Тихий сквер. Часть 1. Прелюдия

Ярослав Полуэктов
ТИХИЙ СКВЕР. Часть 1. ПРЕЛЮДИЯ 


Ярослав Полуэктов
архитектор

И снова о Кемерове и о "Зимней Вишне".
Теперь уже о проектировании и строительстве
ПАМЯТНОГО СКВЕРА на этом месте.


Часть 1. ПРЕЛЮДИЯ
(длинновата, но без неё никак)

1.
Попёрли первые (НЕУКЛЮЖИЕ  и пока не обнародованные) ЭСКИЗЫ на памятный сквер.  Парочка эскизов исходит от фирмы, выбранной для исполнения заказа. Эскизы страдают СЫРОСТЬЮ, что для эскизной стадии, в общем-то, не удивительно. Но ИДЕИ НИКАКУЩИЕ, вот в чём дело!
   В эскизах налицо ФОРМАЛИЗМ, БАНАЛЬЩИНА, что обозначает отсутствие глубокого проникновения в тему. Кто рулит процессом? Клерк, менеджер, или уставший от всего архитектор?
   Концепции, разумеется, в мозгах авторов имеются, но построены они, на мой взгляд, на искренних ЗАБЛУЖДЕНИЯХ и на ШТАМПОВАННЫХ примерах. Индивидуальности в эскизах НОЛЬ!
   Ладно, что архитекторы не гении (ведь где их нынче найдёшь). Главная организационная - изощрённая находка или странность - та, что НЕ БЫЛО никакого КОНКУРСА хотя бы на проектное предложение!
   То есть ЛУЧШИХ ИЗ ЛУЧШИХ и НЕ ИСКАЛИ: проект заказали проверенной фирме, которая, извините, "умеет лучше всех делать под козырёк". И попёрли вперёд. А там уж как покатит.
   Хорошенькое дельце для СТАТУСНОЙ ситуации!  Горе всероссийское, а проектик провинциальный, похоже рисоваться будет "на коленке", ведь срок-то назначен ого-го какой сжатый. Тут уж не до высокого дизайна!
   Но самое главное при таком оргподходе то, что планируется не только скоростное исполнение проекта (и стройки), но и грозно приближается теперь уже АРХИТЕКТУРНАЯ КАТАСТРОФА.
//На ум тут приходит аналогия из другой области творчества - с Юлей Самойловой. Там точно так же "поставили не на ту лошадку", то есть на полностью БЕСТАЛАННУЮ, СЕРЕНЬКУЮ певицу, инвалида, жмя на жалость что ли? требуя с неё победы в международном! конкурсе, а получили заслуженную европейскую оплеуху.//

Неужели в далёких, пусть "промышленных провинциях", уж извините за сленг, архитектурный китч со спешками - "под ленточку" - являются неистребимой сущностью провинций?  Кто нас (архитекторов) так опустил? Уж не мы ли сами понизили себя в должности, и из дирижёров арх.музыки в "проклятые 90-е" превратились в ИСПОЛНИТЕЛЕЙ проектов, в проектировщиков, пляшущих под ДУДКИ ЗАКАЗЧИКОВ?
   Фу как дурно всё пахнет.
Но нельзя ли как-нибудь исхитриться, чтобы вместо китча, ставшим в Кемерове уже привычным делом, получить, наконец-то, (уж не до шедевра, хотя почему бы нет), но хотя бы ТАЛАНТЛИВУЮ и ГЛУБОКУЮ работу, за которую не стыдно перед коллегами в России (а почему не в мире? мы не способны ни на что? даже индивидуально мыслить?)?
//Ощущение, что в Кемерове ВЫВЕЛИСЬ ПРОФЕССИОНАЛЫ. Но это именно ощущение. Профессионалы есть, но в провинцгородах их осталось не так уж много: лучшие, в том числе талантливая молодёжь, разъехались по столицам. А также  их упорно стараются не замечать. Начиная с 90-х. Ибо честные профессионалы неудобны в обращении: они вечно чего-то шебуршатся, чего-то талдычат: о предназначении, о дирижёрстве, о служении народу. Странные люди! Для  бизнеса лучше архитектор серенький, но послушный. //

2.
А также ОЧЕВИДНА спешка Администрации Кемеровской области, на которой "самоповешалась" (возможно не без президентской инициативы) обязанность увековечит трагедию "Зимней Вишни".
   Повторюсь, что, похоже, при сочетании указанных факторов, вместо ДОСТОЙНОГО СОБЫТИЮ Памятного сквера, который с помощью  профессионалов желает получить народ, уважаемый на словах народ может получить натурально провинциальный, очередной ЭРЗАЦ.
   Перерезание ленточки, обещанное народу И.О. губернатора тов.Цивилёвым и назначенное на 1 сентября с.г., похоже, действует не на пользу, а "зломагически".
   И мы этой ЗЛОЙ МАГИИ кажется готовы поверить. И наивно рассчитываем на благоприятный исход.
   Увы, ребята! Идёт вовсе не по тем рельсам. Идёт как всегда: то наспех обещая что-то, то приостанавливаясь - после первого же замаха. Стратегия называется ТЯП ЛЯПОМ. И процесс идёт скорей "для галочки", нежели от души.
   Хорошо бы, если б я ошибся, и все мои домыслы оборотились бы старческой конспирологией, все бы посмеялись надо мной, а СКВЕР вышел бы всем на удивление  СУПЕРСКОЙ вещью, которую опубликовали бы во всех ведущих архитектурных журналах (мира, конечно).
   Хорошо бы, если бы люди повалили в Сквер Памяти валом, увидев в нём архитектурное откровение, увидели бы там и чувства, и тактичный подход, и скромные чудеса дизайна, а не стандарт с провинциальной безвкусицей; не ремесленную подделку, а настоящее архитектурное искусство.
   Я бы многое отдал за это.
   Увы, не уверен, что случится так.
   Увы, похоже на мечты, на сон.
   - Спустись с облаков, мечтатель, - мне говорят, - протри зенки, сними очки, обмажься земляной грязью, посмотри в календарь - год-то осьмнадцатый, XXI-й век, только что бомбардировка прошла...
   - Чего?
   - Ну это, страну ограбили... мерикосы проклятые, денег нет и не будет, кругом одни либералы, олигархам до твоего искусства дела нет, вот чего. И вообще сдай диплом в архив. Архитектура это не музыка, а бизнес. Ща в дирижёрах бизнесмены, а ты - дерьмо на палочке.
А я наивно продолжаю верить в чудо.
3.
Воистину: и добро, и зло творят сами люди. А им, как могут, помогают=руководят Администрации - города и области. Вот именно, что "как могут". То есть "не фонтан".
   А дело могло бы быть организовано взвешено и профессионально. Увы, похоже не так.
   И это ГОРЬКО сознавать!
   Поэтому (не претендуя на Нострадамусов и Чернышевских),  я пишу свой горестный ремикс на роман "ЧТО ДЕЛАТЬ".
   Дойдёт этот роман до Администрации Кем.области, или до бедолаг архитекторов, на которых я посмел "голос повысить", - кто его знает. Но буду стараться. Заодно и проверю "кто есть кто".
   Могут заклеймить простой дискуссионной формулой - мол, а ты сам нарисуй как видишь, критиковать-то, мол, каждый горазд.
   На что могу ответить лишь одно: формулировка основополагающих принципов при проектировании, то есть создание НАБРОСКА ИДЕОЛОГИИ Сквера Памяти, а также предупреждение о расставленных граблях с их точными адресами - это уже ВКЛАД в процесс, или вектор движения.
   Проектировать должны МОЛОДЫЕ и ТАЛАНТЛИВЫЕ архитекторы, а не пенсионеры, пусть даже с некоторыми заслугами. Хотя некоторые формально пенсионеры - живчики те ещё! Могли бы и им поручить проект: задача-то СУПЕРТОНКАЯ и сложная! Это НЕ РЯДОВОЙ сквер!
   А задача пенсионеров моего типа (то есть архитектурно-графоманского типа): полагаясь на личный опыт подсказать молодым ПУТЬ (вектор, принципы, вИдение).
    Вот это я и делаю. Так как чувствую. Кто-то прислушается, а кто-то проигнорирует. На то она и жизнь, чтобы в борьбе мнений рождалась истина.
----------------

В части 2-й "МОИ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ" смысл такой: доведись мне проектировать ДАННЫЙ ПАМЯТНЫЙ СКВЕР "ТИШИНЫ" или "ТИХИЙ СКВЕР", то я бы пошёл по пути, который там и описываю.
А уж другие пусть поступают как знают. Моя власть на них не распространяется. Ибо нет у меня на будущих авторов власти, а только свои ПРИНЦИПЫ. А также я не монах и не проповедник, чтобы кого-либо переводить в свою веру.
Метки: Зимняя_Вишня, Кемерово-моя-родина, Тихий_сквер.


Часть 2 читать тут: http://www.proza.ru/2018/05/28/589.