7. 5. Теория речевой деятельности

Виктор Тарасенко
7.5. ТЕОРИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Процессы производства речи и речевоспиятия связываются со всей системой человеческой деятельности, и реальная системность языка видится во взаимосвязи и организации языковых единиц той деятельности, ради которой они существуют.
Речевая деятельность строится в соответствии целям и задачам говорящего человека.
Теория речевой деятельности включает в себя процессы порождения, восприятия и усвоение речи в контексте речевого общения и деятельности, детерминирует речь.
Речевое общение рассматривается с деятельной позиции как целенаправленная мотивированная человеческая активность. Речь также изучают как акустическое явление с помощью различных наук: акустики, инструментальной фонетики, физиологии, психологии.
В этих дисциплинах существуют «зоны перекрытия»,  в ряде случаев границы между ними не отчётливы. (44.ст.36).

7.5.1. Звуковая речь.
Звуковая речь реализуется в форме длительности сигналов. Она состоит из сложных звуков, поскольку в её производстве принимает участие, кроме основного источника (колебания голосовых связок) система резонаторов в надгортанных полостях. Основной тон связан с областью низких частот от 50 до 400 Гц, он включается в образованных гласных и звонких согласных звуков. (44.ст.35).
Человеческий голос способен выделять целую гамму звуков.
7.5.2. Система тонов
Ещё в 19 веке А.Д. Коровякова выделяла такие тона:
7.5.2.1. Тёмное, глухое-светлое, ясное.
7.5.2.2. Узкое, сжато-широкое, открытое.
7.5.2.3. Тяжёлое-мягкое.
7.5.2.4. Жесткое-мягкое.
7.5.2.5. Спокойное-живое.
7.5.2.6. Холодное-горячее.
Как добиться того или другого окрашивания?
Например, расположив рот для артикуляции «У» мы произносим все гласные звуки неизбежно с тёмной, глухой окраской. Тогда, как все гласные звуки получат ясную, светлую окраску, если мы будем произносить их, расположив органы артикуляции как бы для произнесения звука «И». (27. Ст.27).
Особенно важно и необходимо уметь пользоваться различными тонами речи тому, кто выступает публично перед аудиторией. Обращали ли вы внимание на то, что каким бы содержательным и насыщенным не был доклад или проповедь, слушать это становиться невыносимо, если докладчик, или проповедник излагает свою речь в одном однообразно-монотонном тоне?
Чтец читает не для себя, а для слушателей, и поэтому во время чтения всё его внимание, все его духовные силы направлены на то, чтобы заставить слушателей представить себе, понять, эмоционально пережить и нравственно оценить то о чём говориться в тексте. (27.ст.41).
Кроме того, выступающему публично, необходимо владеть и другими составляющими техники речи.

7.5.3. Паузы в речи.
Как без слога не бывает слова, так без паузы не бывает речи. Пауза выполняет несколько функций в речи: она необходима для того чтобы оратор имел возможность вздохнуть, сделать смысловое ударение и т.д. паузы в речи могут быть различны:
7.5.3.1. Логические паузы.
Это паузы, которые отделяют фразу от фразы или звено от звена. Степень смысловой связи между звеньями определяет длительность пауз: чем связь меньше, тем пауза длиннее, чем связь теснее, тем пауза короче.
7.5.3.2. Психологические паузы.
Это паузы, которые обусловлены чувством, настроением или намерением чтеца.
7.5.3.3. Паузы припоминания.
«А этот (как его?), он турок или грек?»
Паузы припоминания (отыскивание нужного слова) придаёт исполнению импровизированный характер, но злоупотребление ими создает впечатление нарочитости.
7.5.3.4. Паузы умолчания.
«Хоть ты всегда был для твоей дочери …… я дичилась тебя»
Паузы умолчания обычно заданы автором в виде многоточия, а задача чтеца – насытить их психологическим содержанием.

7.5.3.5. Паузы напряжения.
Неожиданная остановка (на самом интересном месте) напрягает внимание слушателей и придаёт последующим словам особую значимость.
Паузы напряжения наиболее активны и содержательны. Если исполнитель делает остановку для того, чтобы последующим текстом удивить, поразить слушателей, то ему, естественно, надо накопить необходимый запас видений и отношений – представить себе то, чем он хочет удивить слушателей.

7.5.3.6. Физиологические паузы.
Эти паузы характеризуются физиологическим состоянием (больной, пожилой, запыхавшийся и т.д.) (27. Ст.48).
Ораторское искусство, родиной которого явилась Античная Греция, играло важную роль в общественной и политической жизни Римской империи.
Всю историю римского красноречия можно разделить на два периода: время А. Лициния Красса и М. Антония и время Цицерона.
Цицерон говорил: «Оратор тот, кто умеет говорить о низком просто, о высоком важно, а о среднем умеренно». (48. Ст.350).
Всего этого не достичь, если не использовать весь спектр голосового аппарата.

7.5.4. Главные качества звучания устной речи.

7.5.4.1. Сила голоса.
Сила голоса определяется его громкостью и зависит от активной работы органов дыхания и речи. Силу голоса можно изменять и улучшать. Для этого существуют специальные дыхательные упражнения.

7.5.4.2. Высота голоса – его способность к тональным изменениям, т.е. его диапазон. Обычно в нормальный диапазон входят 1,5 -2 октавы, но в бытовой речи человек использует чаще всего лишь 3-4 ноты.
Расширение речевого диапазона весьма желательно, но добиваться этого следует осторожно.

7.5.4.3. Тембр голоса – его окраска.
Обусловлен с одной стороны индивидуальными особенностями строения речевого аппарата, с другой стороны эмоционально-волевым соделжанием речи.

7.5.4.4. Подвижность голоса – его гибкость.
Способность без усилий и напряжения меняться по силе, высоте и тембру. В какой-то мере подвижность голоса обеспечивает и лёгкость изменения темпа речи. Вместе с тем, подвижность голоса должна сочетаться с его устойчивостью: голос не должен колебаться «качаться».

7.5.4.5. Благозвучность голоса – чистота его звучания.
Отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сипения, гнусавости). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость или «металичность» звучания голоса. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта – у твердого нёба и зубов.

7.5.4.6. Полётность голоса – его способность «заполнять» то пространство, где он звучит, обеспечивает его хорошую слышимость. Полётность – это собранность звука. (27. Ст.102).

Теория речевой деятельности позволяет лучше понять, как образуется речь, и каким образом её улучшить. Все эти данные на мой взгляд могут быть полезны в подготовке произнесения проповеди, т.к. проповедь является также одним из видов публичного выступления. Овладение техникой речи позволяет улучшить связь с аудиторией, и таким образом, наладить более тесное общение между ними.
Всю эту информацию необходимо знать любому оратору, и конечно же, проповеднику, для того, чтобы лучше осуществить контакт с аудиторией, налаживая то главное – общение между ним и аудиторией, и между аудиторией и самим Богом.