8. Общение в Библейском понимании

Виктор Тарасенко
8. ОБЩЕНИЕ В БИБЛЕЙСКОМ ПОНИМАНИИ.

Как было уже рассмотрено ранее, общение очень сложный и неоднородный процесс жизни человека, который сопровождает его с первых минут жизни и до самой смерти. Ещё в 18 веке голландский философ Ф. Гемстергойс говорил: «Чтобы сколь-нибудь успешно рассмотреть человека в обществе, нужно начать с внимательного изучения того органа, который до сих пор не имеет собственного имени, и который обычно называют сердцем, чувством, совестью. Подобно тому, как органы слуха или зрения не могли бы действовать, если бы не было воздуха и света, так сердце, совесть, проявляют себя в человеке только тогда, когда он находится среди других живых существ, других воль, действующих в том, или противоположном направлении, что и его воля. Поэтому, только в общении и возникает мораль, и главным «моральным органом» является человеческое сердце. (18. ст.18).
На мой взгляд это один из немногих философов, который правильно указывает источник, который позволяет осуществлять общение, указывая человеку на то, насколько он поступает хорошо или плохо, в каждом конкретном случае по отношению к другим.
Иисус Христос говорил: «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления…» Мтф.15:19.
Как правило учёные связывают общение как общение равных между собой индивидов в физической сущности. Но Библия, в свою очередь, раскрывает всем нам и более глубокую степень общения – не только общение человека с человеком, но и общение святого Бога со Своим творением – грешного человека. Давайте проследим насколько часто упоминается это общение в Библии.

8.1. УПОМИНАНИЕ СЛОВА «ОБЩЕНИЕ» В БИБЛИИ

8.1.1. Общение человека с человеком.
2 Пар.20:35-37: «Но после того вступил Иосафат, царь Иудейский, в общение с Охозиею, царём Израильским, который поступал беззаконно. И соединился с ним, чтобы построить корабли для отравления в Фарсис; и построили они корабли в Ецион-Гавере. И изрёк тогда Елиезер, сын Додавы, из Мареши, пророчество на Иосафата, говоря: так как ты вступил в общение с Охозиею, то разрушил Господь дело твоё – и разбились корабли, и не могли идти в Фарсис.

8.1.2. Общение человека с человеком и с Богом.
1 Иоан.1:3: «О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение – с Отцем и Сыном Его Иисусом Христом».

1-Иоан.1:6-7: «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжём и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына Его очищает нас от всякого греха».

8.1.3. Общение Бога с человеком.
Пр.3:32: «Потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение».
8.1.4. Общение Иисуса Христа с человеком.
1 Кор.1:9 : «Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего».

8.1.5. Общение категорий.
2 Кор.6:14: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света и тьмы?»

8.1.6. Общение человека с обществом.
2 Кор. 9:13: «Ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми.»

8.1.7. Общение духа.
Фил. 2:1 : «Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада в любви, если какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность..»

8.1.8. Общение веры.
Фил.6 : «Дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе».

8.1.9. Общение как одобрение
Гал. 2:9: «И узнавши о благодати, данной мне, Иаков и Кифа, и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным».

8.1.10. Общение с бесами.
1Кор. 10:20: «Нет; но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу; но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.»

Как видим, из неполного перечня возможных ссылок, в Библии, достаточно широко представлен весь круг и спектр общения. Тем более удивительным представляется то обстоятельство, что всё это разноплановое общение представлено в греческом языке одним и тем же словом – «КОЙНОНИЯ»  - существительным женского рода единственного числа.
 А.Д. Вейсман, в своём словаре даёт такой перевод этому слову: койнония –сообщество, соучастие, связь, соотношение, помощь, сбор денежный.
Чтобы лучше понять значение данного слова, следует изучит его первоначальное значение, разобрав его этимологию.
8.2. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «КОЙНОНИЯ» (ОБЩЕНИЕ)

Как мы уже заметили в Ветхом Завете несколько раз также используется данный термин, который выражается еврейским словом «хавура».  В своей первой инстанции еврейское слово «хавура» означает совместное общение, союз, но это также общий термин (от глагола «хавар» - соединяться). До сих пор, он несёт в себе полурелигиозный и религиозный контекст.  Слово «хавура» встречается, например, в общении за столом. Это те, кто имел долю в Пасхальной трапезе (Исх.12:4). Это слово предполагает, что должно присутствовать по крайней мере 10 человек, собранных вместе. В постэллинический период этот древний обычай перешёл в обозначение встречи друзей в доме (Деян.2:42) на пятницу вечером и обладание общей трапезой, участием в субботнем покое. Это время общего общения за столом «хавура». Мы имеем здесь в некотором смысле стадию подготовки перехода на полк-культовое празднество Вечери Господней – «агапэ», в котором ранние сообщества христиан практиковали и отмечали это, как общение веры.
Совершенно другое использование этого слова даёт Эллинистический еврей Филон. В контрасте к Сетпуагинте он адоптирует греческое слово «койнония» для религиозного участия и общения между Богом и человеком. Дистанция, поддерживаемая богословием Израиля, в его представлении, трансформируется в близость в этом греческом слове «койнония». Таким образом Филон говорит о закрытом общении праведников и Бога, особенно в культовых мероприятиях, например, при вкушении сакраментальной (священной) пищи.
Эти выражения, так различные от Ветхозаветного использования, являются несомненно влиянием соответствия, выраженных в Эллинизме.
Филон также изображает слово «койнония» как идеальное общение жизни Сущности с полным союзом добра.
Дзожеф использует «койнония» для обозначения живого взаимоотношения с одним человеком, общения, которое Иудеи, выделяют как особо важное. Га.2:11-14.
Филон к тому же использует «койнония» в смысле ощущения «дающего часть» или важность, которое редко в светском греческом.
Слово «койнония» в Абсолюте тождественна общению. В Гал.2:9 апостолы подали руку общения как выражение полного общения, утверждённого, посредством общей веры в Христа, и таким образом ранние верующие были представлены апостолам. В Деян.2:42 «койнония» не обозначает конкретное общество или собрание христиан, которое в то время ещё не отделило себя легально и культурно от Иудейской общности, скорее это слово «койнония» представляет собой круг закрытого типа общения. Это не может просто обозначать общность добра вообще – это скорее абстрактный и духовный термин общения братского согласия, утверждённый и выраженный в жизни сообщества.
Билли Грэмм, говоря об общении, так выражает свою мысль: «Бог создал нас по Своему подобию, чтобы поставить нас над остальным Своим творением (Пс.8:5-6) и обладать нашим поклонением и общением с нами, пока мы ходим путями, которые Ему угодны. (Пс.1:1-2) (16.чт.37).
Стоит вспомнить Саула, который потерял общение с Богом, нарушив Его волю. Поистине, Бог имеет общение с праведными!
Но тут возникает вопрос: «кто праведен?» .Нет праведного ни одного «потому что все согрешили и лишены славы Божией» - Рим.3:23. Но в этом и чудо, что лишившись славы Божией в Эдемском саду, и потеряв непосредственное общение с Богом, человек не лишился опосредованного общения со своим Творцом. Верне будет сказать, что Бог со Своей стороны не лишил полностью человека способности общения с Ним, и человека с человеком.
Адаму был задан важный вопрос: «Где ты?». Сегодня современному человеку этот заданный Богом вопрос, продолжает звучать в каждом времени и поколении. От того как человек отвечает на этот вечный вопрос, во многом зависит его возможность или невозможность, вновь быть в общениис Богом и ощутить Его присутствие и благословения.
Какие же виды общения праведного Бога с грешным человеком мы можем обнаружить? Давай те коротко рассмотрим некоторые из них.