Наука и её химера

Виктор Морозов
     Философия – это родоначальница, исток науки, её основных направлений. Эти направления подобны руслам рек, которые длительное время несут потоки разнообразных сведений, знаний о мире. Незаметно возникла иллюзия того, что роль философии как единого истока для знаний не очень важна, поскольку их воплощение на практике   коренным образом изменяло жизнь людей. В действительности значение философского осмысления получаемого знания возрастала всегда, но незримо, сосредотачиваясь на фундаментальных направлениях развития науки. Философия не могла успевать за бурным развитием науки и технологий. Их взаимосвязь постепенно утончалась, утрачивалась, размывалась. Процесс размежевания философии и науки усиливали многие факторы политического, экономического, религиозного, культурного и иного свойства - все то, что, в принципе, разделяет людей, противопоставляет их друг другу. По прошествии столетий,  обособленное развитие наук и философии привело к тому, что наука с маниакальной настойчивостью продолжает убеждать всех, что еще чуть-чуть и, вгрызаясь в тело материи, разрушая её, она сможет самостоятельно, наконец, обнаружить «кирпичик» мироздания. Но не в этом состоит основное заблуждение  современной науки. Главное её заблуждение состоит в том, что она связывает свое будущее с особой элитарной корпоративной научной средой. Наука стремится стать обычной транснациональной корпорацией (ТНК), где попытается поглотить в человеке самую его суть – творческое начало, скрытое в его индивидуальности. Для науки – это губительный проект, поскольку корпоративные интересы уничтожают возможность появления качественно новых идей, способных не заполнять мир технологическими новациями, а изменять его к лучшему. ТНК – это химера, хищник, который прореживает интеллектуальную среду с тем, чтобы создавать комфортные условия для тех, кто поддерживает корпоративные научные традиции на «высоком» теоретическом и технологическом уровне. Процесс постепенного превращения науки в транснациональную рыночную корпорацию (ТНК) – тема, которая требует отдельного обсуждения. Однако, необходимо обратить внимание на то, что сложившаяся архитектура научного мировоззрения до сих пор не содержит своей собственной логики построения и, как следствие, наука даже не помышляет о единой цели своего развития. В науке сейчас логика её собственного развития привносится извне, имеющая к ней косвенное отношение. В результате научные идеи и цели замыкаются технологиями и не способны к синтезу. Они оказываются несовместимыми друг с другом, противоречат и создают хаос, наукообразную среду, сильно напоминающую, по сути, мифологию. Не превратиться в обычную мифологию науку спасает только то, что она апеллирует к открытым объективным законам, справедливость которых установлена экспериментально. Но, к сожалению, в рамках всеобщего хаоса наукообразной мифологии, сами по себе объективные законы не смогут обрести свое единство и тем самым спасти науку от фундаментального кризиса. Такой кризис может стать неизбежным, потому что объективным законам может придать единство не еще один, подобный им закон, а только их первопричина. Но проблема состоит в том, что истинность этой первопричины можно осознать только в рамках единства логики и истории, а вот этого-то единства как раз и не наблюдается. Логика, которой пользуется наука не для доказательства своих многочисленных относительных истин, а для собственного развития, находится во власти традиционного исторического процесса, эволюция которого хаотична и может в любой момент потерпеть полный крах. То, куда вольно или невольно направляют этот процесс люди, иначе как вселенский, Большой хаос, назвать затруднительно. Выбранное в прошлом направление исторического процесса требует своего коренного изменения, но для этого предстоит проделать крайне трудную для всех процедуру – «вернуться» назад, в прошлое. Вернуться с тем, чтобы  обнаружить и исправить некое экзистенциальное заблуждение у людей, которое, проделав  в истории длительный путь и проникнув во все сферы их деятельности, начиная с религии и кончая наукой, препятствует прогрессу цивилизации.