, собираться. За те несколько дней путешествия мы уже отвыкли от сумасшедшего ритма работы и забот, поэтому наслаждались каждой минутой отдыха. 
Погода сегодня выдалась облачная, хотя обещали без дождя. Утром пятнадцать градусов а днём все восемнадцать.
Впрочем, чтобы ощутить местную температуру мы решили пройтись по верхней палубе парохода. Немного напрягали белые вершины относительно невысоких гор в округе. Без особых сомнений решили взять самую тёплую одежду. Ветер давал ощущение более низкой температуры.

К назначенному времени мы спустились к месту встречи и уже через десять минут сидели в туристическом автобусе.
Погода, словно не читала прогноз на сегодняшний день, решила нас побаловать дождиком. Не очень весело, но зонтик у нас с собой был, а плащи-накидки выдали на пароходе.  И как когда-то мы услышали от гида в Лондоне, что экскурсия состоится при любой погоде, так и сегодня мы абсолютно спокойно отнеслись к дождливой погоде.
Англоговорящий гид пожилой мужчина рассказывал про историю острова и его вулканическом происхождении, а мы разглядывали и склоны гор - потухших вулканов, иногда спрятавшихся за низкими облаками. Красивые озёра и речушки. Зелень довольно скудная. Северная тундра. Больших деревьев на острове нет. Естественный отбор оставил деревья не выше двух метров.

Первая остановка - водопад богов - godafoss по местному. Назвали его по одним данным в честь бога Одина и его жены Фригг, а по другим из-за того, что при принятии христианства в 1000-ом году, в него сбросили статуи северных богов.

Моросит дождичек, прохладно, но с нашими теплыми куртками и зонтиком вполне комфортно. Примерно от этого места и дальше вглубь острова идут поля из застывшей лавы. Это разного размера куски оплавленного грунта от небольших камешков до скал, вдоль которых течет река.
Чистейшая горная вода падает с высоты всего двенадцати метров и несется дальше. Полукруглый водопад шириной в тридцать метров красивое место для отдыха. Нет тут сумасшедшего напора. Это скорее место уединения и наслаждения силой. Большое количество туристов заполнило все пространство смотровых площадок и подъездных путей, поэтому ощутить в полной мере это красивейшее место крайне трудно. Делаем несколько снимков, спускаемся по ступенькам из лавового камня вниз к самой воде. Горная холодная вода очень чистая. Песок вдоль берега черного цвета из-за вулканического пепла.

Отведенное время пробегает незаметно быстро, и снова нужно возвращаться в автобус. Снова зеленые скудные пейзажи, небольшие реки и озера. Но теперь все чаще попадаются торчащие из земли бесформенные глыбы некогда растекшейся магмы.  Растительность с трудом находит себе место среди этих, казалось безжизненных кусков оплавленной породы. 

Гид рассказывает, что вулканическая деятельность на острове не прекращается, и время от времени просыпается тот или иной вулкан. Полседнее известное извержения вулкана Эйяфьядлайёкюдль в 2014 году принесло немало тревог и привело к закрытию многих воздушных трасс.
Огромное количество гейзеров на острове позволило направить их мощь на нужды страны. С помощью горячей воды отапливаются девяносто процентов домов на острове.

Автобус останавливается в долине гейзеров, которую в считанные минуты заполняют наши туристы.
Гейзеры в данное время лишь выплевывают из под земли струи пара с запахом серы. Зловонный запах вместе с дождем и грязью отпугивает часть туристов. Может быть погода, может быть ещё что-то, но желания тут оставаться нет, и мы возвращаемся в автобус. Тут мы столкнулись с местными мухами. Они вполовину меньше обычных. Серые с длинным крыльями. Довольно надоедливые, забираются в глаза и нос, но к счастью, медлительные или сонные.

Когда остальные любители гейзеров возвращаться в автобус, мы , наконец, покидаем это место, но запах преследует нас еще довольно долго.

Снова автобус петляет по узенькой горной дорожке, где с трудом разъезжаются два встречных транспортных средства. Очень много трейлеров встречается по пути и очень много мотоциклистов. Казалось бы, путешествовать по этой холодной стране на мотоцикле совсем комфортно, но таких любителей предостаточно.
 
Минут через двадцать автобус останавливается в долине лавовых полей. Тут у нас запланирован перекус в ресторане после похода по дорожкам между каменных глыб застывшей лавы. Место необычное. Совершенно не похожее на земной ландшафт. Может быть, так выглядит лунный или марсианский, но никак не земной. Всюду вокруг огромные опаленные камни причудливой формы. Все еще пахнет серой из долины гейзеров. Кажется, что это запах будет преследовать нас ещё долго.

Узенькие дорожки петляют между камнями. Доходим до разлома в земле. Гид сообщает, что это не просто разлом или дырка в земле, а разлом каменных плит европейского и американского континентов. Мы смотрим в расщелину шириной около полуметра, на дне которого ещё не растаял снег и киваем. Хотя мысль в голове - что-то не похоже на такой гигантский разлом. Ну, да ладно. Может, так оно и есть.  Впрочем, после поездки я смотрю информацию о разломе, с названием Силфра —это огромная трещина в поверхности земли, где континентальные пластины встречаются, смещаясь приблизительно на два сантиметра в год. Поэтому была уникальная возможность стоять одной ногой на европейском, а другой на американском континенте.

А мы вместе с группой движемся дальше. Зелени много, но она в основном в между камнями. На лавовой породе даже мох селится с трудом.
Минут через сорок мы добираемся до ресторана, где нас ждет вполне приятный перекус в виде бутерброда из очень вкусного черного хлеба с лососем и чашечкой кофе. 
И снова мы едем вдоль полей некогда разлившейся горящей лавы, вдоль озер и речушек. Небольшая остановка возле кратеров вулканов. Кратеры сохранили свою форму, но уже их склоны покрыла приятная зелень, а внизу раскинулись два чудесных озера. Природа оставляет ощущение чистоты и сохранности. Глаз радуется и восхищается, когда созерцаешь эту картину.  Дождик давно закончился и температура действительно поднялась до восемнадцати градусов, поэтому все оставили тёплую верхнюю одежду в автобусе, наслаждаясь чудесным днем полярного лета.

Вот и подошло к концу наше маленькое путешествие по окраинам города акюрейри и мы возвращаемся на корабль. К этому времени температура понизилась, подул холодный ветер и взятые тёплые куртки, снова оказались кстати.
А дома нас ждали тепло, уют и роскошь. Ну вот, корабль уже называем домом. Значит действительно тут есть нечто хорошее. Сегодняшний ужин мы решили провести в ресторане. Не хотелось бегать за едой, искать свободные столики.
После ужина пришло ощущение, что сил больше не осталось ни на что, и нужно ложиться спать.
Так и прошёл ещё один отличный день путешествия.

СЕДЬМОЙ ДЕНЬ.
Город Исафьордур.

За ночь наш корабль проплыл еще около двухсот миль, перебравшись с восточной части острова на северо запад в город исафьордур, что в переводе означает ледяной фьорд. Фьорд  это длинный залив с прилегающими берегами. Обычно это горы  до километра высотой. В это летнее время на их вершинах  еще лежит снег, а внизу зелень покрывает склоны. Как и в прошлый день низкая облачность.  Тучи  висят как раз на половину этих гор, пряча вершины.
Вода настолько спокойная, что в ней отражаются горы.  Длинный залив хорошо закрывает берег от штормов и волн.
Сегодня днем будет всего восемь градусов тепла, а сейчас шесть, да еще ветерок.
В этом городе нет пирса, куда мог бы причалить наш огромный лайнер, поэтому мы остановились на рейде, как в квинсферри возле Эдинбурга, а до  причала нас довозят спасательные шлюпки нашего парохода.

В этом городе мы решили не брать отдельную экскурсию, а побродить по городу самостоятельно, подышать его воздухом, ощутить жизнь севера Исландии. Исафьордур совсем маленький городок на четыре тысячи человек. Так что наши туристы увеличили его численность вдвое.  Городок с древней историей, но старинных построек почти не осталось. Домишки маленькие двух-трёх этажные, как и во всей исландии. Когда заходишь в сувенирные магазины, кажется, что попал лет на пятьдесят назад. Вязаные шарфы, кофты, рукавицы. В основном рукоделие. 

Ветра почти не нет, поэтому холод не ощущается. Можно бродить хоть бесконечно по узеньким улочкам с редким транспортом.  Окружающие пейзажи поразительно красивы. Ровная гладь залива - фьорда и  шоколадного цвета горы все того же вулканического происхождения со снежными шапками.  Из-за низкой облачности не видно солнца. Пойти в городе практически некуда. С десяток улиц. Несколько магазинчиков, супермаркет да пару кафешек.
Так что просто бродить и наслаждаться тем, чего нет в тех местах, где мы живем. Единственное место, куда хотелось зайти, это музей херитаж, расположенный совсем недалеко от пирса, который мы оставили на самый конец. Это несколько старых домиков, где сохранили старинный быт и уют. Один из домов сделан в виде корабля викингов или просто моряков. В нем собрали предметы быта, множество вещей и инструментов. Некоторые комнаты это прекрасно сохранённые  мастерские по дереву, металлу и рыбной ловле. Все сохранено в том состоянии, что можно хоть сейчас взяться за молот, или начать пилить, или готовить снасти. Может быть, немного наигранно, но все настоящее из не такого уж далекого прошлого. В каждой комнате есть фильмы, где рассказывают и показывают о суровой жизни моряков страны ледников. У каждого своя земля, своя родина, свой уклад жизни.

Осталось вернуться на корабль, чтобы перекусить, вдохнуть очередной глоток роскоши и подготовиться к путешествию на следующий день. 



ДЕНЬ ВОСЬМОЙ.
Рейкьявик.

Ночь прошла как всегда спокойно и незаметно. Темные плотные занавески скрывают солнце, которое и в двенадцать и в два ночи спокойно заглянет черезе балконное окно проверить не спите ли вы еще.
Над морем гораздо меньше туч, а вот над островом практически постоянно висят низкие облака. Словно купол из матового стекла, от чего небо кажется низким и давящим.

 Корабль давно причалил к пирсу, и мы спокойно без спешки пошли завтракать в буффе.

Вчера вечером перед сном мы прошли на центральную площадь на пятой палубе, со сверкающими лестницами, где в фойе играет фортепьяно и проводятся различные шоу. Зашли проверить экскурсии. Дело в том,что одна из  экскурсий, которую мы хотели обязательно взять - это поездка в голубую лагуну возле Рейкьявика. Но увы, билетов сюда уже не было. Место слишком популярно. Мы не хотели отступать и решили даже снять машину в Рейкьявике, чтобы добраться до этого чуда света.  В конце-концов, не так это и далеко.  Но вчера вечером вдруг обнаружили, что билеты вдруг  появились.  То ли кто-то отказался, то ли компания добавила автобусы в виду высокого спроса.
Так что не долго думая, мы записались. Вернее купили билеты. Стоимость экскурсии не маленькая - 150  евро, но в Исландии все экскурсии дорогие. К этому мы были готовы, а отказываться от сказки из-за денег уж точно не стоит.

Лагуна - считается одним из двадцати пяти чудес света.  Это удивительное озеро частично природное место, образованное вулканической деятельностью и частично рукотворное. Около двухсот метров в ширину и несколько километров длинной среди вулканических камней на открытом воздухе. Вода в лагуне постоянна круглый год - 37 -38 градусов. При том, что окружающий воздух всего десять - двенадцать. На острове  магма находится в нескольких сотнях метров от поверхности и нагревает подземные резервуары воды. Там сделали  первую геотермальную станцию, с помощью которой отапливают дома в Рейкьявике и нагревают воду в лагуне. 

Время до отъезда ещё осталось, и мы после завтрака вышли на открытую палубу насладиться воздухом и видом столицы Исландии.  Холодно, пасмурно, но предвкушение работает безупречно, и настроение у нас отличное. Впрочем, без тёплых вещей сегодня тоже не обойтись. Средняя температура в столице исландии 10-16 градусов летом.
 
Обслуживание работает безупречно. В нужное время все собираются в точке сбора и через пятнадцать минут все сидят в автобусе. Англоязычный гид с исландским акцентом рассказывает нам про историю Рейкьявика, извержениях вулканов, исторических справках. По пути к голубой лагуне мы останавливаемся на одной из высоких точках - панорамный обзор города. Наша экскурсия почти не касается самого города, поэтому сделать заключение о нем довольно трудно. Небольшой город с двух-трёх этажными домами, как и во всей стране. Изредка здания более высокие. Все обусловлено сейсмической активностью.  Землетрясения тут часты. Точно так же, как  и извержения вулканов. Растительность по-прежнему, очень скудная, хотя и выглядит город чуть зеленее, чем города на севере Исландии, за полярным кругом. Больше деревьев и они выше, чем на севере. Наверное, это город минимализма. Красиво, чисто, но не более того. Даже трудно что-то сказать о достопримечательностях столицы, но ещё раз скажу, что наш тур почти не затрагивал сам город.

За городом пейзаж довольно схож с тем, что мы видели в других местах острова. Бесконечные поля из лавы. Очень неровные, скорее даже рваные торчащие камни в большей части покрытые зеленым мхом, а иногда темно коричневые почти бурые с острыми краями и пустотами. Скорее всего, ходить по ним неудобно, а может быть даже опасно. Травму получить очень легко, оступившись или провалившись в пустоты между ними. 

Ехать до чуда света около сорока пяти минут. Вот и голубая лагуна. Голубого цвета вода  с белесыми берегами среди бесформенных глыб из лавы. Входа платный - двадцать евро, но у нас уже все включено. На входе получаешь электронный браслет. Билет включает полотенца, шлепки, питье на выбор и шкафчик. 
Раздевалка, душ, все вещи в ящик. Хочется скорее зайти в воду.  С собой можно ничего не брать. Из здания до горячей воды  метров десять, но холодный ветер даёт о себе знать сразу. Выходят все с полотенцами, которые оставляют на вешалке прямо у воды или бросают тут же на пористые лавовые камни, и тут же бросаются в воду.

Вот оно счастье. Вода молочно белая и приятно тёплая. Тридцать семь градусов. Соленая на вкус,  так как на шестьдесят процентов она морская и остальные сорок пресная. Глаза не щиплет, на раны действует живительно. Тут же в воде есть островки, где сидят сотрудники в пуховиках и меховых шапках, в задачи которых входит раздача крема для масок. Чем-то эта картина напоминает раздачу каши в тюрьме, когда большой ложкой с размаху шлепают тебе на ладонь белую грязь. Иначе она просто не отлипнет.  Грязь из сульфатов, которыми богата вода в лагуне, от которых она имеет белый цвет, тут же наносится на кожу лица и теперь купание продолжается среди смешных или страшноватых масок, что вызывает улыбку. Впрочем, и у меня такое же смешное лицо. От горячей воды идёт пар. Чем-то напоминает турецкие бани.

Пространство голубой лагуны ограничено. Залив длинный, но нагретая его часть не такая большая.
Людей в лагуне много, но этого не чувствуется. Глубина около полутора метров. Берега и дно выложены или образованы все той же пористой лавовой породой, но закупоренной теми же сульфатами, которыми богата вода. Дно ровное и даже порой скользкое. Ощущение крайне приятное от купания. В большей части это просто ходьба, но можно и поплавать или просто полежать в воде. Это отличное место для медитации.

 Полтора часа, отведенные нам на купание, пробегают очень быстро. Разгоряченное тело почти не ощущает холодный воздух и ветер в первые секунды, но уже в следующие становится прохладно и неуютно. Полотенца, оставленные на вешалках,  давно сдуло ветром и уже не знаешь, где чье, поэтому пытаешься побыстрее скрыться за стеклянными дверями. Теперь все в обратном порядке - горячий душ, раздевалка. В зале внизу магазин, где продают крема из целебной грязи лагуны.  Дорогие, но это не останавливает.  А теперь  к автобусу.

Обычно после купания в море наступает ощущение усталости, потери сил и желание поспать. Сейчас я чувствую подъем жизненной энергии. Желание творить. Гид снова рассказывает истории из жизни Рейкьявика и Исландии. Извержениях вулканов, лавовых полях, политических партиях, но сейчас это уже менее интересно.  Мысли все еще купаются где-то там, в голубой лагуне.

Вот и закончилась эта экскурсия, и длинная очередь людей выстраивается на улице в ожидании прохождения входного контроля и безопасности. Все на очень высоком уровне, не хуже, чем в аэропорту. Провести около двадцати минут на улице, где всего десять градусов и ветер после тёплого автобуса, довольно неприятно.

Вот мы и в каюте. Скорее в буфет, или как мы стали его называть буффе. Нужно как следует поесть и выпить горячего чая. Сколько раз я упоминал о еде, но все равно не перестаю удивляться. Очень разнообразное меню, очень вкусная еда, отличное обслуживание.

Корабль незаметно отчаливает от пирса. Прощай Рейкьявик, прощай Исландия. Страна далекая и холодная, не похожая ни на одну другую. Подумалось, что люди живут тут как на пороховой бочке, но наверное в любом месте есть своя пороховая бочка.

Ночь и весь следующий день мы проведем в море. Развлечений на корабле предостаточно поэтому скучать точно не придётся. Большое количество баров, казино, множество магазинов помогут избавиться от ненужных денег и докупить подарки и сувениры. Огромное количество мест просто посидеть, послушать музыку, поучаствовать в конкурсах, потанцевать, спеть караоке. Все работает почти круглосуточно.

Корабль мягко скользит по глади северного моря от берегов англии в сторону порта высадки гамбург.  За бортом гораздо теплее, чем возле Исландии, и можно даже выйти на балкон позагорать. Однако пока все ещё холодно, чтобы купаться в открытом бассейне или подняться на водные горки. 

Самое время подвести итоги круиза.
Пока это наш первый круиз и сравнивать нам не с чем, но общее впечатление очень хорошее. Понравилось все. Даже трудно что-то вспомнить, что было не так. Может быть только огромное количество людей,  когда они собираются в один момент в одном месте напрягает. Например, когда возвращаются все пассажиры с  экскурсий и ожидают подъема на корабль, что может затянуться на долгое время. Но это все-таки мелочи.

Обслуживание отличное. Персонал выше всяких похвал. Всегда готовы помочь, всегда улыбаются, всегда все для тебя.
Еда отличная. За все время круиза блюда постоянно меняются. Большое  разнообразие. Буфеты работают двадцать часов в сутки. Кухни со всего мира. Самая большая проблема с таким выбором - не переедать.

Экскурсии. Тоже предостаточный выбор. Может быть они дороговаты, но каждый волен выбрать ехать куда-то самому, что дешевле,  или использовать организованную экскурсию. Всегда нужно заблаговременно просмотреть города, где есть остановки корабля и разузнать подробно о достопримечательностях и способах подъезда к ним.

Вот и все. Здравствуй гамбург. Сегодня еще два перелета и мы дома.
Круиз удался.