Музыкальная школа. Музыка в моей жизни. Мемуары

Наталия Тимченко
    Глава 1. Настоящее время.

    Задала себе цель: вспомнить все произведения, которые раньше играла на пианино наизусть и кое-что подучить новое. Надо не думать о том, что большой объем, а просто каждый день, по возможности, проигрывать по очереди их все подряд. В некоторые дни занимаюсь два раза в день, но в основном один раз по часу. И это тоже очень хорошо. Редкие дни не подхожу к инструменту по уважительным причинам.

    Занимаюсь вот уже почти месяц, сдвиги колоссальные. Во-первых, перед занятием, делаю массаж и разминаю пальцы. Всё гениальное просто. Пальчики забегали по клавиатуре виртуозно. Если учесть, что средний палец на правой руке плохо сгибался, а вся правая рука с трудом сжималась в кулак, периодически деревенела, то занятия музыкой принесли огромное облегчение суставам. Во-вторых, настроение от игры на фортепьяно и от того что всё очень хорошо получается, резко улучшается. Периодически от восторга целую ноты, благодарю родителей, в основном маму, за то, что она, заставила меня выучиться и окончить музыкальную школу, а проблем было много.

    Глава 2. Поступление в музыкальную школу.

    В первом классе меня не приняли в музыкальную школу, так как в 1959 году, когда я туда поступала, было очень модно учить детей музыке, особенно игре на фортепиано и в связи с этим был огромный конкурс. Тогда меня отдали на подготовительное отделение, и я проучилась там целый год. Оплата за музыку была очень высокая, Мои родители были в состоянии платить такие деньги, и это не было препятствием.

    Мама мечтала, чтобы я училась музыке. Музыкальных инструментов в то время в свободной продаже не было. Она целый год, ещё до моего поступления в музыкальную школу, ходила и отмечалась на пианино в магазин. Оно стоило пятьсот рублей, это было дорого. Но в момент, когда подошла наша очередь, привезли инструменты, которые стоили тысячу рублей, в два раза дороже. Еле-еле набрали такую сумму денег, но родители мои ничего не пожалели и купили для меня это пианино.

    Инструмент оказался изумительный, производство Австрия «Галиция», выполненный из орехового дерева. Сколько раз я приглашала настройщиков за все эти годы, все приходили и восхищались им, а последний сказал, что в нашем городе сейчас таких осталось штук пять. Моё пианино не играет, а поёт, но теперь ему уже много лет.

    На следующий год я поступила в музыкальную школу в первый класс и стала заниматься. Не всё было гладко, как хотелось. Учителя меня не любили, занималась я не очень хорошо, без желания, просто родители велели учиться и я ходила. Заниматься надо было четыре раза в неделю, а школа была не так близко, до неё было минут пятнадцать ходьбы. Надо было идти почти через весь наш небольшой городок. Автобусы ходили очень редко.

    На уроках сольфеджио у меня вообще ничего не получалось. Диктанты я писала с ошибками. Учительница играла мелодию одним пальцем, а ты должна написать её нотами на бумаге на нотном стане. На слух определить - это ля бемоль или ре диез, да ещё разбить на такты и написать тональность, в которой звучит мелодия. Это какая - то пытка.

    Приятель Россини рассказал как-то знаменитому композитору о том, что один его знакомый собрал коллекцию орудий пыток всех времён и народов.
    -А было в этой коллекции фортепиано? – Поинтересовался Россини.
    -Конечно, нет.
    -Значит, в детстве он не учился музыке.

    Дети, с которыми я изучала сольфеджио, относились ко мне равнодушно. Друзей в этом коллективе у меня не было. Учительница музыки Бэлла Борисовна, которая вела у меня специальность и учила играть на фортепиано, относилась ко мне с лёгким презрением, совсем не считая меня за человека. Это была стройная брюнетка средних лет с низким голосом, на щеке у неё была тёмная родинка с чёрными волосами. Внешность у неё была отталкивающая. Иногда она слегка била меня по пальцам, если я не держала их в форме яблочка, а растопыривала в разные стороны. Она была совершенно равнодушна ко мне и к моим успехам.

    Дома родители требовали, чтобы я каждый день играла на пианино. Когда они уходили на работу, то просили соседскую бабушку, чтобы она по часам засекала, сколько времени я занималась, так как моя игра была слышна во всём подъезде. Репертуар Бэлла Борисовна подбирала для меня, как мне тогда казалось, самый скучный: этюды, инвенции Баха и не очень красивые пьесы.

    Два раза в течение учебного года проводились экзамены в виде отчетного концерта. Нас собирали в большом зале, где на сцене стоял красивый чёрный рояль, а на стенах висели портреты композиторов. Мы, одетые в парадную форму с белыми фартуками и белыми бантами, садились на первый ряд и ждали, когда нас вызовут. За нами сидели родственники. В жюри были все преподаватели и директор школы.

    Как сейчас помню момент, когда вдруг произносят твою фамилию. От неожиданности ты вскакиваешь и вся дрожишь от страха. Идёшь к роялю и уже не помнишь ни одной ноты. Садишься на вертящийся круглый стульчик, стоящий около рояля. Поднимаешь руки и опускаешь их на клавиатуру и вдруг, видишь, как твои коленки от волнения разъезжаются в разные стороны, отбивая при этом чечётку. Вместо того, чтобы играть, поправляешь колени, так как они сами не слушаются и только потом берёшь первый аккорд.

    По всему видно, что меня в этой школе ничего не держало и, кроме чувства неприязни я ничего к ней не испытывала. Промучилась я так три года, а потом, в четвёртом классе музыкальной школы, потихоньку перестала в неё ходить. Надоели мне эти издевательства, и я решила потихоньку, без разрешения родителей, бросить занятия музыкой. Выхожу из дома на урок, а сама, в подъезде спрячу папку за батарею и иду гулять. В конце четвёртого класса маму вызвали в школу, Она ахнула от ужаса, по сольфеджио я запустила весь материал. После длительных нравоучений и проведённой воспитательной работы, решили оставить меня на повторный год обучения.

    Глава 3. Новый класс.

    На следующий год я опять пошла в четвёртый класс, в новый коллектив. Я очень боялась, хорошо помня свой предыдущий опыт учёбы в музыкальной школе. Но случилось чудо и мне наконец-то повезло. Меня очень хорошо приняли, со мной подружились. Класс, в который я попала, был необыкновенный. В нём, волею случая, собрались одарённые, умные и доброжелательные дети. С некоторыми из них я дружу и сейчас.

    Идет экзамен по специальности, мы все отыграли свои произведения и стайкой стоим во дворе в ожидании результатов. Все нарядные и с красивыми бантами. Девочки все встали в кружок. В центре стоит одна из учениц. Я пока ещё новенькая, немного робею и стою в сторонке, наблюдая за ними и слушая их разговор. Та, что в центре, кажется мне необыкновенно красивой. По возрасту она старше меня на год. У неё две туго заплетенные косички, на концах которых завязаны два банта. Вся она очень стройная и аккуратненькая. Я слушаю, что она говорит:

    -Мы приехали недавно в этот город. Мама понесла мои документы устраивать меня в школу. Все директора захотели взять меня к себе. Они говорят: «Ах, какая она умница, всё умеет, отличница, поёт хорошо, танцует, воспитанная» - А мы выбрали школу № 3,- я слушаю всё это зачарованно, открыв рот, и верю каждому её слову. И не только я одна, верили все. Впоследствии, мы сами могли убедиться, что она говорила правду. Говорила она очень искренне, слово «хвалилась» здесь никак не подходило. Эта девочка была Лена, которая потом стала моей подругой и которую я боготворю и уважаю до сих пор.

    Основной состав класса, в который я попала, был очень сильный. О каждом из них можно рассказать много хорошего. Все вместе мы занимались сольфеджио, музыкальной литературой и ходили на хор. По специальности у всех были разные педагоги. Почти все, поступили потом учиться в музыкальные училища, а уже потом некоторые окончили консерваторию. Моя подруга Лена Пластинина закончила Московскую консерваторию имени Гнесиных и потом долго работала директором нашей музыкальной школы. Люда Метлицкая закончила Свердловскую консерваторию и преподавала в Тольяттинском музыкальном училище. Марина Чёрная окончила – Киевскую консерваторию, Люда Крайнова - Саратовскую. Редкое явление, чтобы такое большое количество учеников получили консерваторское образование из одного класса маленького провинциального городка.

    Яркой личностью нашего класса была Ира Полянская. Это была необыкновенно красивая девочка, умная и обаятельная. В моей детской душе она вызывала только огромное восхищение и поклонение. Многие из нас знали, что у неё проблемы с позвоночником, и она постоянно носила корсет, но вида больной девочки она не производила. Она так же, как и все, была весела, жизнерадостна, подвижна и казалось, что была счастлива. Ирина тоже окончила музыкальное училище, но ещё с детства она мечтала стать писательницей. Потом она окончила литературный институт и написала много книг, в результате чего стала очень известной.

    Учёба среди таких детей повлияла на меня благотворно. Я всё время стремилась им соответствовать, походить на них даже внешне, быть всегда опрятной и ухоженной. Под их влиянием я стала меняться в лучшую сторону. Они все были умные, начитанные, музыкальные, и как в сказке о гадком утенке, которого заклевали гуси, они приняли меня в свою стаю лебедей.

    С этого момента дела мои пошли на поправку. Преподаватели тоже попались хорошие и добрые. Фортепиано преподавала Мария Павловна Жаркова - удивительный педагог. Она заметила мою тягу к красивым мелодиям и тут же по программе мы стали разучивать два красивейших произведения «К Элизе» Бетховена и «Итальянскую польку» Рахманинова.

    Хорошее отношение педагога, замечательный репертуар, поддержка одноклассников сделали своё дело. Я стала любить музыку. В общей сложности я проучилась в музыкальной школе девять лет и окончила ее блестяще!
    Музыка стала моей любовью на всю жизнь.

    06.07.2018 г.