10. Проповедь как вид речевой коммуникации

Виктор Тарасенко
10. ПРОПОВЕДЬ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ.

10.1. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА.

Казалось бы, сегодня для нас верующих не составит большого труда дать определение проповеди, цели и задачи проповедника. Однако, как оказалось, каждый из нас имеет своё представление об этом.
Что такое проповедь? Этот вопрос задавался в одной из групп проповедников Одесской Библейской школы и вот полученные ответы:
Проповедь – это собственный взгляд на Библейские истины.
Проповедь — это личный взгляд со своими объяснениями.
Проповедь – это словесное выражение понимания Библейских истин с добавлением своих переживаний.
Проповедь – это передача Божьих откровений к принятию в практической жизни.
Проповедь – это речь, выраженная с понятием как я понимаю Слово Божие.
Проповедь – это Слово Божие, сказанное доступно народу.
Проповедь – это донесение Божьего Слова, которое сказано в конкретное время, в определённой ситуации современному человеку.

Как можно увидеть из этих ответов, каждый проповедник имеет своё мнение, причём в чем-то они сходны, и оттеняя порой какую-то одну часть или особенность проповеди, не называют другие.
Попробуйте и вы также дать прямо сейчас четкое определение: «Что такое проповедь?», написав в коротком определении ваши мысли. Думаю, что вы сразу почувствуете слабость своего ответа (всегда захочется что-то добавить к уже написанному или высказанному определению проповеди). Чтобы более точно всё же определить предмет нашего исследования, давайте обратимся к опыту различных христианских церквей в определении понятия «проповедь». А исследовав этот вопрос, мы сможем более чётко ответить на поставленный вопрос.

10.2. ОПРЕДЕДЕНИЕ ПРОПОВЕДИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ

Проповедь – христианское и церковное наставление, преподаваемое в храме за литургией с целью поведать, разъяснить слушающим учение Иисуса Христа. Учение о проповеди составляет предмет гомилетики; главный вопрос о существе и природе проповеди доселе не решён и спорен. По одному мнению, при определении проповеди должна приниматься одна внешняя её сторона – словесная форма и сама проповедь определяется как исключительно – риторическая, относится к той области литературной, которая называлась красноречием, или ораторским искусством и подлежит единственно правилам, которые были созданы ещё в древности для ораторства вообще.
В новейшее время учение о природе проповеди обосновывается на началах или рационалистических, или натуралистических.
Церковное учение о проповеди, опираясь на слово самого Иисуса Христа и апостолов, видит в литургийной проповеди функцию благодатной жизни церкви, главную продуктивную силу проповеди в благодати, даруемой в таинстве священства.
Если в церкви невидимо присутствует сам Глава её – Иисус Христос, и обетованный Им Святой Дух, то нельзя допустить, чтобы без руководства вспомоществующей благодати Божией могло обойтись дело церковной проповеди; поэтому церковь в своих канонах усвояет право литургической проповеди только лицам, имеющим благодать священства, и притом только епископам и пресвитерам. (Правило апост.58-е и правило 64-е 6-0го Вселенского собора). И при постановлении во священники в посвятительной молитве испрашивает у Бога посвящаемому «благодати» учительства.
От своих проповедников древняя церковь никогда не требовала предварительного изучения языческого красноречия, а доходила до того, что языческих ораторов и риторов по профессии, церковь допускала до крещения не иначе, как по оставлению ими своей профессии и отречения от неё.
Если ораторство иногда имеет место в проповеди даже отцов церкви, то не как черта природы христианской проповеди, а признак случайный, являющийся у них вследствие того, что огни изучали языческое ораторское искусство в то время, когда о вступлении церковь ещё не думали, а готовились к гражданским должностям. Таким образом ораторское искусство было совершенно независимо от церкви и было случайным у некоторых отцов церкви.
Некоторые сектанты-мистики и русские хлысты полагают, что проповедь может быть только продукцией «непосредственного вдохновения» от Святого Духа, даруемого по силе веры, только каждому верующему.
По мнению пиетистов, проповедь возможна для каждой личности, «возрождённой и благодатсвованной» в таинствах, каковы и миряне.
Православная церковь учит о необходимости для проповеди особой благодати – благодати таинства священства при этом церковь не отрицает пользы и необходимости естественных дарований разума и слова.
В книге Деяний и в послании Коринфянам указаны три прототипа проповеди: глоссолалия, профития и дидаксия, различие между которыми обуславливается степенью присутствия Духа Божьего.
Глоссолалия апостольских времён, первоначальная по времени форма проповеди, названа так по временной её особенности говорить на языке, дотоле неведанному говорящему; она характерна состоянием экстаза; под наитием переизбыточествующей благодати, при созерцании благ и величия истин христианства, проповедник становится вне себя (аще в теле, аще вне тела, не вем, говорил о себе апостол Павел); речь его становилась нестройной и восторженной.
Профития была пророчеством в том смысле, в каком это служение в церкви вообще определяется в богословии. Она более спокойно и сознательно произносилась, проповедник говорил стройно и общепонятно, не утрачивая самообладания.
Дидаксия – вид учительства рефлекторного, произносилась под управлением разума и действовала не только на чувство, но и на ум, содержа в себе рассуждения и доказательства.
По мере того, как христианское сообщество освоилось с новым учением, усвояя его не только чувства, но и логической рефлексией, первоначальный экстаз и энтузиазм учителей уменьшался, и уже при апостолах дидаксия преобладала. Но в церквях и после того продолжали существовать и глоссолалы, и профеты (о них говорят Иустин, Ириней, Евсевий), и никогда глоссолалия и профития апостольских времён – психическая их основа – не прекращались совершенно в церковной проповеди, ка её понимали отцы церкви.
Проповедь миссионерская, обращенная к неверующим, поручается священникам или иеромонахам, или по меньшей мере, их непосредственному руководству. Следует ещё отличать проповедь вне богослужебную или т.н. вне богослужебного собеседования, которые священник ведёт в силу своей богословской компетенции, хотя от лица и во имя церкви. Но проповедь его не часть богослужения, а частное личное отправление им  своей пасторской обязанности.
Иногда в виде исключения из общего правила дозволяется, по особому разрешению местного епископа, под его непосредственным и ближайшим надзором и руководством, сказание проповеди мирянам, выдающимися проповедническими дарованиями, и готовящиеся к священническому сану.
В 3-м веке местный епископ разрешил проповедовать Оригену ради его великих дарований. Митрополит Московский поручил объяснение катехизиса на литургии юноше-студенту Левшину (впоследствии – митрополит Московский Филарет).
Основанием для таких исключений из правил и для существовавшего в русских духовных академиях и семинариях обычая поручать ученикам старших классов, для того посвященным в стихарь, служит обычай древней церкви упражнять готовящихся к пасторскому служению в составлении и произношении проповедей.


10.3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОПОВЕДИ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ
Проповедь есть тайна по содержанию своего благовестия; такова она и по форме, в которой это содержание возвещается: тайна произносимого Слова, тайна возвещающего Слова проповедника.

10.3.1. Тайна Слова.
Проповедь равносильна действию и требует действия, т.е. обращения, потому что она сама – действие Божие. По свидетельству Павла она ставит людей пред лицом тайны, ею возвещаемой. От того и вера может родиться из проповеди.  (Рим.10:17).
Слушатель поставлен перед Христом умершим и воскресшим, ставшим Владыкой истории, раздающим дары и Духа тем, кто принимает Слово, предупреждающим о грядущем гневе тех, кто Его отвергает (1 Фес.1:10). Как возвещение глашатая, действие Божие, которым открывается владычество Христа в мире. Она не предлагается на рассмотрение слушателей, но требует «послушания веры» до конца (Мтф.24:24).

10.3.2. Слово Божие и слово человеческое.
Для спасения необходима вера; но веры нет без слышания проповеди, а «как проповедовать, если не будут посланы?» (Рим.10:15). Проповедник имеет миссию и власть от Иисуса Христа через Его Церковь.
10.3.2.1. Только миссия может претворить слово человеческое в Слово Божие. Не как у пророков наитием Духа, но в силу посланичества, доверенного Христом: «как бы сам Бог увещевает через нас» (2 Кор.5:20) в целом применим с Ним.
Проповедник, подобно глашатаю, должен возвещать Слово с такой точностью, чтобы оно оказывало всю свою действенность, даже если проповеднику не достаёт бескорыстия. (Флп.1:15-18).  Так или иначе, Христос возвещается. Тогда не так важно, каков служитель, через которого вера передаётся. Существенно основание – Иисус Христос, остальное – только добавление, ценность которого будет испытана огнём суда (1 Кор.3:5-15).
Первохристианская церковь заботилась о том, чтобы вера проповедовалась: иногда она поддерживает инициативу, которая исходит не от неё (Деян.8:14-17; 11:22), иногда же она возложением рук направляет миссионеров на проповедь (Деян.13:2).
Авторитет проповедника проистекает также из его свидетельства о пасхальной тайне: это есть свидетельство апостолов в широком понимании этого слова, связанное с уникальным свидетельством Двенадцати (Деян.2:32; 3:16; 5:32; 10:39-41; 13:31) возвещаемым по повелению Воскресшего.
Благодаря непрерывной передаче через верных свидетелей, христианская проповедь поистине даёт возможность слышать само Слово Божие.
10.3.2.2. Дерзновение происходит у проповедника из этого апостольского постановления. Он должен «проповедовать слово вовремя и не вовремя» (2 Тим.4:2). Он с уверенностью говорит, ибо верует (2 Кор.4:13); способность к подобному служению ему дана от Бога.
10.3.2.3. Проповедь и искупление – тайна проповедника не исчерпывается только благородством порученного ему посланичества. Он- «соработник у Бога» (2 Кор.3:9); ему Бог даёт торжествовать во Христе, и благоухание познания о Себе распространяется на всяком месте. Он подвергается прежде всего опасности «самому оказаться недостойным» (1 Кор.9:27); в особенности же он должен разделить участь Того, Чьим глашатаем он является: Бог сделал Своих апостолов «последними» среди людей (1 Кор.4:9); проповедники Христа сами являются распятыми. (2 кор.4:7-19; 6:4-10).

10.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОПОВЕДИ ПРОТЕСТАНСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ.

Проповедь – в высшем значении – есть Слово Божие, передаваемое устами человека.
В ближайшем рассмотрении слова проповедь – есть сама в себе законченная речь, произносимая в религиозном собрании и имеющая целью: призыв неверующих грешников к вере и покаянию; назидания и утверждения верующих в вере и добродетели; и разъяснение учения Иисуса Христа.
Проповедь есть очень важная часть попечения о душах, и такая забота о душах включает в себя полное понимание тех, кто слушает проповедь (37. ст.58)
Проповедь есть акт поклонения Богу (15. ст.18).
Проповедь – это устное выступление, обращенное к уму массовой аудитории и основанная на религиозной истине, которая берётся из Священного Писания и тщктельно разрабатывается с целью убеждения. (15. Ст.27).

Итак, мы дали несколько определений проповеди, и теперь встаёт вопрос: «что значит  - проповедовать?». Вернёмся к нашему мини опросу в Библейской школе.