Воспоминания. из истории одной семьи

Арутюн Акопян
Арташес Тер-Багдасарян родился еще в Ардвине в 1908 году. Он был известным советским журналистом, специалaьным корреспондентом от республики Армения в газетах «Правда» и «Известия».  Автор нескольких десятков книг, среди них очерк о жизни и деятельности Аветиса Калантара (г. Ереван, 1959 год), " Человек нашего времени " ( г. Москва, 1961 год ), «Истоки радости. Деревенские зарисовки.» Но главным своим трудом он считал книгу «Ардвин и ардвинцы», которая, к сожалению, так и не была издана. Она была задумана известными ардвинцами Еревана — Я. Н. Заробяном ( Первый секретарь ЦК КП Армении ), академиком Г.М.Гюрджяном ( народный художник Армении ) и непосредственно автором — членом Союза журналистов СССР Арташесом Багдасаряном. Книгу Арташес писал в течение 30 лет. В ней собраны уникальные материалы, фотографии. ( Авторы идеи имели доступ и к советским, и к зарубежным архивам ). К сожалению, в 1991 г., когда произошел развал СССР, книгу из-за отсутствия, как это ни странно сейчас звучит, бумаги в г. Ереване так и не напечатали. С годами — исчезли редкие фотографии, однако рукопись сохранилась. Сейчас, усилиями главного редактора издания «Еркрамас» Тиграна Тавадьяна этот многолетний его труд готовится к изданию. Дядя Арташ — он родной брат моего дедушки, по воспоминаниям мамы и бабушки, был очень скромным, интеллигентным, добрым человеком. Ему несколько раз предлагали стать Первым секретарем  Армении, и возможность такая была. ( Двоюродный брат его мамы Сатеник Заробян был какое-то время Первым секретарем Армении, и многое сделал для этой республики, в частности, именно благодаря его усилиям в СССР заговорили о геноциде армян. Я имею в виду Якова Заробяна. Но это другая история. Правда, с ним и дедушка, и дядя Арташ вновь встретились позже. Из-за геноцида и преследования большевиков, их связь прервалась. И уже потом, когда дядя Арташ стал известным журналистом, а дядя Яша Первым секретарем, они вновь встретились, и были безмерно счастливы! ) Но Арташес отказывался, он хотел заниматься своей любимой профессией — журналистикой. Как он говорил : «Так спокойней!»
Дядя Арташ, как и мой дедушка происходил из интересной ардвинской семьи. Их папа — Матевос Онанович Тер-Багдасарян был достаточно крупным коммерсантом. Он учился в Париже, там же обрел навыки коммерции. Дело свое он вел строго по европейским канонам. Он занимался крупными поставками хлеба на южных границах Российской империи (Батум, Тифлис и пр.). Семья жила в Ардвине, который тогда, да и сейчас называют турецкой Швейцарией ( из-за особенностей климата и природного ландшафта ). Однако иногда они приезжали в Батум, где у Матевоса и его братьев было 4 огромных дома в центре города и магазин. После геноцида вся семья, чудом спасшись, бежала в Батум. Они прибыли в Батум ночью, на одной карете сидели они, а впереди ехала карета с ценностями, вещами и фотографиями. По рассказам дедушки, эта карета неожиданно куда-то свернула и исчезла из виду, вместе со всем достоянием. Но и это, как оказалось, не главное. Через несколько лет в Батуми пришли большевики, они, как говорил Ленин, «завоевали» этот город. (Он говорил так про всю Россию). В результате у моего прадеда отобрали все — и дома, и магазин. В одном из домов им — семье из 5 человек оставили одну комнату. Он скрывался, как дедушка рассказывал, приходил только по ночам, маленький мальчик Антон ( мой дед ) ему варил кофе, и он опять исчезал, прячась от большевиков и НКВД в каких-то подвалах. В результате прадед заболел и умер. Семья осталась без пропитания, они жили впроголодь. Мой дедушка, будучи 6-летним ребенком, торговал в Батуми сигаретами, разносил газеты, чтобы как-то помочь бедной маме. Но в итоге все наладилось. Дедушка окончил в Москве университет и стал инженером-конструктором. Родная сестра Охита также стала инженером. А брат Арташ — журналистом. Охита (старшая сестра), когда папа еще был при деньгах и положении (до революции) окончила единственное на тот момент образовательное учреждение Батума, престижную гимназию Арнольди. После революции она с легкостью поступила в Тифлисский университет на инженера. Начались голодные годы, есть буквально было нечего. Бедная Охита, как и многие тогда периодически падала в голодные обмороки. Но потом, полюбив сокурсника, Георгия Дмитриева, вышла замуж. Жизнь постепенно стала налаживаться. Георгий Дмитриев стал крупным инженером-конструктором, он, русский человек, построил и спроектировал множество объектов в Тбилиси и в Грузии. Охита (Ольга, так звали ее родственники) работала на разных предприятиях инженером. Яша ( Заробян ) предлагал ей министерский портфель в Армении, т.к. она была хорошим специалистом в своей области. Но она отказалась, семья для нее всегда была важнее. Ее трое детей пошли по той же стезе. Матвей Дмитриев работал конструктором в Москве. Другой сын — Леонид в Киеве. Его имя и фамилия высечены на памятной доске Киевского аэропорта, чем очень гордилась мама, именно он — один из проектировщиков воздушной гавани Киева. Дочь Сатеник осталась в Тбилиси. Ее дочь (Мария Сараджишвили) теперь известная православная писательница, ее с успехом издают в России.
Мой дедушка Антон Багдасарян много лет возглавлял Аджарпроект. Поскольку в Грузии не терпели на начальственной должности людей с негрузинскими фамилиями, ему много раз настоятельно рекомендовали стать хотя бы Багдасаровым, но он категорически отказывался, для него это было делом принципа. ( К сожалению, эта практика была почти во всех советских республиках. ) Хватит, что из-за советской власти отсекли часть фамилии. ( Был Тер-Багдасаряном, стал просто Багдасаряном. ) Он был блестящим специалистом ( поэтому и мирились грузинские чиновники с армянской фамилией ). Многие объекты в Аджарии и Грузии построены по его чертежам и под его руководством. Некоторых уже нет, например, снесенного при Саакашвили батумского стадиона. Главным, на мой взгляд, его вкладом в жизнь батумского армянства — было сохранение батумской, очень красивой армянской церкви «Сурб Пркич» ( «Святого Спасителя», на бывшей улице Ленина, это как наш Невский проспект ). Местные чиновники перед этим взорвали огромный Русский Православный собор в центре города. ( На его месте сейчас стоит гостиница «Интурист». ) И теперь решили взяться за армянскую церковь. Ее хотели снести. Дедушка, пользуясь служебным положением, предложил сохранить старый храм, переделав его в планетарий. Затея удалась. Я когда-то был в этом  "планетарии". Интересно, что дедушка всегда скромно умалчивал о своем участии в этом предприятии. Единственное, когда церковь возродилась, он очень этому радовался… ( Всю историю я узнал от бабушки и мамы. ) Потом служители церкви мне говорили, что все важные места храма были бережно заколочены досками и интересным образом спрятаны, например, купель крещения и др. «Нам особо ничего не пришлось делать!» — говорили они. Хотя, конечно, для воссоздания церкви было сделано очень много.

Вот такая вот батумская история.